Дело №3а-57/2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре Жаворонковой Е.А.
с участием прокурора Хохловой А.П.,
а также представителей административного истца ФИО1, административного ответчика Правительства Ивановской области ФИО2, заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Профит» о признании недействующим в части приложения 1к паспорту памятника природы «Карта (схема) границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 г. № 250-п «О памятнике природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» в редакции постановления Правительства Ивановской области от 4 октября 2016 г. № 338-п,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Профит» (далее – ООО «Профит») обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим приложение 1 к паспорту памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» - Карта (схема) границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 г. № 250-п «О памятнике природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», действующим в редакции постановления от 4 октября 2016 г. № 338-п «О реорганизации памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», в части включения земельного участка с кадастровым номером № в границы памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» (далее – по тексту памятник природы, ООПТ).
Свои требования административный истец мотивирует тем, что является собственником указанного земельного участка, расположенного в д. Микшино Ивановского муниципального района Ивановской области, относящегося к категории земель населенных пунктов. В результате принятия оспариваемого акта земельный участок стал располагаться в границах территории памятника природы, что существенно повлияло на его права и законные интересы в сфере землепользования с учетом введенных этим актом ограничений и запретов деятельности на территории земельного участка.
По мнению административного истца, реорганизация памятника природы путем увеличения его площади и установления границ, в том числе за счет территории принадлежащего ему земельного участка, произведена с нарушением положений федерального и регионального законодательства, регламентирующих соответствующую процедуру, и не имеет необходимого обоснования на предмет включения части территории д. Микшино в памятник природы, не раскрывает особого природоохранного значения земельного участка и не предусматривает его комплексное развитие в общественных интересах.
При рассмотрении дела к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнив их указанием на неопределенность содержания оспариваемого нормативного правового акта в связи с наличием в нем внутренних противоречий в части информации о границах памятника природы, отображение которых на оспариваемой карте (схеме) не соответствуют их текстовому описанию в паспорте памятника природы, не предполагающему их прохождение по территории населенного пункта деревни Микшино, в состав которого включен и земельный участок административного истца. При приобретении земельного участка и по настоящее время сведений о каких-либо ограничениях прав на него в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Представитель Правительства Ивановской области ФИО2 с административным иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что для подготовки проекта оспариваемого постановления в 2013 году было проведено комплексное экологическое обследование особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище». Материалы обследования, обосновывающие его реорганизацию, получили положительное заключение государственной экологической экспертизы и являлись предметом общественных обсуждений. Нахождение земельного участка, принадлежащего административному истцу, в границах ООПТ не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку такого ограничения действующее законодательство не содержит. Границы особо охраняемых природных территорий отражают территории природных комплексов и не привязаны к границам населенных пунктов.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области ФИО3 с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в соответствующем отзыве, в котором указала, что действующее природоохранное законодательство не содержит ограничений по включению в границы памятника природы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, допуская возможность ограничения прав и свобод правообладателей земельных участков при создании особо охраняемой природной территории, отметив, что земельный участок, правообладателем которого является административный истец, находится в непосредственной близости к водохранилищу, что оказывает существенную антропогенную нагрузку на территорию памятника природы и создает угрозу нанесения необратимого ущерба экологической системе водоема. Границы ООПТ установлены на основе проведенного комплексного экологического обследования территории и не являются произвольными, внутренних противоречий нормативный акт не имеет. Принадлежность земельного участка административного истца к категории земель населенных пунктов не исключает действие в отношении данного участка правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий при том, что участок не застроен и территориально находится фактически за пределами деревни Микшино.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, землеустроительного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ), которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).
Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий памятники природы выделены в отдельную категорию как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт «д» пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Федерального закона № 33-ФЗ).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 5 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).
Отношения в сфере организации, реорганизации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и установления категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ивановской области регулируются законом Ивановской области от 6 мая 2011 г. № 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области № 39-ОЗ).
Исходя из положений статей 4, 9, 9.1 и 12 Закона № 39-ОЗ, Правительство Ивановской области наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решений об образовании, реорганизации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе по утверждению паспорта памятника природы регионального значения.
Решением Исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 27 января 1975 г. № 2/6 «О порядке признания водных объектов области памятниками природы и передаче их под охрану предприятиям, организациям и учреждениям», решениями малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 г. № 147 «О памятниках природы Ивановской области» и от 14 июля 1993 г. № 148 «Об установлении границ территорий с особым правовым режимом использования земель» Уводьское водохранилище признано памятником природы Ивановской области, общая площадь которого составляла 1400 га.
Постановлением Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 г. №250-п «О памятнике природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» данный памятник природы реорганизован путем увеличения его площади до 3366,9 га и утвержден паспорт памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», в составе которого в качестве приложения 1 утверждена Карта (схема) границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», приложения 2 – характеристика (описание) территории памятника природы, приложения 3 – сведения о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земельных участков, на территории которых расположен памятник природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», в числе которых значился и земельный участок, правообладателем которого является административный истец (т. 1 л.д. 115-128).
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» № 26(695) от 8 июля 2014 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 4 октября 2016 г. №338-п «О реорганизации памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» внесены изменения в постановление от 24 июня 2014 г. № 250-п в части описания границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» в разделе 3 его паспорта, площадь территории памятника природы уточнена и составила 3365,3 га, приложение 1 к паспорту памятника природы – карта (схема) границ памятника природы – изложено в новой редакции, приложение 3 признано утратившим силу (т. 1 л.д. 141-145).
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован 5 октября 2016 г. на сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru.
Внесенные изменения коснулись описания границы ООПТ у д. Микшино.
Постановление Правительства Ивановской области является нормативным правовым актом и в соответствии со статьей 62 Устава Ивановской области (3акон Ивановской области от 29 января 2009 г. № 20-ОЗ) входит в систему нормативных правовых актов Ивановской области.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ, статей 59, 60, 62 Устава Ивановской области, статей 4, 9, 9.1, 12 Закона Ивановской области № 39-ОЗ, статьи 10 закона Ивановской области от 6 мая 2011 г. № 42-ОЗ «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области», оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований к порядку, процедуре, форме, виду, опубликованию и введению в действие, что административным истцом не оспаривалось.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ, Кодекса) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 43484 кв.м., относящийся к категории земель населённых пунктов, с разрешенным использованием «для объектов жилой застройки».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ, местоположение данного земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> (т. 1 л.д. 28-29).
Данный объект недвижимости был приобретен ООО «Профит» свободным от застройки на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8, согласно которому земельный участок располагался на землях сельскохозяйственного назначения и был предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства (т.1 л.д. 111-112).
В дальнейшем распоряжением Правительства Ивановской области от 16 декабря 2008 г. № 460-рп в целях осуществления жилищного строительства земельный участок был включен в границу населенного пункта деревни Микшино Балахоновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, вид его разрешенного использования изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для объектов жилой застройки» (т.1 л.д.113).
До настоящего времени земельный участок не застроен и не озаборен.
В результате проведенной на основании оспариваемого постановления Правительства Ивановской области № 250-п реорганизации особо охраняемой природной территории указанный земельный участок полностью вошел в территорию памятника природы «Уводьское водохранилище», что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе материалами землеустроительного дела, заключением кадастрового инженера, публичной кадастровой картой и не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела.
Таким образом, ООО «Профит», в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 3акона Ивановской области № 39-ОЗ реорганизацией особо охраняемых природных территорий регионального значения является объединение двух и более особо охраняемых природных территорий одной и той же категории, изменение границ территории или границ ее функциональных зон, изменение категории особо охраняемой природной территории или профиля государственного природного заказника.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи материалы, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории, должны содержать, в том числе, пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости реорганизации данной особо охраняемой природной территории и материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие реорганизацию особо охраняемых природных территорий.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления (т.1 л.д.133-134) он был разработан в соответствии со статьей 9.1 3акона Ивановской области № 39-ОЗ, содержащей положения о порядке оформления и требования к содержанию паспорта памятника природы регионального значения и статьей 12 этого же Закона, устанавливающей порядок реорганизации особо охраняемой природной территории.
При этом в пояснительной записке в качестве обоснования его принятия указано на реализацию долгосрочной целевой программы Ивановской области «Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области в 2013 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 20 сентября 2012 г. № 361-п.
В рамках указанной программы учеными Ивановской области на основании государственного контракта № № от ДД.ММ.ГГГГ и технического задания (т.1 л.д.167-173) было организовано проведение комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории Ивановской области – памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище с охранной зоной» и территории, прилегающей к данному памятнику, в ходе которого описано местоположение и рекомендуемые границы памятника природы, дана характеристика (описание) территории памятника природы, рекомендованы допустимые виды (цели) использования, а также режим особой охраны (запреты и ограничения) памятника природы, сформирован перечень природных комплексов и объектов, естественных и антропогенных процессов, подлежащих специальному мониторингу, представлена карта (схема) рекомендуемых границ памятника природы.
При этом техническое задание охватывает проведение комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории, в том числе, в районе деревни Микшино.
Материалы комплексного экологического обследования в виде итогового отчета, составленного рабочей группой ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» и утверждённого председателем комитета Ивановской области по природопользованию ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 174-200), содержат сведения о местоположении, рекомендуемой площади памятника природы в размере 3366,9 га, о ландшафтах, климате, о составе и характере растительного и животного мира, водных и минеральных ресурсах, данные о наличии на территории местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, грибов и животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Ивановской области, анализ существующей антропогенной нагрузки на территорию, описание границ ООПТ, картографические материалы, ситуационный план ООПТ с привязкой опорных точек к географической системе координат, описание границ охранной зоны, описание резерватов, рекомендации по допустимым видам и целям использования ООПТ, предложения по введению режима особой охраны (запреты и ограничения), о режиме охранной зоны ООПТ, оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для окружающей среды и человека и др.
При этом в границы памятника природы учеными рекомендовано включить акватории Уводьского водохранилища и нижней части канала Волга – Уводь, земли, прилегающие к акваториям Уводьского водохранилища и нижней части канала Волга – Уводь, полуостров, находящийся в месте впадения канала Волга – Уводь и р. Красотка в Уводьское водохранилище, в соответствии с описанием границ памятника природы.
Содержание итогового отчета указывает на проведение членами рабочей группы натурного обследования территории, включенной в границы памятника природы, выявившего объекты особой охраны, ценные объекты флоры и фауны, ценные экосистемы и уникальные геоморфологические объекты, с приведением этому научного и фактического обоснования, по результатам которого учеными определены границы ООПТ «Уводьское водохранилище», выраженные в координатах ключевых точек ООПТ, представленных в приложении 1 к итоговому отчету (т.1 л.д.191-200), которые в последующем явились основой описания границ в местной системе координат картометрическим методом, примененным кадастровым инженером, выполняющим работы по внесению сведений в государственный фонд данных на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ (землеустроительное дело).
Изложенное опровергает доводы представителя административного истца о произвольном отнесении принадлежащего ему земельного участка к территории памятника природы.
В разделе IV итогового отчета в части анализа существующей антропогенной нагрузки на территорию указано, что водохранилище испытывает серьезное антропогенное воздействие, вызванное использованием его берегов для массового отдыха населения г. Иваново, существует серьезная угроза нанесения необратимого ущерба экологической системе водоема в связи с бессистемной застройкой территории, прилегающей к водохранилищу, объектами малоэтажного жилищного строительства.
В этой связи увеличение площади памятника природы и его границы установлены с целью сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды обитания, поддержания стабильности его экосистемы и улучшения качества воды водохранилища, являющегося важнейшим источником воды для областного центра и стратегическим запасом питьевой воды.
Раздел XVI итогового отчета содержит вывод о том, что утверждение положения ООПТ с определенными границами памятника природы и его охранной зоны позволит сохранить Уводьское водохранилище и его побережья как важный в регионе центр биоразнообразия, важнейшее ядро экологического каркаса Ивановской области, являющееся ключевым узлом во всем комплексе ценных природных территорий региона. Отсутствие установленных границ памятника природы и его охранной зоны ранее не давало этому ценному объекту полноценной защиты.
При этом комплексное экологическое обследование ООПТ - памятника природы Ивановской области выполнено в соответствии с долгосрочной целевой программой на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 20 сентября 2012 г. № 361-п, задачами которой являлись восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты, в том числе относящиеся к особо охраняемым природным территориям.
В рамках действующей на тот момент редакции Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы комплексного экологического обследования прошли процедуру общественных слушаний, одобрены и рекомендованы для дальнейшей реализации экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, образованной приказом Комитета Ивановской области по природопользованию от 17 февраля 2014 г. № 23/1-од, в состав которой включены эксперты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу.
Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 14-28), рассматриваемая территория является уникальным, невосполнимым и ценным в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природным комплексом естественного происхождения; рассматриваемые материалы комплексного экологического обследования признаны достаточными для придания статуса памятника природы территории площадью 3366,9 га и статуса охранной зоны памятника природы территории с рекомендуемой площадью 8933,4 га; предлагаемые границы памятника природы регионального значения «Уводьское водохранилище» и его охранной зоны обоснованы и не противоречат природоохранному федеральному и региональному законодательству; рекомендации по допустимым видам и целям использования, а также ограничениям и запретам памятника природы регионального значения соответствуют требованиям действующего законодательства и будут способствовать сохранению уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов и объектов естественного происхождения.
Заключение государственной экологической экспертизы утверждено приказом Комитета Ивановской области по природопользованию от ДД.ММ.ГГГГ № № (т. 2 л.д. 13) и в установленном законом порядке не обжаловалось.
Из содержания данных документов следует, что площадь ООПТ значительно увеличилась по сравнению с ранее утвержденной в 1993 г. площадью в 1400 га, включающей только акваторию водохранилища, что обусловило изменение границ памятника природы и в свою очередь в силу пункта 1 статьи 12 Закона Ивановской области свидетельствует о реорганизации ООПТ регионального значения.
При внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт постановлением Правительства Ивановской области от 4 октября 2016 г. № 338-п также проведено комплексное экологическое обследование, по результатам которого рекомендовано изменить границы ООПТ, исключив из его границ части земельных участков с кадастровыми номерами № и №, кроме прибрежной полосы шириной 20 метров от уреза воды, и включить их в охранную зону ООПТ «Уводьское водохранилище», поскольку они не отличаются высоким биологическим разнообразием, состав их флоры и растительности значительно антропогенно нарушен в результате строительства жилых домов и обустройства придомовой территории, в связи с чем площадь ООПТ уменьшится на 1,6 га. При этом специалистами отмечено, что для иных участков, входящих в ООПТ, сохраняются ранее установленные запреты и ограничения (т. 1 л.д.154-161).
С учетом материалов общественных обсуждений проекта проведена государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участка ООПТ в д. Микшино, получено положительное экспертное заключение, которое утверждено приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 17 декабря 2015 г. № 536-од (т. 1 л.д. 150-153).
Проект постановления о реорганизации памятника природы прошел согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (т. 1 л.д. 165).
Таким образом, установленная законом Ивановской области № 39-ОЗ процедура реорганизации памятника природы регионального значения соблюдена.
Вопреки доводам административного истца, как при принятии постановления Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 г. № 250-п, так и при внесении в него изменения постановлением от 4 октября 2016 г. № 338-п, земельный участок административного истца территориально входил в границы территории памятника природы «Уводьское водохранилище», как в соответствии с описанием его границ в разделе 3 паспорта памятника природы, так и с картой (схемой) границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», являющейся приложением 1 к паспорту.
Так, на участке в районе деревни Микшино граница ООПТ первоначально (в 2014 г.) была описана в разделе 3 паспорта памятника природы следующим образом: граница выходит на автодорогу д. Рожново - д. Микшино и идет по ней на расстоянии 340 м. Граница обходит д. Микшино с юга по периметру. За д. Микшино граница проходит по лесополосе до автодороги, затем идет по ней 300 м, далее поворачивает на юго-восток и повторяет контуры Верхнего плеса водохранилища на расстоянии 200 м от берега до д. Иванково, которая обходится с востока по периметру.
При уточнении границы ООПТ в соответствии с постановлением от 4 октября 2016 г. № 338-п в связи исключением части двух земельных участков из памятника природы раздел 3 паспорта, отражающий описание границы ООПТ в районе деревни Микшино, изложен в следующей редакции: граница выходит на автодорогу д. Рожново - д. Микшино и идет по ней на расстоянии 340 м. Граница ООПТ обходит д. Микшино с запада, юга и востока. От автодороги д. Рожново - д. Микшино граница идет по лесополосе, расположенной на западной окраине д. Микшино, сначала 115 м на юго-юго-восток, затем 245 м на юго-восток, 140 м на восток и 90 м на северо-восток. Затем граница проходит 230 м: по западной границе земельного участка с кадастровым номером №, далее по данному участку на расстоянии 20 м от береговой линии, затем по восточной границе данного участка. Далее граница идет по северной границе земельного участка с кадастровым номером № затем проходит 290 м: по западной границе земельного участка с кадастровым номером №, далее по данному участку на расстоянии 20 м от береговой линии, затем по восточной границе данного земельного участка. За земельным участком с кадастровым номером № граница ООПТ идет 75 м на северо-запад до границы д. Микшино. За д. Микшино граница проходит по лесополосе до автодороги, затем идет по ней 300 м, далее поворачивает на юго-восток и повторяет контуры Верхнего плеса Уводьского водохранилища на расстоянии 200 м от берега до д. Иванково, которая обходится с востока по периметру.
При этом изменения границы ООПТ в 2016 г. не коснулись земельного участка административного истца.
Тот факт, что земельный участок документально включен в населенный пункт д. Микшино распоряжением Правительства Ивановской области от 16 декабря 2008 г. № 460-рп (т. 1 л.д. 113), не свидетельствует о том, что приведенное описание границ ООПТ не предусматривает его включения в территорию памятника природы.
При соотнесении текстового описания границ ООПТ с картой (схемой) границ памятника природы суд не усматривает между ними каких-либо противоречий.
Из представленных в землеустроительное дело плана ООПТ с охранной зоной в районе д. Микшино и итоговой схемы расположения особо охраняемой природной территории в цветном исполнении наглядно видно, что земельный участок с кадастровым номером № фактически находится за пределами (выше и восточнее) непосредственно самой деревни Микшино, застроенной объектами индивидуального жилищного строительства, и представляет собой незастроенную свободную территорию, непосредственно примыкающую к береговой линии и урезу воды.
Об этом обстоятельстве свидетельствует также описание местоположения земельного участка, указанное как в приведенном выше распоряжении Правительства Ивановской области, так и в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.111), согласно которым он находится по адресу: примерно в 100 м. по направлению на восток от ориентира деревни Микшино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>
Ограничений относительно включения в границы памятника природы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лица, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не устанавливает, допуская объявление территории памятником природы как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, предварительное получение согласия которых не требуется (пункт 4 статьи 26 данного федерального закона).
Земельный кодекс Российской Федерации, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, также такого согласования не предусматривает, относя такие земли к объектам общенационального достояния, не исключает их нахождение как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, так и в собственности граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 95 данного кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.
Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Генеральным планом Балахоновского сельского поселения, утвержденным решением Совета Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 342, земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне «Зона особо охраняемых природных территорий» и относится к аналогичной территориальной зоне согласно Правилам землепользования и застройки данного муниципального образования, утвержденным решением Совета от 28 декабря 2017 г. № 343; ранее также находился в зонах природных территорий, инженерных сооружений и сельскохозяйственного использования, к зоне жилой застройки земельный участок отнесен не был (т. 2 л.д. 39-41).
С учетом приведенных федеральных законоположений, а также того, что в установленном федеральным законом порядке получено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории памятника природы «Уводьское водохранилище», проект оспариваемого постановления согласован с уполномоченным федеральным органом государственной власти, суд отклоняет доводы административного истца о том, что в границы памятника природы не должны входить земли населенных пунктов, в том числе д. Микшино, поскольку нарушения порядка и процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с реорганизацией памятника природы и впоследствии в связи с уточнением его границ и площади его территории не усматривается, не соответствия требованиям федерального законодательства не установлено.
Указание административного истца на нарушение его прав включением спорного земельного участка в границы памятника природы в связи с установленными ограничениями в использовании земельного участка также не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта.
Возможность ограничения прав и свобод правообладателей, населения, иных лиц при создании особо охраняемых природных территорий прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях.
Статьей 27 Закона № 33-ФЗ установлен запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон (пункт 1), предусмотрено принятие собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязательств по обеспечению режима особой охраны памятников природы (пункт 2).
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие содержание правомочий собственников и иных владельцев недвижимого имущества, свидетельствуют о том, что свобода реализации правообладателями вещных прав на землю не является абсолютной и может осуществляться только в той мере, которая не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, не противоречит закону и законодательно установленным ограничениям оборота и использования земли.
Нормы статьи 209 ГК РФ, предусматривающей право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не могут толковаться расширительно, так как пункт 2 этой же статьи допускает возможность ограничения этих прав законом и иным правовым актом, а также наличием прав и охраняемых законом интересов других лиц. В данном случае, установленный нормативным правовым актом режим особой охраны памятника природы соответствует приведенным выше нормам федерального законодательства, и отвечает охраняемым законом интересам других лиц - населения Ивановской области в сохранении уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых территориях», преамбула Закона Ивановской области «Об особо охраняемых территориях в Ивановской области»).
Установленные оспариваемым постановлением на территории, включающей земельный участок административного истца, запреты не нарушают его субъективных прав как участника гражданско-правовых отношений, поскольку регулируют вопросы использования памятника природы, а не имущества административного истца.
Запрет деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, установлен в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, поскольку такое использование нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду, в целях сохранения уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования.
Ссылка административного истца на отсутствие информации об установленных ограничениях прав на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости и в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта. Местоположение приобретенного земельного участка в непосредственной близи к Уводьскому водохранилищу, признанному памятником природы еще в 1993 г., свидетельствовало о наличии таких ограничений.
При этом суд отмечает, что действующий механизм защиты земельных прав, установленный в Земельном кодексе Российской Федерации, предоставляет административному истцу право выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, в том числе предусмотренные положениями статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации.
При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части нормативный правовой акт Ивановской области не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования и прав административного истца не нарушает. В этой связи и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Профит» не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Профит» о признании недействующим в части приложения 1к паспорту памятника природы «Карта (схема) границ памятника природы Ивановской области «Уводьское водохранилище», утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 г. № 250-п «О памятнике природы Ивановской области «Уводьское водохранилище» в редакции постановления Правительства Ивановской области от 4 октября 2016 г. № 338-п, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Запятова Н.А.