Дело № 3а-57/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года г. Иваново
Ивановский областной суд
в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Разводовой З.Н.
с участием прокурора Гурьевой Е.А.
представителей административного истца – ФИО1, ФИО2,
представителей административного ответчика - ФИО3, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 года № 60-т/10 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» г. Юрьевец на 2021-2022 годы»,
установил:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 24 ноября 2020 года № 60-т/10 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» г. Юрьевец на 2021-2022 годы» (т. 1 л.д. 50), в приложении 1 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» (г. Юрьевец) на 2021,2022 годы с календарной разбивкой по полугодиям (руб. /Гкал, без НДС):
на 2021 год
первое полугодие - 4712,04, второе полугодие - 5505,82;
на 2022 год:
первое полугодие – 5391,19, второе полугодие – 5392,36;
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован на Официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 27.11.2020г.
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» (далее - ООО «Теплоцентраль», общество, организация, предприятие) обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим указанное постановление Департамента энергетики и тарифов в части установления для ООО «Теплоцентраль» тарифа для потребителей, не относящихся к категории население (приложение №1), а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Требования с учетом уточнения оснований административного иска (т.1 л.д. 88-89) мотивированы тем, что при установлении тарифов для ООО «Теплоцентраль» часть заявленных плановых расходов (расчетных и фактических величин) административным ответчиком были незаконно занижены, что повлекло за собой нарушение экономических прав и законных интересов административного истца – недополучение в период 2021-2022г. денежных средств от установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Административный истец считает неправоверной корректировку сумм амортизационных отчислений на фактически понесенные затраты в связи со строительством обществом наружных тепловых сетей по адресу: <адрес> на сумму 8580010 руб., в результате чего уменьшение необходимой валовой выручки только на 2021 год составило 1397965 руб. ООО «Теплоцентраль» были выполнены работы по строительству наружных тепловых сетей по указанному адресу и понесены затраты по их оплате в общем размере 37472810 руб. В соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета затраченная сумма фактически понесенных расходов принята к учету регулируемой организацией в составе затрат на «Амортизацию основных средств и нематериальных активов». Ссылаясь на положения Минстроя России от 08.02.2018г. № 4243-СМ/09, Департаментом произведена корректировка размера базы для начисления амортизации до 28892800руб., с использованием НЦС 81-02-14-2017 «Укрупненные нормативные цены строительства», утвержденных приказом Минстроя России от 28.06.2017г. № 936/пр, что, по мнению истца, не соответствует требованиям действующего законодательства о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения.
В судебном заседаниипредставитель административного истца –
ФИО1поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнениях к нему, заявлении об уточнении оснований административного иска (т. 1 л.д. 88-89, 113-115).
Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО3, ФИО4возражали относительно удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. 90-91, 116-117, 121-122, т. 2 л.д. 64-65, 74-76, 131), из которых следует, что Департамент при расчетах применил укрепленные сметные нормативы, поскольку инвестиционная программа для организации на 2019 год не утверждалась, в схему теплоснабжения Юрьевецкого муниципального района выполненные работы по строительству тепловых сетей не включались, схема не актуализировалась, договоры подряда заключены без процедуры проведения торгов. Кроме того, по предположениям Департамента работы по строительству выполнены еще в 2017 году, поэтому имеющиеся договоры подряда являются недостоверными и не могли быть приняты к рассмотрению.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы тарифного дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания № 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.
В силу пунктов 12-17, 28, 30-32 Правил, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных материалов.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Теплоцентраль» оказывает услуги теплоснабжения сторонним потребителям и, следовательно, деятельность ООО «Теплоцентраль» подлежала государственному регулированию.
Постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 18.12.2019г. № 496 ООО «Теплоцентраль» с 01.01.2020 г. присвоен статус единой теплоснабжающей организации по контуру котельных №1 и №4 г. Юрьевец.
В соответствии с договорными обязательствами, организация осуществляет производство тепловой энергии мазутной котельной №1, транспортировку по собственным тепловым сетям и отпуск потребителям г. Юрьевец Ивановской области.
Для осуществления регулируемой деятельности ООО «Теплоцентраль» эксплуатирует мазутную котельную № 1 г. Юрьевец – на праве аренды в соответствии с договором от 01.11.2019г. 33, заключенным с ИП М.Г.В., тепловые сети – по распоряжению администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 19.12.29019г. № 690а «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование ООО «Теплоцентраль», тепловые сети – на праве собственности.
27 апреля 2020 года ООО «Теплоцентраль» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об открытии дела об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в теплоносителе «вода» с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2021-2022 г., в связи с чем Департаментом было открыто тарифное дело, проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений, о чем 24 ноября 2020 года составлено экспертное заключение (т. 1 л.д. 53-71).
На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 24 ноября 2020 года (протокол № 60/1, т.1 л.д. 95-98) принято решение об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» на 2021-2022 годы.
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Правительства Ивановской области.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, административным истцом не оспаривалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела, тарифного дела следует, что тариф для ООО «Теплоцентраль» установлен методом индексации.
Изначально долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» были установлены постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2019 № 59-т/76 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для потребителей ООО "Теплоцентраль" (г. Юрьевец) на 2020 - 2022 годы".
Оспариваемым постановлением органа регулирования производилась корректировка тарифов, установленных на 2021-2022 годы, с учетом базовых показателей, определенных постановлением № 59-т/76.
Согласно п. 22 Основ ценообразования, п. 7 Методических указаний тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает в течение долгосрочного периода регулирования осуществление корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 49 Методических указаний N 760-э).
Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Абзацем 4 пункта 73 Основ ценообразования предусмотрено, что величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа.
В соответствии с абзацем 5 пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Согласно пункту 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению расходы по статье амортизация основных средств на оборудование определены специалистами Департамента на уровне предложения организации, расчет суммы амортизации выполнен в разрезе оборудования исходя из балансовой стоимости оборудования и срока его полезного использования.
В части расходов на амортизацию основных средств (наружные тепловые сети <адрес> до пересечения с <адрес>) заявленные организацией расходы уменьшены.
Так, организация при расчете расходов по статье «Амортизация основных средств» на 2021-2022 годы просила учесть стоимость строительства объекта – тепловых сетей 37472,81 тыс.руб., экспертной группой учтена стоимость строительства 28892,80 тыс. руб.
Департаментом проведена экспертиза первоначальной стоимости основных средств (строительства тепловой сети), на основании которой объекты приняты к учету.
Проанализировав представленные обществом документы, фактическая стоимость объекта строительства - тепловых сетей признана экономически необоснованной, в связи с чем при расчете амортизационных отчислений учтена названная выше сумма, которая определена в соответствии с п. 31 Основ ценообразования на основании норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а именно на основании НЦС 81-02-14-2017 "Укрупненные нормативы цен строительства. Наружные сети водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Минстроя России от 28.06.2017 № 936/пр «Об утверждении укрупненных сметных нормативов».
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству административного истца назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Инвест-Аудит».
В экспертном заключении ООО «Инвест-Аудит» от 16 сентября 2021 года (далее – заключение судебной экспертизы, заключение эксперта) сделан вывод об экономической необоснованности учтенных Департаментом расходов по оспариваемой статье затрат и необходимости учета таких расходов в соответствии с предложением организации.
Суд не может согласиться, что включенные в необходимую валовую выручку расходы по статье амортизация должны быть утверждены исходя из предложения организации.
Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что и принятые Департаментом расходы по данной статье являются экономически необоснованными исходя из следующего.
Пунктами 11, 12 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Как указано выше, Обществом осуществлено строительство тепловых сетей в <адрес> до пересечения с <адрес>.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
То есть, в рамках обоснования необходимых затрат регулируемой организации для обеспечения ею качественного предоставления различных услуг в коммунальной сфере должна быть разработана инвестиционная программа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного Закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. № 410 (далее - Правила согласования и утверждения инвестиционных программ).
В соответствии с п.6 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.
Согласно подпункту "б" пункта 9 указанных Правил к мероприятиям инвестиционной программы относятся строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей (с указанием их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива).
При этом в соответствии с пунктом 8 названных Правил инвестиционная программа должна включать в частности перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.
Согласно пункту 13 с учетом вышеизложенных положений этих же Правил амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.
Таким образом, по смыслу указанных норм мероприятия по строительству тепловой сети в случае подтверждения их целесообразности подлежали включению в инвестиционную программу в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 410.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, мероприятия по строительству тепловой сети не были включены в схему теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на 2019 год.
Инвестиционная программа для организации не утверждена. Более того, общество неоднократно обращалось с заявкой на утверждение инвестиционной программы, однако в ее утверждении было отказано.
Необходимость строительства новых тепловых сетей, а, следовательно, и экономическая обоснованность заявленных обществом расходов, в рамках тарифного дела также ничем не подтверждены, при том, что на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 5 сентября 2012 года, дополнительного соглашения к данному договору от 25 июня 2013 года, заключенного с администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, распоряжения администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 19.12.2019г. № 690-а, представленных в материалы тарифного дела, в безвозмездное пользование ООО «Теплоцентраль», переданы муниципальные тепловые сети.
Наличие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию данных сетей, а также принятие их к бухгалтерскому учету в организации сами по себе не свидетельствуют о необходимости, целесообразности строительства таких объектов.
Таким образом, наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и документальное подтверждение организацией начисленной амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не могло являться безусловным основанием к учету амортизации основных средств в тарифах на тепловую энергию без соответствующего экономического обоснования.
С учетом изложенного, включение Департаментом в необходимую валовую выручку предприятия расходов по статье амортизация основных средств в отношении оспариваемых объектов нельзя признать правомерным.
Поскольку учет в тарифах расходов организации в экономически необоснованном размере влияет на права неопределенного круга лиц – потребителей услуг ООО «Теплоцентраль», за счет которых оплачиваются расходы Общества, суд проверяет соответствие оспариваемого постановления действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в порядке абстрактного нормоконтроля, при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению части расходов регулируемой организации, учтенных в тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль», нормативный правовой акт в оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим.
Поскольку оспариваемое постановление до принятия данного решения применялось и на основании указанного нормативного правового акта были реализованы права граждан и организаций, оно подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего судебного решения.
В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 года № 60-т/10 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоцентраль» г. Юрьевец на 2021-2022 годы» в части установленных в приложении 1 тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Теплоцентраль» на 2021 - 2022 годы.
Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу ООО «Теплоцентраль» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Степанова Л.А.
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2021 года.