ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-57/2016 от 20.09.2016 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-57/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 г.

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Харламовой О.А.,

при секретаре Ефимовой К.А.,

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании постановления Законодательного Собрания Омской области от 27 сентября 2001 г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» в части пункта 543 Приложения № 2,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Омской области от 27 сентября 2001 г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства», опубликованным в газете «Омский вестник» от 08 октября 2001 г. № 51, в муниципальную собственность г. Омска были переданы объекты, являющиеся государственной собственностью Омской области, согласно перечней, определенных в приложениях №№ 2, 3, 4, 5.

ФИО1, ФИО2, являющиеся собственниками квартир №№ <...> в многоквартирном доме по адресу: <...> <...>, обратились с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу указанного постановления в части п. 543 Приложения № 2, предусматривающего безвозмездную передачу в муниципальную собственность г. Омска <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске, в том числе нежилого помещения <...> (башня), общей площадью <...> кв.м.

Административные истцы полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ст. ст. 289, 290 Гражданского кодекса <...> ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку одновременно с приватизацией в 1992 году первой квартиры в данном многоквартирном доме у собственников жилых помещений возникло право общей долевой собственности на общее имущество дома, в том числе на нежилое помещение № <...>П, правообладателем которого в настоящее время является ФИО3

В судебном заседании ФИО1, ФИО2, надлежаще уведомленные о месте и времени рассмотрения административного дела, участия не принимали, их представители ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей от 06, <...> (л.д.25, 26) заявленные требования поддержали, указав, что нормативным правовым актом нарушены права их доверителей по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома. ФИО1, ФИО2 лишены возможности надлежащего исполнения обязанности по содержанию общего имущества, обеспечения надежности и безопасности конструкций объекта недвижимости, поддержания архитектурного облика дома.

Представитель Законодательного Собрания Омской области ФИО6, действующая на основании доверенности от <...> (л.д.158), представив письменный отзыв (л.д.165-166), возражала относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие нормативного правового акта уполномоченным органом, в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования. Указала, что передача объектов недвижимости в муниципальную собственность произведена в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в связи с чем права, свободы и законные интересы административных истцов не затрагивает.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшую, что требования ФИО1, ФИО2 не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что жилой <...>, расположенный в <...> до передачи в муниципальную собственность находился в государственной собственности Омской области.

На основании п. 543 Приложения № 2 к постановлению Законодательного Собрания Омской области от 27 ноября 2001 г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» 62-квартирный жилой <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске, общей площадью <...> кв.м., в том числе нежилые помещения общей площадью <...>5 кв.м., передан в муниципальную собственность г. Омска.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <...>ФИО1 является собственником <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске (л.д.12); ФИО2 на праве собственности принадлежит <...> том же доме, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> (л.д.11).

В указанной связи суд приходит к выводу о соблюдении административными истцами положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ.

П. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление № 3020-I) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу абз. 2 п. 1 Приложения № 3 к постановлению № 3020-I к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп, по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, соответствующее решение принимается Советом народных депутатов республики, края, области, автономной области, автономного округа.

Для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с Приложением 3 к постановлению № 3020-I. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет по управлению имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным Приложением 3 к постановлению № 3020-I. Объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

П. «ж» ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации (п. «д» ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

После проведения процедуры разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации решение вопросов передачи объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (п. 6 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В целях реализации указанных правомочий, 18 июля 1997 г. принят Закон Омской области «О безвозмездном отчуждении государственной (областной) и муниципальной собственности в Омской области», которым регулировались взаимоотношения между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области по поводу безвозмездного отчуждения государственной (областной) и муниципальной собственности и устанавливался порядок оформления перехода права собственности. Данный закон утратил силу в связи с принятием Закона Омской области от 22 декабря 2003 г. № 497-ОЗ.

Абз.2 ч. 2 ст. 8 Закона Омской области «О безвозмездном отчуждении государственной (областной) и муниципальной собственности в Омской области» предусмотрено, что решение об отчуждении областной собственности в муниципальную оформляется постановлением Законодательного Собрания Омской области.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

П. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с этим же федеральным законом.

Решением Омского городского Совета от 04 июля 2001 г. № 385 (в редакции от 19 сентября 2001 г.) были утверждены перечни объектов ДГУП «ЖКХ № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8», «Радуга-Быт-Сервис», «Сатурн-Быт-Сервис» ГП ЖКХ «Облжилкомхоз», передаваемых в муниципальную собственность г. Омска.

21 сентября 2001 г. в соответствии с положениями федерального законодательства, а также Закона Омской области «О безвозмездном отчуждении государственной (областной) и муниципальной собственности в Омской области» Губернатор Омской области направил на утверждение на заседании Законодательного Собрания Омской области перечень объектов ДГУП «ЖКХ № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8», «Радуга-Быт-Сервис», «Сатурн-Быт-Сервис» ГП ЖКХ «Облжилкомхоз», передаваемых в муниципальную собственность г. Омска, а также проект постановления Законодательного Собрания Омской области «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства».

27 сентября 2001 г. после проведении вышеуказанных процедур Законодательным Собранием Омской области было принято постановление № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в муниципальную собственность г. Омска были переданы объекты, являющиеся государственной собственностью Омской области, согласно перечней, определенных в приложениях №№ 2, 3, 4, 5 и дополнениях к ним.

В перечень жилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, включен 62-квартирный жилой <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске, общей площадью <...> кв.м., в том числе нежилые помещения общей площадью 165,5 кв.м. (п.543 Приложения № 2 к постановлению).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Омский вестник» от 08 октября 2001 г. № 51, «Ведомости Законодательного Собрания Омской области» № 3(28) ноябрь 2001 г. ст. 1449 (л.д.43).

Таким образом, оспариваемое постановление Законодательного Собрания Омской области принято с соблюдением процедуры, в пределах предоставленных законом полномочий и опубликовано в установленном порядке.

Обращаясь с административным исковым заявлением, ФИО1, ФИО2 ссылались на то, что нежилое помещение 13П (башня), неправомерно передано в муниципальную собственность г. Омска, поскольку объект недвижимости не имел самостоятельного назначения, не подлежал отдельному учету, использовался для обслуживания всех помещений в доме, в связи с чем, подлежал передаче собственникам жилых помещений в <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске.

Суд отмечает, что нежилое помещение <...> (башня) оспариваемым нормативным правовым актом в собственность муниципального образования г. Омск не передавалось, объект недвижимости не входит в состав двух нежилых помещений площадью <...> кв.м. и <...> кв.м., указанных в п.96 Приложения № 3 к постановлению Законодательного Собрания Омской области от 27 сентября 2001 г. № 247.

Передача общих помещений жилого многоквартирного дома непосредственно собственникам жилых помещений в многоквартирных домах постановлением № 3020-I не предусматривалась, поскольку указанным нормативным правовым актом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулировались вопросы безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», действовавшей до 01 марта 2005 г.; аналогичные положения в настоящее время закреплены в ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Передача объекта недвижимости из государственной собственности Омской области в собственность муниципального образования г. Омск прав собственников жилых помещений по владению, пользованию и распоряжению общими помещениями дома, несущими конструкциями дома, механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием за пределами или внутри квартиры, обслуживающим более одной квартиры, предусмотренных ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает.

Доводы административных истцов о дальнейшем отчуждении муниципальным образованием г. Омск нежилых помещений 13П в собственность третьих лиц не является основанием к признанию недействительным нормативного правового акта Законодательного Собрания Омской области в оспариваемой части.

При рассмотрении настоящего дела не подлежит разрешению вопрос о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку при рассмотрении административного дела о признании нормативного правового акта недействующим суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Доводы административных истцов о том, что спорное помещение являлось неотъемлемой частью многоквартирного дома, не имело самостоятельного назначения, не подлежало отдельному учету и использовалось для обслуживания всех помещений в доме, по сути, направлены на оспаривание последующих сделок, связанных с передачей спорного нежилого помещения юридическим и физическим лицам, в связи с чем подлежат отклонению судом.

Права собственников квартир в <...> по проспекту К. Маркса в г. Омске на общее имущество многоквартирного дома могут быть защищены в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление Законодательного Собрания Омской области от 27 сентября 2001 г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» в части п. 543 Приложения № 2 принято Законодательным Собранием Омской области в пределах полномочий, положениям Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, принятый нормативный правовой акт прав и законных интересов административных истцов не нарушает, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1, ФИО2 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании постановления Законодательного Собрания Омской области от 27 сентября 2001 г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» в части пункта 543 Приложения № 2 - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Харламова