РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
с участием прокуроров Федянина И.Д., ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-57/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими пункта 2571 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, пункта 2640 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2019 год,
у с т а н о в и л:
30.11.2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номером 2571 включен объект недвижимости <...>, принадлежащий ФИО2 на праве собственности.
29.11.2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2019 год).
В названный Перечень указанный выше объект недвижимости также вошел под номером 2640.
ФИО2 обратился в Тульский областной суд с административным иском о признании недействующими указанных выше распоряжений в части включения в утвержденные ими Перечни объекта <...>. Сослался на противоречие нормативных актов в оспариваемой части подпунктам 1, 2 пункта 1, так как объект не отвечает критериям, установленным данной правовой нормой. Согласно техпаспорту объект представляет собой подвал нежилого строения, состоит из кладовых, коридоров, машинного отделения, лестничных клеток, лифтовых ниш, помещение является встроенным в жилой дом, расположено на земельном участке <...>, предназначенном для эксплуатации многоквартирного дома. Эти обстоятельства установлены апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.05.2019 года.
В судебное заседание административный истец не явился, представляющая его интересы на основании ордера адвокат Барковская Н.М. заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям, указав, что с момента вынесения определения от 17.05.2019 года Верховным Судом РФ фактическое состояние объекта не менялось.
Представитель административного ответчика – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в суде иск не признал. Согласно позиции указанного административного ответчика, выраженной в ходе рассмотрения дела, объект был включен в оспариваемые Перечни в соответствии с положениями п.п.8, 9 ст. 378.2 НК РФ на основании сведений о фактическом использовании объекта, предоставленных администрацией м.о. г.Новомосковск Тульской области.
Заинтересованное лицо – администрация м.о. г.Новомосковск Тульской представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
На основании ч. 5 ст.213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, здание и помещение.
Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Законом Тульской области от 20.11.2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2016 года.
Пунктом 3 (подп. 3.2) Решения Собрания депутатов м.о.г.Новомосковск Тульской области от 28 октября 2014 г. N 17-3 «О налоге на имущество физических лиц» установлена ставка налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Как установил суд, оспариваемые распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликованы в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области». Они изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 года (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя распоряжения в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется из его кадастровой стоимости, если данное помещение входит в состав здания (строения, сооружения), обладающего признаками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо если данное помещение является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании (строении, сооружении), не относящемся ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру (комплексу). В первом случае основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является, среди прочего, предназначение здания для использования или фактическое использование здания, в котором находится данное помещение, в целях размещения торговых объектов.
Согласно пункту 5, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 указанной статьи, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции административного ответчика, принадлежащее административному истцу недвижимое имущество включено в Перечни, исходя из данных о его фактическом использовании.
Как видно из материалов дела, объект включался в Перечни на основании сведений о наименовании («магазин») и фактическом использовании («торговое»), полученных в порядке информационного взаимодействия, в частности, с органами Росреестра, кадастрового учета, местного самоуправления.
Таким образом, для правильного разрешения заявленных требований суду следует проверить соответствие оспариваемых пунктов Перечней положениям подпунктов 1 или 2 пункта 1, пункта 5 статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих критерии отнесения нежилого помещения к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объекта в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела, объект недвижимости, имеющий кадастровый номер <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - состоит на государственном кадастровом учете с 19.02.2014 года, как имеющий назначение и наименование «нежилое помещение». 08.02.2018 года право собственности на объект было зарегистрировано за ФИО2
Согласно технической документации на объект, он состоит из следующих помещений: кладовые, коридоры, машинное отделение, лифты, лестничные клетки.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.05.2019 года было отменено решение Тульского областного суда от 08.10.2018 года, которым было отказано в удовлетворении административного иска прежнего владельца объекта ФИО4 о признании недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2015, 2016 и 2017 годы, в части включения в них, в том числе, объекта <...>. Судом апелляционной инстанции было постановлено по делу новое решение, которым указанные Перечни признаны недействующими, в том числе, в части тех пунктов, в которые включен объект <...>.
Как следует из судебного акта от 17.05.2019 года, в ходе производства по делу суд установил, что, в том числе, интересующий нас объект недвижимости находится в здании многоквартирного жилого дома, который, в свою очередь, располагается на земельном участке КН <...>, площадью <...> кв.м, относящемся к категории земель населенных пунктов и имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома. На момент включения в Перечни, объект по своим признакам не относился к объектам торговли, поскольку согласно техническому паспорту фактически располагается в подвале, состоит из кладовых, коридоров, машинного отделения, лестничных клеток и лифтовых ниш.
Учитывая, что в данном административном деле участвуют те же лица, на основании ч.2 ст. 64 КАС РФ эти обстоятельства суд признает установленными и не подлежащими доказыванию и рамках настоящего дела.
Административный ответчик не представил доказательств тому, что данные обстоятельства изменились к настоящему времени.
Из изложенного следует, что нежилое помещение <...> и на момент его включения в Перечни на 2018 и 2019 годы являлось самостоятельным объектом недвижимости и по своим признакам не относилось к объектам торговли (или объектам административно-делового назначения) состояло из помещений, назначение которых не предусматривает ведение соответствующей деятельности.
По сообщению администрации м.о. г.Новомосковск Тульской области от 04.12.2019 года, нежилое помещение <...> было предложено для включения в Перечни на основании визуального осмотра и сведений из ГРН (наименование объекта предполагает использование объекта под магазин).
Суду представлены акты от 14.05.2018 года, от 15.08.2019 года, в которых отражены результаты комиссионного обследования объекта, расположенного по адресу: <адрес>. В актах указано, что 100% площади объекта – 724.6 кв.м – являются торговой площадью. В акте от 15.08.2019 года указаны наименования торговых объектов, расположенных в помещении: кафе «Арарат», магазин «Мясное царство», магазин «Пятерочка», аптека «Столички», магазин «Цветы», другие.
Представитель административного истца не отрицала в суде, что в здании по указанному адресу расположены данные торговые объекты, однако не в спорном помещении. Собственника для проведения осмотров никто не приглашал, допуск в объект он не обеспечивал.
Допрошенная в суде в качестве свидетеля П, сомнений в достоверности показаний которой не имеется, пояснила, что входила в состав межведомственной комиссии, осматривавшей объект. Поскольку идентифицировать объект <...> не представилось возможным, комиссия указала в актах все торговые объекты, которые находились по данному адресу. В подвал комиссия не заходила, измерения площадей помещений не производилось.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что зафиксированные в актах объекты расположены в помещении <...>.
Иных достоверных доказательств тому, что осмотры объекта с целью установления вида его фактического использования, производились перед принятием оспариваемых нормативно-правовых актов, ответчиком не представлено.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого находится помещение, ни предназначение объекта недвижимости и составляющих его частей без установления вида фактического использования и предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяли отнести данный объект, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ. При этом также нет никаких оснований утверждать, что помещение расположено в административно - деловом торговом центре, так как по данным ЕГРН объект входит в состав многоквартирного жилого дома.
Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848, в части включения в него в пункт 2571 объекта недвижимого имущества - нежилое помещение <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года № 4954, в части включения в него в пункт 2640 объекта недвижимого имущества - нежилое помещение <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: