УИД 19OS0000-01-2020-000051-45
Дело № 3а-57/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 21 мая 2020 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куновой С.В. к муниципальному образованию город Абакан, администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Кунова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию город Абакан, администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана (далее – БФУ администрации г. Абакан) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Абаканского городского суда от 22 января 2015 г. в разумный срок, которым суд обязал администрацию города Абакана предоставить Куновой С.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв. м. Ссылаясь на длительное неисполнение судебного акта, просила взыскать компенсацию в размере 250 000 рублей, а также судебные расходы – уплаченную государственную пошлину.
В судебное заседание административный истец Кунова С.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Зайцев В.Ф. представил письменное заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Интересы муниципального образования город Абакан в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) представляет администрация города Абакана (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), БФУ администрации г. Абакана (финансовый орган), представитель которых Шестопалова И.А. (она же представитель административных ответчиков администрации города Абакана, БФУ администрации г. Абакана) представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором возражала относительно удовлетворения требований, указала, что администрация города Абакана исполняет решения суда в пределах предоставленного финансирования.
Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель администрации города Абакана Богданова Д.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание представителей не направили.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 января 2015 г., вступившим в законную силу 03 марта 2015 г., на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить Куновой С.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв. м.
05 марта 2015 г. выдан исполнительный лист, который 12 марта 2015 г. получен Куновой С.В.
25 марта 2015 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.
25 марта 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
22 июля 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
14 октября 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
10 декабря 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
07 декабря 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
04 марта 2016 г. определением Абаканского городского суда администрация города Абакана освобождена от взыскания исполнительского сбора.
19 апреля 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
21 апреля 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
30 августа 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
01 сентября 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
15 декабря 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
14 февраля 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
22 февраля 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
14 июня 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
20 сентября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
21 сентября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
28 ноября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
11 декабря 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
07 февраля 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
15 марта 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
26 апреля 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
21 июня 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
26 июля 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
28 сентября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
01 октября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
26 октября 2018 г. в отношении администрации города Абакана составлен протокол № 524 об административном правонарушении.
22 ноября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
15 февраля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
15 февраля 2019 г. в отношении администрации города Абакана вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.
15 марта 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
13 мая 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение.
30 мая 2019 г. решением Абаканского городского суда постановление от 15 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Абакана отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
13 июня 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
26 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
23 августа 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
25 октября 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
22 ноября 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
20 декабря 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
23 января 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
20 февраля 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.
13 марта 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.
24 апреля 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение.
Доказательств того, что решение Абаканского городского суда от 22 января 2015 г. исполнено в материалы дела не представлено; исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, исполнительный лист не возвращался взыскателю.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кунова С.В. в силу указанной нормы Федерального закона № 68-ФЗ является лицом, имеющим право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закон № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В пункте 1 (абзац 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11) разъяснено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Срок неисполнения решения суда от 22 января 2015 г. составляет с 25 марта 2015 г. (дата возбуждения исполнительного производства) по 21 мая 2020 г. (дата принятия решения по настоящему делу) 1884 дня.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд принимает во внимание требования административного истца, учитывает обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта, значимость для административного истца удовлетворенного указанным решением суда требования, направленного на реализацию права на жилище, принимаемые должником меры по исполнению решения суда.
Исходя из установленных обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Куновой С.В. 190 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленному требованию, суд исходит из пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, закрепляющего, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок закреплен в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 4 поименованной нормы предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» отмечено, что финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
В пункте 63 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 обращено внимание, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
По схожим правоотношениям в пункте 15 Постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства; предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Принимая во внимание указанные выше законоположения, учитывая руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, надлежащим административным ответчиком по административному делу о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является публично-правовое образование.
Применительно к рассматриваемому административному делу надлежащим ответчиком является муниципальное образование город Абакан, интересы которого представляли в суде органы местного самоуправления - администрация города Абакана (главный распорядитель средств бюджета города Абакана) и Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана (финансовый орган муниципального образования город Абакан).
Следовательно, администрация города Абакана, БФУ администрации г. Абакана, являются ненадлежащими административными ответчиками по настоящему делу; в удовлетворении требований к данным органам следует отказать.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Кунова С.В. при подаче административного иска в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ уплатила госпошлину в размере 300 рублей. Данная сумма судебных расходов, принимая во внимание требования статьи 111 КАС РФ, подлежит взысканию с муниципального образования город Абакан в пользу административного истца.
На основании части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 174-179, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Куновой С.В. к муниципальному образованию город Абакан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования город Абакан в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Куновой С.В. компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 22 января 2015 г. в размере 190 000 (сто девяносто тысяч) рублей, судебные расходы – уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, всего взыскать – 190 300 (сто девяносто тысяч триста) рублей.
Взысканные денежные средства перечислить на счет Куновой С.В., открытый в <данные изъяты> БИК №, ИНН № КПП №, к/с №, счет получателя №
Решение суда в части присуждения (взыскания) компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Обязанность по исполнению настоящего решения суда возлагается на Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана.
В удовлетворении административного искового заявления Куновой С.В. к администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 25 мая 2020 г.