Дело № 3а-578/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 22 августа 2016 года
Нижегородский областной суд в составе: председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Якимовой А.О.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области – ФИО6,
представителя Территориальной избирательной комиссии Ветлужского района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва – ФИО7,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО12 к ФИО2, Территориальной избирательной комиссии Ветлужского района с полномочиями окружной избирательной комиссии № об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО2,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 ФИО13 обратился в суд с административным исковым заявлениям об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО2, ссылаясь на то, что 16 июня 2016 года постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области №-V на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва. Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 09 июня 2016 года № «О совмещении избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва» на территориальную избирательную комиссию Ветлужского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
ФИО1 ФИО14 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № (решение ТИК Ветлужского района от 04 августа 2016 года №).
ФИО2 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутым Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия в Нижегородской области» (решение ТИК Ветлужского района от 23 июля 2016 года №).
Согласно информации Информационного центра ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО2, указавший в заявлении о согласии баллотироваться сведения о том, что он не судим, 27 декабря 2006 года был осужден Ефремовским городским судом Тульской области по части 1 статьи 228 УК РФ. Таким образом, ФИО2 скрыл сведения о своей судимости, которые существовали на момент принятия территориальной избирательной комиссией о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области, но не были и не могли быть ей известны.
Судом в качестве соответчика в дело была привлечена Территориальная избирательная комиссия Ветлужского района с полномочиями окружной избирательной комиссии №.
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Ветлужского района с полномочиями окружной избирательной комиссии №ФИО7 согласилась с заявленными исковыми требованиями.
В судебное заседание ФИО1 ФИО15., ФИО2, представитель Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. При этом представитель Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области просил рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителя партии.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО6, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административных исковых заявлений, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 июня 2016 года №-V «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 09 июня 2016 года № «О совмещении избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва» на территориальную избирательную комиссию Ветлужского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
ФИО1 ФИО16 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № (решение ТИК Ветлужского района от 04 августа 2016 года №).
ФИО2 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутым Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия в Нижегородской области» (решение ТИК Ветлужского района от 23 июля 2016 года №).
Из имеющегося в материалах дела заявления ФИО2 о согласии баллотироваться от 06 июля 2016 года видно, что графа «сведения о судимости кандидата» не заполнена.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом «з» пункта 7 названной статьи (установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости), а также подпунктом «а» пункта 7 в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Анализ содержания приведенной нормы свидетельствует о том, что сокрытие кандидатом сведений о судимости федеральный законодатель предусматривает как в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
Статьей 33 ФЗ №67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, поданном в избирательную комиссию в письменной форме, выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1).
Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Анализируя приведенные нормы суд приходит к выводу, что обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.
Судом установлено, что приговором Ефремовского городского суда Тульской области от 27 декабря 2006 года ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде штрафа. Данный факт подтвержден также сведениями ИЦ УМВД России по Нижегородской области.
Между тем из заявления ФИО2 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, поданного в избирательную комиссию видно, что в графе «Сведения о судимости», ФИО2 не указал сведения о судимости.
При этом обстоятельства наличия у ФИО2 судимости являются вновь открывшимися, поскольку существовали на момент принятия решения территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2016 года №, но не были и не могли быть известны территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №.
Анализ приведенных выше норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, а также предусматривающих основания для отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на вхождение в состав представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Суд считает, что в рамках настоящего дела достоверно установлен факт сокрытия ФИО2 сведений о судимости, указание которых в силу закона, предъявляющего в этой части повышенные требования к кандидату и его репутации, является обязательным и необходимо для формирования полного и объективного восприятия избирателями информации о кандидате, притом что именно кандидат обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться, четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению и заполнению документов, необходимых для его регистрации, и несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
При таком положении суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва ФИО2, выдвинутого в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № по мотиву сокрытия сведений о судимости.
Руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 ФИО17 удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 23 августа 2016 года
Судья областного суда В.Н. Нуждин