Дело № 3а-57/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2017 года г. Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Васляева В.С.,
при секретаре - Шургаевой Л.Н.,
с участием представителя административного истца - Басхмджиева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Город Шахмат» к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Акционерное общество «Город Шахмат» (далее - АО «Город Шахмат», Общество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок из категории земель населенных пунктов – под административное здание, с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***. Кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия», составила *** (***) рублей *** копейки, что, по мнению истца, существенно превышает его рыночную стоимость.
Общество обратилось за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка составила *** (***) рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия № *** от 27 октября 2017 года заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено, со ссылкой на несоответствие отчета требованиям, установленным федеральными стандартами оценки, поскольку оценщиком выбраны объекты-аналоги, несопоставимые по площади с объектом оценки.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права как плательщика земельного налога, размер которого в соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 23 октября 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости – *** рублей.
В судебном заседании представитель АО «Город Шахмат» Басхмджиев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованного лица – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения административных ответчиков и заинтересованного лица, отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в п.6 Постановления № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из содержания с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли является земельный налог.
Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно п.8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО № 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 ч.11 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки (абзац 5 ст.24.18 Закона).
Судом установлено, что АО «Город Шахмат» на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов - под административное здание, с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***.
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № ***, выданным 8 июня 2016 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Город Шахмат» имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года № 542 «О результатах государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете по состоянию на 1 января 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная данным постановлением, составляет *** рублей *** копейки, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2017 года. Датой определения кадастровой стоимости и датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости является 23 октября 2014 года.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету № *** от 12 сентября 2017 года, составленному независимым оценщиком К.Н.А., членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» (включен в реестр 4 июля 2014 года под регистрационным № ***, свидетельство № *** от 4 июля 2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 23 октября 2014 года составила *** рублей.
Изучив отчет об оценке, суд приходит к выводу, что представленный обществом отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.3 и ст.4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков – юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно ст.12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Представленный истцом отчет № *** от 12 сентября 2017 года, составленный независимым оценщиком К.Н.А., подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
В соответствии с п.11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (п.10 ФСО № 1).
Эксперт оценил преимущества и недостатки каждого подхода, в результате применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков в г. Элиста на дату оценки. В качестве аналогов объекта оценки экспертом выбрано 3 объекта сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки. На основе полученных результатов эксперт определил итоговую стоимость земельного участка.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Представители административных ответчиков и заинтересованного лица, ознакомленные с имеющимися в материалах дела результатами оценки земельного участка, не представили суду доказательств, опровергающих указанные величины рыночной стоимости земельного участка, и не оспаривали результаты проведенной истцом оценки, а также не заявляли ходатайств о назначении по делу экспертизы.
С учетом изложенного, суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчете № *** от 12 сентября 2017 года об определении рыночной стоимости земельного участка, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этому размеру.
Согласно положениям абз. 5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Принимая во внимание, что для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (в данном случае 29 сентября 2017 года).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Акционерного общества «Город Шахмат» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного под административное здание, с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, в размере рыночной стоимости – *** (***) рублей по состоянию на 23 октября 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья В.С. Васляев