ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-57/2023 от 06.12.2023 Приморского краевого суда (Приморский край)

Мотивированное решение составлено 6 декабря 2023 года

Дело № 3а-57/2023

25OS0000-01-2022-000553-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.

при секретаре Никифоровой Е.В.

с участием прокурора Химич В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тритэра» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо – Федеральная антимонопольная служба о признании недействующими нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Тритэра» (далее – ООО «Тритэра» или Общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими следующих постановлений департамента по тарифам Приморского края:

от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Яковлевского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 3 декабря 2015 года № 57/5);

от 10 ноября 2016 года № 57/14 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Яковлевского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 10 ноября 2016 года № 57/14);

от 16 ноября 2017 года № 63/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 16 ноября 2017 года № 63/2).

На основании постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.

Административный истец не согласен с указанными постановлениями, считает их вынесенными с нарушением требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406.

Объемы реализации питьевой воды и объем принимаемых сточных вод при установлении тарифов на 2016-2018 годы определены с нарушением требований действующего законодательства: по статье недополученные доходы необоснованно не включены в состав необходимой валовой выручки Общества, в связи с этим тарифы являются экономически необоснованными.

По мнению административного истца, орган регулирования, принимая свои решения, сознательно шел на нарушения действующего законодательства, обосновывая их исполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Однако такой подход к принятым решениям является необоснованным.

Положениями Постановления от 30 апреля 2014 года № 400, утвердившего Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации определено, что во избежание резкого роста платы населения за коммунальные услуги и устранения имеющегося дисбаланса при регулировании тарифов, доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 % установленных экономически обоснованных тарифов может осуществляться поэтапно, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и интересов потребителей.

В случае увеличения размера предельных индексов в целях их соблюдения высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) вправе рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг (пункт 57 Основ).

Между тем департамент по тарифам Приморского края, устраняя последствия образовавшегося увеличения предельных индексов цен, прибегнул к непредусмотренным законом методам: не использовал своего права установления платы за ресурс выше предельных индексов, предоставленных положениями постановления, что повлекло нарушение прав и законных интересов организации и граждан – потребителей коммунальных услуг. В связи с этим нельзя признать экономически обоснованными тарифы, установленные при утверждении долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы.

Несмотря на то, что оспариваемые акты утратили силу по сроку их действия, они не перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. До настоящего времени отмененные нормативные правовые акты несут правовые последствия для Общества, поскольку они применялись, по ним осуществлялись расчеты, а установленные ими тарифы индексировались от неверных исходных данных. Применение экономически необоснованных тарифов привело к образованию недополученных доходов Общества, необходимых для покрытия образовавшейся задолженности по налогам, за потребленную электроэнергию, займам, а также для поддержания качества поставляемого потребителю ресурса.

Определением суда от 14 сентября 2023 года Федеральная антимонопольная служба привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения и ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании представители административного истца - Тохов И.Ю., Полухин Я.С. поддержали заявленные требования по доводам и основаниям административного иска.

Представитель административного ответчика - Степаненко О.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменного отзыва и дополнений к нему.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Химич В.В., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2023 года отменено в части определение Приморского краевого суда от 25 октября 2022 года о прекращении производства по административному делу по административному иску ООО «Тритэра» к агентству по тарифам Приморского края об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов.

Административное дело об оспаривании постановлений департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5, от 10 ноября 2016 года № 54/17, от 16 ноября 2017 года № 63/2 направлено в Приморский краевой суд для рассмотрения по существу в связи с тем, что указанные нормативные правовые акты, несмотря на утрату своего действия, не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку в случае признания их недействующими ООО «Тритэра» вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам решения Арбитражного суда Приморского края от 9 июня 2021 года по делу № А51-13541/2020, которым отказано в удовлетворении требований ООО «Тритэра» к Правительству Приморского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, агентству по тарифам Приморского края о взыскании убытков в размере 68 295 800 рублей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о праве ООО «Тритэра» на оспаривание нормативных правовых актов, что так же подтверждается кассационным определением Судебной коллеги по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 мая 2023 года.

Правовые основы государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).

Согласно части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов.

Частью 3 статьи 32 Закона о водоснабжении определено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации производственной программы, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (часть 5 статьи 32 Закона о водоснабжении).

Таким образом, возмещение стоимости услуг, оказываемых в целях водоснабжения и водоотведения потребителей, осуществляется за счет тарифов на данные услуги, установленных соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5 утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Постановление опубликовано в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 143(1161), 11 декабря 2015 года.

10 ноября 2016 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление № 57/14 о внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 ноября 2016 года.

16 ноября 2017 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление № 63/2 о внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 ноября 2017 года.

Проведя правовой анализ оспариваемых постановлений, суд приходит к выводу, что при их принятии департаментом по тарифам Приморского края соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; форма и вид нормативных правовых актов; порядок принятия нормативных правовых актов; правила введения нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.

Постановления отвечают признакам нормативности в соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку содержат нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы для ООО «Тритэра» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы с применением метода индексации.

В соответствии с главой IX Основ ценообразования в сфере водоснабжения при установлении тарифов с применением метода индексации в составе необходимой валовой выручки включаются текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативная прибыль регулируемой организации, а также расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.Из положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения следует, что отличительной особенностью метода индексации является наличие утвержденных долгосрочных параметров регулирования, которые могут пересматриваться только в соответствии с пунктом 33 Основ.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения долгосрочными параметрами регулирования тарифов являются параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования в сфере водоснабжения к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года; г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Из изложенного следует, что объемные показатели поданной воды и принятых сточных вод от потребителей не являются долгосрочными параметрами регулирования и, следовательно, корректируются (рассчитываются) органом регулирования ежегодно при установлении необходимой валовой выручки на очередной год регулирования в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э.

Общество указывает на то, что в нарушение вышеприведенных норм права департаментом расходы по статье «Недополученные доходы» необоснованно не включены в состав необходимой валовой выручки, что привело к занижению экономически обоснованного тарифа.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения недополученные доходы – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В соответствии с требованиями главы VII Методических указаний № 1746-э корректировка необходимой валовой выручки осуществляется с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, и рассчитывается по формуле (33) Методических указаний № 1746-э с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, подтвержденные обосновывающими документами.

Как следует из пункта 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, пункта 90 Методических указаний № 1746-э (формула 32), корректировка необходимой валовой выручки на каждый следующий год долгосрочного периода регулирования проводится с учетом фактических результатов деятельности регулируемой организации с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, как предусмотрено пунктом 91 Методических указаний № 1746-э (формула 33), осуществляется на основании фактических значений, подтвержденных данными бухгалтерской и статистической отчетности, как разница между фактической величиной необходимой валовой выручки, определенной на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска, и величиной выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности без учета уровня собираемости платежей.

Фактические объемы реализации услуг при проведении корректировки необходимой валовой выручки органом регулирования принимаются, в том числе, на основании форм статистической отчетности, а именно: форм №№ 1-канализация, 1-водопровод и 22-ЖКХ, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктами 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и 12 методических указаний № 1746-э предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Из материалов тарифного дела № 376/ВК-05 от 23 сентября 2015 года следует, что ООО «Тритэра» предложен объем реализации на 2016-2018 годы в размере 303,98 куб. м. – питьевой воды, 395,81 куб. м – водоотведения.

В обоснование объемов на 2016-2018 годы в тарифное дело представлены следующие документы: расчет необходимой валовой выручки на 2016-2018 годы, в котором указан объем реализации услуг на водоснабжение – 303 тыс. куб. м, на водоотведение – 395,81 тыс. куб. м, проекты производственных программ в сферах водоснабжения и водоотведения, отчет об исполнении производственных программ за 2014 год, копии форм № 1 канализация, водопровод за 2014 год.

Согласно экспертному заключению от 9 ноября 2015 года объем реализации воды на 2016 год установлен в размере 303,98 куб. м, водоотведения - 395,81 куб.м с учетом предложения организации.

В рамках тарифов дела по корректировке тарифов на 2017 год № 344/ВК-05 представлены следующие документы: расчет необходимой валовой выручки на 2017 год, в котором указан объем реализации услуг на водоснабжение – 303 тыс. куб. м, на водоотведение – 395,81 тыс. куб. м, проекты производственных программ в сферах водоснабжения и водоотведения, отчет об исполнении производственных программ за 2015 год, копии форм № 1 канализация и водопровод за 2015 год.

Согласно экспертному заключению от 17 октября 2016 года объем реализации воды на 2017 год установлен в размере 303,98 куб. м, а водоотведения – 395,81 куб. м с учетом предложения организации.

В рамках тарифного дела по корректировке тарифов на 2018 год № 303/ВК-05 представлены следующие документы: расчет необходимой валовой выручки на 2018 год, в котором указан объем реализации услуг на водоснабжение – 303 тыс. куб.м, на водоотведение – 395,81 тыс. куб.м, проекты производственных программ в сферах водоснабжения и водоотведения, отчет об исполнении производственных программ за 2016 год, копии форм № 1 канализация и водопровод за 2016 год.

Согласно экспертному заключению от 13 ноября 2017 года объем реализации воды на 2018 год установлен в размере 303,98 куб. м, а объем водоотведения – 395,81 куб. м с учетом предложения организации.

Из возражений административного ответчика следует, что при установлении тарифов на 2016 год ООО «Тритэра» в смете затрат заявляло недополученные доходы в размере 2331,26 тыс. руб., по водоотведению не заявляло. При принятии постановления от 3 декабря 2015 года № 57/5 департаментом заявленные регулируемой организацией затраты по статьям «Недополученные доходы» и «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» в размере 2 331,26 тыс. руб. из необходимой валовой выручки Общества исключены ввиду отсутствия в материалах дела расчета данных расходов на расчетный период регулирования, а также подтверждающих документов, а именно: пояснения причин превышения фактических размеров расходов над плановыми (утвержденными регулирующим органом); сведения об источниках финансирования фактических расходов, превышающих утвержденные регулирующим органом (в случае привлечения кредитов для финансирования этих расходов представляется расчет дополнительных расходов, связанных с обслуживанием привлеченных заемных средств); копии платежных документов, подтверждающих факт несения расходов в заявленном размере, копии договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, услуг, актов приема-передачи товаров, копии материалов, подтверждающих проведение конкурсных или иных, предусмотренных законодательством закупочных процедур при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг.

Кроме того, агентство сообщает, что по результатам анализа финансово – хозяйственной деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Тритэра» не имеет убытков; более того, за 2014 год сложилась экономия средств в части затрат на электроэнергию (исходя из формы статистической отчетности 22 – ЖКХ за 2014 год затраты по оплате электрической энергии составили 2 069 руб. (данные о фактических величинах, достигнутых в 2015 году в материалах дела отсутствуют)).

При установлении тарифов на 2017 год ООО «Тритэра» в смете затрат заявляло недополученные доходы по водоснабжению в размере 16 941,23 тыс. руб., по водоотведению – 6 354 тыс. руб. В обоснование данной статьи затрат представлены следующие документы: расчет суммы недополученных доходов в сферах водоснабжения и водоотведения за период с 1 января по 31 декабря 2015 года, отчет по водопотреблению и водоотведению за 2015 год, бухгалтерская отчетность за 2015 год, форма № 1 водопровод и канализация, форма 22-ЖКХ за 2015 год, также в материалы дела представлен расчет суммы недополученных доходов за 2013 год.

При принятии постановления от 10 ноября 2016 года № 57/14 заявленные регулируемой организацией затраты по статьям «Недополученные доходы» и «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» из необходимой валовой выручки Общества 2017 года департаментом исключены ввиду отсутствия подтверждающих документов, а именно: пояснения причин превышения фактических размеров расходов над плановыми (утвержденными регулирующим органом); сведения об источниках финансирования фактических расходов, превышающих утвержденные регулирующим органом (в случае привлечения кредитов для финансирования этих расходов представляется расчет дополнительных расходов, связанных с обслуживанием привлеченных заемных средств); копии платежных документов, подтверждающих факт несения расходов в заявленном размере, копии договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, услуг, актов приема-передачи товаров, копии материалов, подтверждающих проведение конкурсных или иных предусмотренных законодательством, закупочных процедур при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг).

Кроме того, согласно бухгалтерской отчетности за 2015 год в отчете о прибылях и убытках указана прибыль предприятия.

При установлении тарифов на 2018 год ООО «Тритэра» в смете затрат заявляло расходы «Недополученные доходы» по водоснабжению в размере 10 372,09 тыс. руб., по водоотведению - 16 591,28 тыс. руб. В обоснование данной статьи затрат представлены следующие документы: расчеты суммы недополученных доходов в сферах водоснабжения и водоотведения за период с 01.12.2013-31.12.2014, 01.01.2015-31.12.2015, 01.01.2016-31.12.2016, отчет по водопотреблению и водоотведению за 2016 год, бухгалтерская отчетность за 2016 год, форма № 1 водопровод и канализация, форма 22-ЖКХ за 2016 год. При принятии постановления от 16 ноября 2017 года № 63/2 затраты по статьям «Недополученные доходы» и «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» из необходимой валовой выручки ООО «Тритэра» 2018 года департаментом исключены ввиду отсутствия подтверждающих документов, а именно: пояснения причин превышения фактических размеров расходов над плановыми (утвержденными регулирующим органом); сведения об источниках финансирования фактических расходов, превышающих утвержденные регулирующим органом (в случае привлечения кредитов для финансирования этих расходов представляется расчет дополнительных расходов, связанных с обслуживанием привлеченных заемных средств); копии платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов в заявленном размере, копии договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, услуг, актов приема-передачи товаров, копии материалов, подтверждающих проведение конкурсных или иных предусмотренных законодательством закупочных процедур при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг).

Изложенные в возражениях доводы административным истцом в ходе рассмотрения дела не опровергнуты. В адрес департамента не представлено полного документального подтверждения экономической обоснованности заявленных к учету при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016, 2017 и 2018 годы, тарифная заявка со стороны ООО «Тритэра» не подавалась. Общество имело возможность заявить о необходимости учета недополученных доходов и фактически понесенных и неучтенных расходов, однако своим правом не воспользовалось. При этом орган регулирования не обязан запрашивать дополнительные документы при рассмотрении дела об установлении регулируемых цен (тарифов).

В связи с этим, непринятие со стороны департамента предложенных ООО «Тритэра» размеров расходов и выполнение расчета экономически обоснованных расходов на основе имевшихся в распоряжении департамента материалов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В административном исковом заявлении ООО «Тритэра» указывает на то, что ограничение роста платы граждан за ресурс по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 не является основанием для неучета расходов в составе необходимой валовой выручки Общества.

Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 12 октября 2017 года № 19-АПГ17-4 указал, что превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве обоснования для исключения из необходимой валовой выручки Общества экономически обоснованных расходов и доходов регулируемой организации не предусмотрено Основами ценообразования в сфере водоснабжения.

Учитывая изложенное, суд находит недоказанной позицию административного истца относительно того, что принятые тарифы являются экономически необоснованными.

Принимая во внимание, что оспариваемые постановления в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016-2018 годы для потребителей ООО «Тритэра» приняты органом исполнительной власти Приморского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и краевым законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Кроме того, ООО «Тритэра» обращалось в ФАС России с заявлением о досудебном рассмотрении спора от 26 марта 2016 года. По результатам рассмотрения заявления в удовлетворении требований отказано.

Так, решением ФАС России № СП/88856/16 установлено, что по итогам анализа представленных на рассмотрение в ФАС России обосновывающих материалов выявлено, что в адрес департамента по тарифам Приморского края не представлено полного документального подтверждения экономической обоснованности заявленных к учету при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016, 2017 и 2018 годы, тарифная заявка со стороны ООО «Тритэра» не подавалась.

Также решением установлено, что ООО «Тритэра» в ФАС России и в департамент по тарифам Приморского края не представлялись материалы, подтверждающие наличие недополученных доходов, возникших по причинам, не зависящим от регулируемой организации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Тритэра» о признании недействующими постановлений департамента по тарифам Приморского края:

от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Яковлевского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 3 декабря 2015 года № 57/5);

от 10 ноября 2016 года № 57/14 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Яковлевского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 10 ноября 2016 года № 57/14);

от 16 ноября 2017 года № 63/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 3 декабря 2015 года № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление от 16 ноября 2017 года № 63/2) - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Пилипенко