3а-57/2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
19 августа 2019 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клевцовой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Александровой А.В.,
с участием прокурора прокуратуры Курской области Борисовой Е.С.,
представителей административного истца муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» муниципального образовании «Город Железногорск» Курской области - ФИО1 и ФИО2,
представителя административного ответчикакомитета по тарифам и ценам Курской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» муниципального образовании «Город Железногорск» Курской области к комитету по тарифам и ценам Курской области о признании недействующим постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 № 285 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП « Горводоканал» города Железногорска Курской области на 2019-2023 годы» с приложениями № 1, № 2,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 № 285 для муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» муниципального образовании «Город Железногорск» Курской области ( далее - МУП, МУП «Горводоканал») установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы: приложение № 1 – долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, приложение №2 - тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы с календарной разбивкой. Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 № 284 для МУП «Горводоканал» муниципального образовании «город Железногорск» Курской области утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы.
МУП «Горводоканал» муниципального образовании «город Железногорск» Курской области, предоставляющее потребителям услуги по водоснабжению и водоотведению, обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 № 285 (далее также – комитет, комитет по тарифам и ценам ) с приложениями №1, № 2 недействующим.
В обоснование требований административный истец указал, что ответчик при установлении тарифов на длительный период регулирования не учел экономические интересы и экономически обоснованные расходы МУП, как организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. Административный истец считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением установленной законом процедуры и не соответствует нормативным положениям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2018 №1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году». Установленные комитетом тарифы экономически необоснованны, так как при принятии тарифного решения регулирующий орган неправомерно отказал во включении в состав необходимой валовой выручки затраты на материалы и малоценные основные средства, контроль качества воды и сточных вод, аренду земельных участков, земельный налог, налог на прибыль, неполученные доходы прошлых периодов, средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним, расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, отдельные расходы на ГСМ, общехозяйственные расходы, расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения, административные и производственные расходы, расходы по сомнительным долгам, расходы на электроэнергию, теплоэнергию.
Представители административного истца ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленный административный иск поддержали по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении и в дополнении к административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика комитета по тарифам и ценам Курской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного иска возражала, поддержала доводы, изложенные в направленном отзыве и дополнениях к отзыву, указав, что процедура принятия оспариваемого нормативного акта соблюдена, а права истца не нарушены. Считает, что оспариваемое постановление комитета не противоречит Федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (пункт 7).
Выслушав представителей МУП «Горводоканал» муниципального образовании «город Железногорск» Курской области ФИО1 и ФИО2, возражения на административный иск представителя комитета по тарифам и ценам Курской области ФИО3, а также заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется, исследовав материалы дела, представленные в суд материалы тарифного дела, оценивая фактические данные в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1); утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (пункт 3).
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 1, 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12. 2011 № 416-ФЗ определены виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.
На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12. 2011 № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов, Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
Правоотношения в сфере государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения регламентированы также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.
Комитет по тарифам и ценам Курской области является органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 9) Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 № 230-па). Из пункта 4.1. указанного Положения следует, что для определения основных направлений деятельности комитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган (Правление комитета) общей численностью не более 9 человек; в состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав коллегиального органа с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании); председатель комитета является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности своими распоряжениями.
Распоряжением председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.09.2016 № 1 «О внесении изменений в распоряжение председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.03. 2012 № 1 «О Правлении комитета по тарифам и ценам Курской области» утвержден действующий на 2018 год персональный состав Правления.
Распоряжением председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.09.2015 № 1 «О порядке деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области» утвержден Порядок деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области (далее -Порядок деятельности Правления), действующий на декабрь 2018 года.
В соответствии с пунктом 7 Порядка деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области (утвержденного Распоряжением председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.09.2015 №1) председательствующим на заседаниях Правления является председатель комитета, а в его отсутствие - заместитель председателя комитета. В силу пунктов 16-18 указанного Порядка постановление об установлении тарифов подписывается председателем комитета либо его заместителем (председательствующим на соответствующем заседании Правления). Протокол к постановлению должен быть подписан председательствующим и членами Правления. Регистрация постановлений комитета ведется в журналах согласно номенклатуры дел комитета, с присвоением регистрационного номера. Постановления комитета подлежат опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановления комитета об утверждении тарифов, о признании утратившими силу постановлений об утверждении тарифов, являющиеся нормативными правовыми актами, иные акты публикуется в порядке, установленном постановлением Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области».
Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 №285 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Горводоканал» города Железногорска Курской области на 2019- 2023 годы» опубликовано на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 20.12.2018г., официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2018г., в газете «Курск», № 52, 26.12.2018г. (опубликован без приложений).
Поскольку оспариваемое постановление комитета принято в установленных форме и виде, подписано уполномоченным на то должностным лицом комитета в соответствии с Порядком деятельности Правления комитета, соблюден установленный порядок опубликования и вступления его в силу, следовательно, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативного правого акта в действие были соблюдены.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» постановлением Администрации города Железногорска Курской области от 23.01.2013 № 153 муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» города Железногорска Курской области определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования «Город Железногорск» Курской области. Таким образом, МУП «Горводоканал» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенной решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения по цене, установленной уполномоченным органом регулирования.
27.04.2018г. МУП «Горводоканал» города Железногорска Курской области представило в комитет по тарифам и ценам Курской области производственную программу в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с предварительным расчетом одноставочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы с прилагаемыми материалами.
Согласно п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования.
Процедура принятия нормативных и ненормативных актов органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирована: разделом IV указанных Правил; Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э.
Приказом комитета от 07.05.2018 № было открыто дело об установлении тарифов, определении метода регулирования тарифов и назначении уполномоченного. Уведомлением от 07.05.2018 № копия указанного приказа была направлена в адрес МУП «Горводоканал». Извещениями от 23.11.2018 №№, от 06.12.2018 №, от № МУП «Горводоканал» приглашался на заседание Правления комитета, что представителями МУП не оспаривалось в судебном заседании.
Исследуя материалы тарифного дела, объяснения представителей сторон, показания специалиста комитета по тарифам и ценам Курской области ФИО4, являющейся уполномоченным по тарифному делу № 07.1-2183, допрошенной в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что формирование тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Горводоканал» муниципального образовании «Город Железногорск» Курской области на регулируемый период 2019-2023 годов произведено комитетом в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; приказа ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В пункте 30 Основ указаны методы, применяемые при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым относится и метод индексации.
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
Перечень обосновывающих материалов, необходимых для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, определен пунктом 17 указанных Правил.
Согласно пункту 18 Правил, для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 Правил, является исчерпывающим. В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил, отказ в открытии дела не допускается. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
Согласно пункту 20 Правил, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Согласно пункту 21 Правил представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
Таким образом, вопреки доводам представителей административного истца у регулирующего органа отсутствует обязанность запросить дополнительные сведения у регулируемой организации. Регулируемая организация наделена правом по своей инициативе представлять дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов, правом на ознакомление с материалами тарифного дела.
Учитывая, что решение об открытии дела об установлении тарифов вынесено органом регулирования 07.05.2018г., а оспариваемый нормативный правовой акт принят комитетом 19.12.2018г., то у МУП имелась возможность представить в орган регулирования дополнительные материалы, подтверждающие обоснованность заявленной позиции. В данном случае в указанный период муниципальное унитарное предприятие МУП «Горводоканал» в комитет по тарифам и ценам Курской области дополнительных документов не предоставляло.
Проверив постановление комитета на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).
Одним из применяемых при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методов является метод индексации (пункт 30 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Обращаясь с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации МУП «Горводоканал» в качестве обоснования заявленного требования ссылается на то, что установленные комитетом тарифы являются экономически необоснованными, поскольку при принятии тарифного решения регулирующий орган неправомерно не включил в состав необходимой валовой выручки затраты на материалы и малоценные основные средства, контроль качества воды и сточных вод, аренду земельных участков, земельный налог, неполученные доходы прошлых периодов, средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним, расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, отдельные расходы на ГМС, общехозяйственные расходы, расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения, административные и производственные расходы, расходы по сомнительным долгам, расходы на электроэнергию, теплоэнергию.
По результатам проведения экспертизы 17.12.2018г. экспертной группой специалистов комитета по тарифам, как органа регулирования, составлено экспертное заключение, согласно которому экспертами рассмотрены расчетные материалы, произведен анализ документов предприятия и сделаны выводы по исключению определенных сумм расходов предприятия. Выводы экспертного заключения основаны на материалах тарифного дела, содержат основные показатели и расчеты тарифов, нашли свое подтверждение в ходе судебного рассмотрения заявленного административного иска.
В силу пункта 29 Основ ценообразования расчетный объем отпуска воды, (объем принятых сточных вод) рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам.
Поскольку предлагаемый МУП «Горводоканал» на 2019-2023 годы ежегодный объем реализации воды 6307,9 тыс. куб. м, ежегодный объем водоотведения 6487,6 тыс. куб. м не был обоснован в соответствии с требованиями вышеуказанных Методических указаний, то органом регулирования ежегодный объем реализации воды, водоотведения на 2019 -2023 годы принят на уровне фактических показателей за 2017 год, что соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объем потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования (пункт 7 Методических указаний).
В силу пункта 27 Основ ценообразования уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Поскольку показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения для МУП «Горводоканал» не утверждены, комитетом ежегодный объем потерь на 2019-2023 годы запланирован в объеме 1222,9 тыс. куб. м или 13,9% на уровне фактического показателя за 2017 год.
Схема водоснабжения и водоотведения на период 2014-2018 годов и на перспективу до 2023 года, утвержденная постановлением администрации города Железногорска от 08.12.2014г. №3202, на которую ссылается МУП «Горводоканал», в рамках тарифного дела предприятием представлена не была.
Согласно пункту 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются: 1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; 2) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; 3) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда; 5) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; 6) общехозяйственные расходы; 7) прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
МУП «Горводоканал» был представлен расчет расходов на ГСМ в целом по предприятию на сумму 4900,2 тыс. руб. исходя из фактических объемов ГСМ за 2017 год, средней цены на 2018 год на основании 2 коммерческих предложений: ООО «НЕФТЕТРАНС» и ООО «ПЕРСПЕКТИВА», с индексом роста на 2019 год 110%.
Комитетом расходы на ГСМ на 2019 год определены предприятию в сфере холодного водоснабжения в сумме 1983,0 тыс. руб., в сфере водоотведения 2072,4 тыс. руб. исходя из фактических расходов 2017 года с ростом на 2018 год - 103,6 % на 2019 год-104,3% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России.
Как следует из экспертного заключения расходы на материалы на 2019 год предложены МУП «Горводоканал» в сфере холодного водоснабжения в сумме 388,2 тыс. руб., в сфере водоотведения в сумме 885,2 тыс. рублей без приложения расчета заявленных сумм и подтверждающих расходы документов. В связи с чем данные расходы обоснованно не приняты комитетом.
Общехозяйственные расходы по сфере холодного водоснабжения на 2019 год предложены МУП «Горводоканал» в сумме 2127,0 тыс. руб., в сфере водоотведения в сумме 2478,6 тыс. рублей. Комитет, учитывая содержание экспертного заключения, другие материалы тарифного дела согласился с расходами по предприятию на 2019 год на проведение медосмотров в размере 169 тыс. руб. ; на спецпитание – 474,7 тыс. руб.; расходами на поверку приборов учета -87,7 тыс. руб., расходами на транспортные услуги по пассажирским перевозкам, связанным с ежедневной доставкой работников на водозабор «Березовский», - 974,2 тыс. рублей.
Расходы на природоохранные мероприятия органом регулирования исключены, так как МУП представил перечень мероприятий и их ориентировочную стоимость без документального подтверждения. По другим видам общехозяйственных расходов также предприятием не были представлены договоры и другие подтверждающие документы.
Расходы на проведение контроля качества воды на 2019 год предложены МУП «Горводоканал» в сумме 1900,0 тыс. руб., а расходы на услуги по обращению с осадком сточных вод на 2019 год предложены в сумме 465,0 тыс. руб. без предоставления подтверждающих заявленные расходы документов. В связи с чем данные расходы обоснованно не приняты комитетом при разработке и принятии нормативного правового акта.
МУП « Горводоканал» расходы на текущий и капитальный ремонт объектов системы водоснабжения на 2019 года в рамках тарифного дела предложены в суммах 8628,5 тыс. рублей и 20955,0 тыс. рублей, на текущий и капитальный ремонт объектов системы водоотведения 7986,7 тыс. руб. и 16468,9 тыс. руб.
При этом комитетом произведена корректировка расходов на текущий и капитальный ремонт в сторону уменьшения в связи с отсутствием обоснования заявленных расходов, а именно в связи с отсутствием актов комиссионного обследования объектов, на основании которых принималось решение о необходимости проведения ремонтных работ на заявленных объектах, отсутствием дефектных ведомостей или ненадлежащего их оформления, отсутствием расшифровки некоторых видов работ (например, планово-предупредительных работ), отсутствием данных об объектах проведения ремонтных работ (например, планируется мероприятие «восстановление асфальтового покрытия», но не указано, где оно будет проводится, планируется «ремонт системы отопления», «ремонт зданий и сооружений», «ремонт лестниц и обслуживающих площадок» без указания места нахождения данных объектов и т.п.).
Как отмечено в экспертном заключении, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств «ПБУ 6/01», утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Вместе с тем в производственной программе в составе расходов на проведение ремонтных работ заявлены расходы на капитальный ремонт автотракторной техники на сумму 4307,0 тыс. руб. При этом в материалах тарифного дела в противоречие производственной программе представлен план приобретения автотракторной техники на сумму 4307,0 тыс. руб.
Административные расходы по сфере холодного водоснабжения на 2019 год предложены МУП «Горводоканал» в сумме 21488,0 тыс. руб., в сфере водоотведения- 27501,2 тыс. рублей.
В соответствии с учетной политикой МУП «Горводоканал» распределение косвенных расходов по видам деятельности осуществляется пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
Расчет общей суммы административных расходов на 2019 год, подлежащий распределению между сферой водоснабжения и водоотведения, МУП «Горводоканал» не представлен. В материалах тарифного дела имеется расшифровка части административных расходов - расходов на управленческий услуги, которые документально подтверждены частично. Комитетом административные расходы в целом по предприятию на 2019 год приняты частично в сумме 39101,5 тыс. руб., в том числе расходы на обучение персонала - 125,0 тыс. руб., расходы по охране объектов и территорий - 2256,5 тыс. руб., расходы на отопление помещений - 2399,3 тыс. руб., расходы на спецпитание - 69,6 тыс. руб., оплата труда АУП - 26306,5 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 7944,6 тыс. руб. и исключением необоснованных и неподтвержденных расходов.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что расходы на электроэнергию по сфере холодного водоснабжения на 2019 год предложены МУП « Горводоканал» в сумме 83114,5 тысяч рублей, в сфере водоотведения - 32464,8 тыс. рублей; расходы на теплоэнергию по сфере холодного водоснабжения на 2019 год - в сумме 983,6 тысяч рублей, в сфере водоотведения – 1178,1 тыс. рублей, отопление непроизводственных помещений (в составе административных расходов) -2681,3 тыс. рублей исходя из фактических объемов потребленной электроэнергии на 2017 год, среднего тарифа на электроэнергию за 1-й квартал 2018 года с индексом роста на 2019 год.
Корректировка данных расходов произведена комитетом в сторону уменьшения в связи фактическими расходами электро - теплоэнергии на 2017 год, уточнением объемов выработки воды, водоотведения на 2019 год и уточнением прогнозного тарифа, индекса роста расходов на 2019 год.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.
Расходы по сомнительным долгам по сфере холодного водоснабжения на 2019 год предложены МУП «Горводоканал» в сумме 3939,9 тыс. руб., в сфере водоотведения – 3165,6 тыс. рублей, которые исключены комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019 год.
При этом предприятием представлен реестр задолженности, невозможной ко взысканию, по состоянию на 31.12.2017 г., на общую сумму 31078383,9 руб., регистр учета сумм, невозможных ко взысканию на 31.12.2017г. на общую сумму 32824239,96 руб. Однако органу регулирования МУП не представило расчет сумм, предложенных ко включению по статье «Расходы по сомнительным долгам…» в размере 2 % необходимой валовой выручки. Помимо этого в учетной политике МУП «Горводоканал» не предусмотрен порядок создания резерва по сомнительным долгам.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
МУП «Горводоканал» не представлено экономическое обоснование размера арендной платы за землю в соответствии с требованиями пункта 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
В связи с установленными обстоятельствами плата за аренду земельных участков в сфере водоснабжения и водоотведения правомерно исключена комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019 год.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, определено, что сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу положений статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Поскольку земельный налог по сфере холодного водоснабжения предложен МУП «Горводоканал» в сумме 6,9 тыс. руб. без приложения расчета заявленной суммы и подтверждающих документов, то расходы на уплату земельного налога также обоснованно исключены комитетом, как органом регулирования.
Как следует из экспертного заключения МУП «Горводоканал» недополученные доходы прошлых периодов по сфере холодного водоснабжения предложены на 2019 год в сумме 27 713,8 тыс. руб., в сфере водоотведения - 25438,9 тыс. рублей.
Расчет указанных сумм недополученных доходов прошлых периодов произведен МУП «Горводоканал» исходя из годовых объемных показателей и средних тарифов. При этом тарифы для предприятия устанавливались с календарной разбивкой по полугодиям. Таким образом, расчет недополученных доходов выполнен МУП «Горводоканал» некорректно, без учета фактически достигнутых объемных показателей по полугодиям и соответствующих установленных тарифов.
Указанные обстоятельства давали комитету основания для вывода об исключении из состава необходимой валовой выручки на 2019 год недополученных доходов прошлых периодов.
Согласно пункту 46 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя, в том числе средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств.
МУП «Горводоканал» расходы по статье «Средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним» предложены по сфере холодного водоснабжения на 2019 год в сумме 2 554,7 тыс. руб. В подтверждение заявленной суммы расходов МУП «Горводоканал» представлены копия распоряжения Администрации г.Железногорска от 16.10.2015 №2143 и копия договора купли-продажи простого векселя №1 от 19.10.2015 из которых усматривается, что срок погашения простого векселя и платежа по векселю установлены не позднее 20.12.2015г. Поскольку вексель должен быть погашен МУП «Горводоканал» в 2015 году, то расходы по статье «Средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним» правомерно исключены комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019 год.
Поскольку расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, предложены МУП «Горводоканал» на 2019 год в сфере водоснабжения в сумме 581,6 тыс. руб., в сфере водоотведения- 696,9 тыс. рублей и указаны без приложения расчета заявленных сумм, то они правомерно исключены комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019 год.
Согласно пункту 30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется исходя из того, что выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и(или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2019 год предложена МУП в сумме 2 303,7 тыс. руб. При этом фактические расходы по данной статье за 2017 год составляют 43,1 тыс. руб., ожидаемые за 2018 год - 800,0 тыс. руб.
Основанием для принятия комитетом решения об исключении из состава необходимой валовой выручки МУП на 2019 год платы за негативное воздействие на окружающую среду явилось то, что представленный расчет указанной платы на 2019 год, оформлен ненадлежащим образом, без указания предприятия, для которого произведен расчет и подписи уполномоченного должностного лица МУП «Горводоканал». Помимо этого в материалах тарифного дела отсутствуют пояснения о причинах значительного роста расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году по сравнению с фактическим показателем 2017 года.
Доводы административного истца, указанные в дополнениях к административному исковому заявлению о противоречии оспариваемого постановления комитета нормам постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2018 № 1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» нельзя признать состоятельными, поскольку указанное постановление Правительства Российской Федерации принято в целях реализации положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения по ограничению повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и регулирует вопросы индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году.
Таким образом, судом установлено соответствие оспариваемого нормативного правового акта комитета по тарифам и ценам Курской области федеральному законодательству.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» муниципального образовании «Город Железногорск» Курской области к комитету по тарифам и ценам Курской области о признании недействующим постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2018 № 285 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП « Горводоканал» города Железногорска Курской области на 2019-2023 годы» с приложениями № 1, № 2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Курского областного суда Г.П. Клевцова