ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-57/2023 от 21.12.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года г. Абакан

дело № 3а-57/2023

19OS0000-01-2023-000083-94

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Павлюченко Н.В.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 октября 2022 г. № 11-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 7-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия», приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 ноября 2022 г. № 14-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия», приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 сентября 2023 г. № 4-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия», не действующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, тарифный орган, регулирующий орган) от 28 октября 2022 г. № 11-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 7-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» (далее – приказ от 28 октября 2022 г. № 11-э).

Свои требования Общество мотивировало тем, что приказом от 28 октября 2022 г. № 11-э в пункт 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования» установлена необходимая валовая выручка (далее – НВВ) без учета оплаты потерь филиала «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей; абзацем 4 стр.2 приказа от 28 октября 2022 г. № 11-э в строке 6 таблицы приложения 2 установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей.

Полагает в оспариваемой части приказ не соответствующим статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 2, 7, 26, 28, 32 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; пунктам 23 и 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178; пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э.

По мнению административного истца при утверждении оспариваемых приказов необоснованно не были учтены расходы Общества на сумму ..... тыс. рублей, в том числе расходы на оплату труда в размере ..... тыс. рублей; отчисления на социальные нужды (ЕСН) – ..... тыс. рублей; фактические расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) за 2020 год – ..... тыс. рублей; плановые расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) на 2022 год – ..... тыс. рублей; расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит), привлеченных на инвестиционную деятельность за 2020 год в размере ..... тыс. рублей и за 2022 год в размере ..... тыс. рублей.

Решением от 29 июля 2022 г. № СП/72133/22 по результатам урегулирования разногласий по делу об установлении тарифов ФАС России обязало регулирующий орган провести дополнительный анализ по указанным статьям расходов с истребованием необходимых документов. Однако такой анализ проведен не был. Размер расходов по заработной плате регулирующий орган не подтвердил необходимыми расчетами, а отказывая во включении в НВВ филиала Общества расходов на обслуживание заемных средств Госкомтарифэнерго Хакасии сослался на отсутствие необходимости в привлечении заемных средств, что не соответствует действительности, а также некорректно произвел анализ финансовой отчетности Общества, сравнивая формы отчетности, которые содержат несопоставимые данные.

Привлечение заемных средств в 2020 году было обусловлено сложившейся дебиторской задолженностью, большая часть которой приходится на предприятия-банкроты, что привело к кассовым разрывам и вызвало необходимость привлечения кредитов. Учитывая, что убыточность деятельности филиала Общества на протяжении длительного периода приводит к превышению расходов над поступлениями от операционной деятельности по регулируемому виду деятельности, значительная часть средств расходуется на уплату процентов по кредитам. Административный истец полагает, что установленный на 2022 год размер НВВ и базовый уровень подконтрольных расходов является экономически необоснованным, нарушает экономические интересы ПАО «Россети Сибирь», так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.

С учетом изложенного административный истец просил:

-признать не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 октября 2022 г. № 11-э в части пункта 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг., 2020-2024 гг., 2021-2025 гг., 2022-2024 гг., 2022-2026 гг. (без учета оплаты потерь)», устанавливающего НВВ без учета оплаты потерь филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части абз. 4 стр. 2 приказа, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей;

-возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность принять новый нормативный правовой акт, замещающий приказ от 28 октября 2022 г. № 11-э в указанной части.

В дальнейшем ПАО «Россети Сибирь» неоднократно уточняло и дополняло требования, окончательно просило:

-признать не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 октября 2022 г. № 11-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 7-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части пункта 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг., 2020-2024 гг., 2021-2025 гг., 2022-2024 гг., 2022-2026 гг. (без учета оплаты потерь)», устанавливающего НВВ без учета оплаты потерь филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части абз. 4 стр. 2 приказа, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей;

-признать не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 ноября 2022 г. № 14-э (в редакции от 7 февраля 2023 г. № 1-э) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» (далее – приказ от 28 ноября 2022 г. № 14-э) в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей;

-признать не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 сентября 2023 г. № 4-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» (далее – приказ № 4-э) в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей;

-возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность принять новый нормативный правовой акт, замещающий приказ от 29 сентября 2023 г. № 4-э в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей.

Также просили не включать в оценку соответствия оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу эпизод, связанный с отказом во включении в НВВ расходов на обслуживание заемных средств (проценты за кредит), привлеченных на инвестиционную деятельность за 2020 год в размере ..... тыс. рублей и за 2022 год в размере ..... тыс. рублей.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «Россети Сибирь» Третьякова О.А., Белоглазова М.В., действующие на основании доверенностей, требования административного искового заявления поддержали с учетом изложенных в нем доводов, а также с учетом доводов в представленных письменных уточнениях и пояснениях по делу.

Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А., действующая на основании доверенности от 10 января 2023 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных отзывов, указав, что оспариваемые приказы приняты в полном соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оспариваемые приказы в части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019г. № 175 утверждено Положение о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.

В силу пунктов 1.1, 2.1.5 Положения Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности).

Обществом оспариваются пункт 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг., 2020-2024 гг., 2021-2025 гг., 2022-2024 гг., 2022-2026 гг. (без учета оплаты потерь)», абзац четвертый стр. 2 приказа от 28 октября 2022 г. № 11-э; пункт 4 таблицы приложения 1, пункт 4 таблицы приложения 2 приказа от 28 ноября 2022 г. № 14-э; пункт 4 таблицы приложения 1, пункт 4 приложения 2 приказа от 29 сентября 2029 г. № 4-э, которыми установлены на 2022 год уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» в размере ..... тыс. рублей, НВВ без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей (т.1, л.д. 19-20; т.5, л.д. 174-182; т.7, л.д.116-118).

Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Абзацами девятым и двенадцатым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).

Расчет НВВ на содержание электрических сетей производится в соответствии с пунктами 4, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э, который включает в себя подконтрольные расходы сетевой организации, рассчитываемые в соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 98-э.

Приказ от 28 октября 2022 г. № 11-э, приказ от 28 ноября 2022 г. № 14-э и приказ от 29 сентября 2023 г. № 4-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление базового уровня подконтрольных расходов сетевых организаций на 2022 год и на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2022 год, распространяются на неопределённый круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.

Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Правила регулирования), пунктом 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 октября 2022 г. № 7, от 28 ноября 2022 г. № 13 и от 29 сентября 2023 г. № 2 (т. 1, л.д. 147-155; т.9, л.д. 125-134, 137-152).

Приложениями 2, 8, 10 к приказу ФАС России от 10 марта 2022 г. № 196/22, в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению долгосрочных параметров регулирования и НВВ сетевых организаций, которой приказы от 28 октября 2022 г. № 11-э, от 28 ноября 2022 г. № 14-э и от 28 сентября 2023 г. № 4-э соответствуют.

Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в издании «Хакасия», № 127 от 11 ноября 2022 г.; № 134 от 29 ноября 2022 г.; № 115 от 13 октября 2023 г.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

Пунктом 4 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний № 98-э).

30 апреля 2021 г. ПАО «Россети Сибирь» обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2022 год в составе долгосрочного периода 2022-2026 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы (т.1, л.д.36-37).

По результатам рассмотрения заявления приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2021 г. № 10-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2022 год» НВВ для заявителя установлена на 2022 год в размере ..... тыс. рублей.

Не согласившись с установленным на 2022 год размером НВВ, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в ФАС России с заявлением в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения (урегулирования) разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. № 533, по результатам рассмотрения которого решением от 28 июля 2022 г. № СП/72133/22 антимонопольный орган частично удовлетворил заявление и обязал регулирующий орган произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил, указав на основании каких документов принималось решение по статьям затрат, в том числе, «расходы на оплату труда», «отчисления на социальные нужды», «расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) за 2020 год», «расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) на 2022 год», а также пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Хакасэнерго» на 2022 год, включив обоснованные расходы по указанным в решении статьям затрат (т. 1, л.д. 23-35).

Данное решение, в силу пункта 24 вышеуказанных Правил урегулирования разногласий, подлежит обязательному исполнению в течение одного месяца (если в решении не указан иной срок) и может быть обжаловано в судебном порядке.

Пунктами 22, 25, 26 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).

Во исполнение решения ФАС России от 28 июля 2022 г. № СП/72133/22 на основании экспертного заключения б/н и б/д, протокола заседания Правления от 28 октября 2022 г. № 7 (т.1, л.д. 40-63, 147-155) приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 октября 2022 г. № 11-э, пункт 6 таблицы приложения 3, филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2022 год в размере ..... тыс. рублей; в абзаце четвертом стр. 2 установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей.

Как следует из пояснений представителей сторон и экспертного заключения б/н и б/д утвержденный регулирующим органом размер расходов по статьям «расходы на оплату труда», «отчисления на социальные нужды», изменился с ..... тыс. рублей до ..... тыс.рублей по расходам на оплату труда и с ..... тыс. рублей до ..... тыс. рублей по отчислениям на социальные нужды, а по статьям «расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) за 2020 год», «расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) на 2022 год» - остались без изменений (т.1, л.д. 46, 56).

Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).

В составе заявления об установлении цен (тарифов) на 2022 год Обществом указаны расходы филиала «Хакасэнерго» на оплату труда в размере ..... тыс. рублей, в том числе расходы на оплату труда персонала филиала «Хакасэнерго» в размере ..... тыс. рублей.

По результатам проведенной экспертизы регулирующим органом исключены из расчетов расходы на сумму ..... тыс. рублей (т.1, л.д. 42-46).

В решении ФАС России от 28 июля 2022 г. № СП/72133/22 указано, что расчет нормативной численности персонала необходимо производить на основании Нормативов численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанных ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденных ОАО РАО «ЕЭС России» 3 декабря 2004 г. (далее – Нормативы ЦОТэнерго от 3 декабря 2004 г.), а расчет численности персонала на основании штатного расписания без учета фактической численности персонала в 2020 году не соответствует пункту 26 Основ ценообразования. Регулирующему органу предписано определить численность персонала с учетом фактической численности сотрудников в 2020 году и соотнести ее с уровнем нормативной численности регулируемой организации на предмет непревышения фактической численности персонала над ее нормативным значением. В случае, если в течение 2021 года заявителем были введены в эксплуатацию объекты электроэнергетики, численность персонала, приходящуюся на эксплуатацию таких объектов, необходимо учитывать на уровне нормативной.

В соответствии с подпунктами 4, 7 пункта 23, пунктом 28 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

В нарушение пунктов 23, 28 Правил регулирования экспертное заключение и протокол № 7 заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 октября 2028 г. (т. 1, л.д. 42-47, 147-155) не содержат надлежащего обоснования и причин корректировки указанных сумм расходов с учетом обязанности регулирующего органа по решению ФАС России от 28 июля 2022 г. провести дополнительный анализ данных расходов с проведением расчетов нормативной численности персонала на основании Нормативов ЦОТэнерго от 3 декабря 2004 г. (т.4, л.д. 217-221).

Расчет расходов на оплату труда персонала филиала «Хакасэнерго» произведен регулирующим органом в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 на основании пункта 57 данных Методических указаний, предусматривающего при расчете тарифов (цен) использование расчетов на оплату труда и расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения (Приложение 2) (таблица № П2.1).

В соответствии с таблицей № П1.16 ПАО «Россети Сибирь» для расчета предложило на 2022 год численность промышленно-производственного персонала по регулируемому виду деятельности ..... чел. исходя из фактической численности за 2020 год ..... чел. и дополнительной численности по вновь введенным мощностям ..... чел., регулирующим органом по результатам расчетов численность принята в количестве ..... чел. исходя из нормативной численности персонала (т.1, л.д. 44).

В материалы дела представлен рабочий расчет условных единиц по Нормативам ЦОТэнерго от 3 декабря 2004 г. на электроном носителе (т.8, л.д. 198), однако ни из данного расчета, ни из экспертного заключения не представляется возможным установить причины исключения из состава нормативной численности персонала филиала «Хакасэнерго» ..... чел. по Коммунаровскому участку, заявленных на основании протокола совещания Правительства Республики Хакасия и ПАО «Россети Сибирь» по вопросу обслуживания проблемных инфраструктурных объектов Ширинского района Республики Хакасия от 29 июня 2020 г. № 33; ..... чел. (из ..... чел заявленных) по дополнительной численности с учетом перспективного развития электросетевого комплекса на 2020-2022 годы (т.2, л.д.74-75, 127; т.9, л.д. 220-236).

Также не представлены доказательства обоснованности исключения в сводной таблице 1 чел. по строке «Централизованный ремонт оборудования».

Заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что по расчету нормативной численности руководителей в тарифной заявке было указано ..... чел., что и было принято по расчету регулирующего органа, и только в ходе рассмотрения административного дела был представлен расчет на ..... чел. (занижение на ..... чел.). В то же время, расчеты должны производиться в соответствии с Нормативами ЦОТэнерго от 3 декабря 2004 г., таблицы 4.2.1-4.2.15, а результаты анализа должны отражаться в экспертном заключении, в том числе в соответствии с таблицей П2.1. Допущенные заявителем технические ошибки в расчетах не могут являться основанием для исключения из расчетов НВВ расходов, подтвержденных необходимыми документами.

Доказательства несоответствия представленных Обществом материалов указанным в пунктах 16, 26 Основ ценообразования нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, отраслевому тарифному соглашению, фактическому объему фонда оплаты труда и фактической численности работников, превышения фактической численности персонала по регулируемому виду деятельности над нормативной, иное обоснование правильности уменьшения расчетных показателей расходов на оплату труда на 2022 год, не представлены.

Необоснованное уменьшение численности персонала филиала «Хакасэнерго» повлияло на расчет среднего тарифного коэффициента, размер которого зависит численности промышленно-производственного персонала по регулируемому виду деятельности и тарификации соответствующих работ в соответствии с пунктами 1.5, 3.13 Отраслевых тарифных соглашений в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы и на 2022-2024 годы, и в целом повлияло на расчет расходов по оплате труда.

При таких обстоятельствах исключение регулирующим органом вышеуказанных расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» из состава НВВ и базового уровня подконтрольных расходов на 2022 год противоречит законодательству в области регулирования тарифов, в том числе пунктам 7, 16, 26, 38 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний № 98-э, пунктам 23, 28 Правил регулирования.

Доводы представителя административного истца о необоснованном исключении из НВВ филиала «Хакасэнерго» на 2022 год расходов на оплату труда работников исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» на сумму ..... тыс. рублей не нашли своего подтверждения.

В решении ФАС России от 28 июля 2023 г. № СП/72133/22 указано, что экспертное заключение органа регулирования, в нарушение пункта 23 Правил регулирования, не содержит анализа необоснованности заявленных расходов. В этой связи органу регулирования предписано проанализировать представленные организацией материалы на предмет отсутствия дублирующих функций с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования и в случае отсутствия дублирования включить в состав НВВ заявителя в экономически обоснованном размере.

В силу пункта 19 Правил регулирования, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

В рамках исполнения решения ФАС России регулирующим органом были дополнительно получены по запросу положения о структурных подразделениях исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь»; положения о структурных подразделениях филиала «Хакасэнерго»; сравнительный анализ функциональных обязанностей подразделений исполнительного аппарата и филиалов ПАО «Россети Сибирь»; расчет расходов на оплату труда филиала «Хакасэнерго» со сводом среднесписочной численности за 2020 год и расчетом дополнительной численности персонала; выписка из штатного расписания на 30 июня 2022 г. и размер текущего премирования и расчет размера выплат по итогам 2022 года; расчет среднего тарифного коэффициента по филиалу «Хакасэнерго»; информация по численности исполнительного аппарата и филиала «Хакасэнерго» (т.1, л.д. 46-47).

Пунктом 24 Правил регулирования предусмотрено, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Как следует из экспертного заключения, сравнительный анализ функциональных обязанностей исполнительного аппарата и филиала «Хакасэнерго» провести не представилось возможным, так как филиалом «Хакасэнерго» не были представлены должностные регламенты сотрудников, непосредственно участвующих в регулируемой деятельности, что не отрицается сторонами.

Доводы представителей административного истца о том, что представлять должностные регламенты не было необходимости, так как должностные обязанности сотрудников не выходят за рамки функциональных обязанностей структурных подразделений, в которых они работают, не могут быть приняты во внимание, поскольку целью анализа являлось сравнение обязанностей сотрудников, непосредственно участвующих в регулируемом виде деятельности, для исключения фактов дублирования данных обязанностей в исполнительном аппарате и филиале «Хакасэнерго».

При таких обстоятельствах вывод регулирующего органа об исключении расходов на оплату труда сотрудников исполнительного аппарата основан на анализе представленных заявителем материалов и соответствует требованиям пунктов 23, 24 Правил регулирования.

Поскольку расходы по статье «отчисления на социальные нужды (ЕСН)» формируются в зависимости от величины расходов по статье «заработная плата», определение величины затрат предприятия по данной статье расходов также нельзя признать обоснованным.

Общество также полагает необоснованным исключение из НВВ по филиалу «Хакасэнерго» расходов на обслуживание заемных средств на 2020 год (факт) в размере ..... тыс. рублей (без учета процентов по кредиту на инвестиционную деятельность в размере ..... тыс. рублей) и на 2022 год (план) в размере ..... тыс. рублей (без учета процентов по кредиту на инвестиционную деятельность в размере ..... тыс. рублей).

В качестве обоснования по данным статьям расходов заявителем представлены регулирующему органу: информация о начисленных и оплаченных процентах за кредит и ставке капитализации на 2022 год; справки о начисленных и оплаченных процентах за кредит и ставке капитализации за 2020 год; оборотно-сальдовая ведомость за январь-декабрь 2020 год; авизо (извещения) оплаченных процентов за 2020 год с реестрами (помесячно); кредитные соглашения, заключенные между ПАО «Россети Сибирь» и банковскими организациями с протоколами заседания конкурсной комиссии по подведению итогов к кредитным договорам, заявлениями на привлечение кредитов и письмами банков об изменении процентных ставок и о ссудной задолженности, справками о переносе задолженности между филиалами, движением кредитов и оплате процентов по филиалу «Хакасэнерго» за 2020 год; обороты счета 62 за 2020 год помесячно; отчет о результатах работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электрической энергии и кредиторской задолженности за электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь по состоянию на 31 декабря 2020 г.; отчет формы ДЗ-1 о результатах работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электроэнергии и кредиторской задолженности за приобретаемую электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь по состоянию на 31 декабря 2020 г. и за 2013-2020 годы с реестрами судебных дел; отчет об исполнении ДПН по форме СО 6.812/0; выдержки из стандартов СО 3.120 «Управление платежами. Регламент», СО 3.345 «Управление дебиторской задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии. Регламент», СО 3.066 «Управление движением потоков наличности»; сведения об инвестициях за 2020 год; распоряжения филиала «Хакасэнерго» о проведении годовой инвентаризации и о создании комиссии по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности за 2020 год; основы бухгалтерской учетной политики Общества; аудиторское заключение за 2020 год; информация о денежных потоках по филиалу «Хакасэнерго» за 2020 год; регистр по счету 63 за 2020 год; показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий форма 1.3 и расшифровка расходов за 2020 год; динамика ссудной задолженности Общества за 2019-2022 годы; пояснительная записка и проект плана движения денежных средств «БДДС) на 2022 год, 2023-2026 годы; регистры по счетам бухгалтерского учета 90, 91, 76 за 2020 год; расчет кассовых разрывов филиала «Хакасэнерго» за 2019-2020 годы, 9 месяцев 2021 года; анализ фактических затрат филиала «Хакасэнерго» за 2019-1 полугодие 2021 года; информация о кредитном портфеле по филиалу за 2020 год и на 2022 год (т.1, л.д. 36-37, 64-67, 70-74, 191-232; т.2, л.д. 49; т.3, л.д. 2-250; т.4, л.д. 1-207; т.5, л.д. 45-64, 68-69, 97-129, 163-165; т.6, л.д. 1-303; т.7, л.д.37-56).

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июня 2023 г. по делу № 3а-42/2023 отказано в удовлетворении административного искового заявления ПАО «Россети Сибирь» о признании не действующим в части приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 19 декабря 2022 г. № 17-э «Об установлении для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020-2021 годы НВВ (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия и расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение» (т.8, л.д. 207-213).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 г. по делу № 66а-1490/2023 апелляционная жалоба административного истца оставлена без удовлетворения, а решение суда без изменения (т. 8, л.д. 214-217).

Решением суда от 23 июня 2023 г. признано обоснованным полное исключение из НВВ Общества по филиалу «Хакасэнерго» плановых расходов по статье «проценты за кредит» в размере ..... тыс. рублей на 2020 год. При этом суд отметил отсутствие экономического обоснования указанных расходов, в том числе и с учетом надлежащего расчета кассового разрыва, отсутствия, в том числе в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в соответствии с данными бухгалтерского учета, сведений о том, по какому из видов регулируемой деятельности планируются расходы – как гарантирующего поставщика или сетевой организации. Само наличие дебиторской задолженности признано недостаточным основанием для включения данных расходов в состав НВВ без расчета дефицита оборотных средств по деятельности, связанной с передачей электрической энергии, с оборотами по счетам 60 (расчеты с поставщиками и подрядчиками), 62 (расчеты с покупателями и заказчиками), 76 (расчеты с кредиторами и дебиторами) по филиалу «Хакасэнерго». Кроме того, в рамках административного дела установлены сведения о переводах ссудной задолженности с иных филиалов Общества на филиал «Хакасэнерго».

Помимо состава документов, послуживших основанием для установления НВВ филиала «Хакасэнерго» на 2020-2021 годы, являвшихся предметом анализа суда по административному делу № 3а-42/2023, заявителем при обосновании статей затрат «уплата процентов» за 2020 год и за 2022 год дополнительно представлен расчет кассового разрыва, обороты по счету 62, однако не представлены обороты по счетам 60, 76.

В то же время, при анализе поступивших документов, в том числе дополнительно, установлено отсутствие документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, связанной с регулируемым видом деятельности. Из представленного расчета кассовых разрывов не следует, что он основан только на деятельности филиала «Хакасэнерго» как сетевой организации, а не гарантирующего поставщика, что послужило одним из оснований для отказа во включении в НВВ на 2020-2021 годы плановых процентов по кредитам на 2020 год. При анализе расчета кассовых разрывов за 2020 год регулирующий орган пришел к выводу, что суммы расходов филиала значительно превышают плановые показатели, установленные на 2020 год, а также не учитывает внутренний оборот, связанный с подхватом функций гарантирующего поставщика с 1 апреля 2018 г. по 1 января 2022 г. в соответствии с приказом Минэнерго России от 23 марта 2018 г. № 179.

Проведя анализ представленных документов по обоснованию статьи расходов «расходы на обслуживание заемных средств на 2022 год» регулирующий орган, с учетом анализа расходов за 2020 год, пришел к выводу об отсутствии у филиала «Хакасэнерго» потребности в привлечении заемных средств.

Довод о неисполнении регулирующим органом решения ФАС России от 28 июля 2022 г. № СП/72133/22 является необоснованным, поскольку в данном решении указано на необходимость дополнительного анализа представленных расчетов кассовых разрывов за 2020 год и отразить результаты такого анализа в экспертном заключении при анализе предложения регулируемой организации по расходам на обслуживание заемных средств за 2020 год и, поскольку кредитные договоры имеют долгосрочный характер, на 2022 год.

Госкомтарифэнерго Хакасии такой анализ осуществило.

В экспертном заключении б/н и б/д (т.1, л.д. 56-60) указано, что расчет кассовых разрывов за 2019-2020 годы, 1 полугодие 2021 г. сформирован по всем видам деятельности (регулируемой и нерегулируемой) без пояснений по данному факту. При анализе расчета за 2020 год выявлено отсутствие документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для которых необходимо привлечение заемных средств, а также не представлены сведения и подтверждающие бухгалтерские документы о причинах превышения расходов по статьям расходов на оплату труда и отчислениям на социальные нужды; на оплату сырья, материалов, запчастей, инструмента, топлива; на оплату услуг производственного характера. Из приложенных документов не представилась возможность определить реальное поступление денежных средств по регулируемой деятельности ввиду расхождения сведений по отчетным данным в БДДС, форме 1.3 раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, утвержденной приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. № 585 (далее – приказом № 585), форме 1.6 расшифровка расходов субъекта естественных монополий, утвержденной приказом № 585; заявленный размер расходов по процентам за кредит за 2020 год в размере ..... тыс. рублей ни в заявке на 2022 год, ни в дополнительно представленных материалах, не обоснован.

В связи с этим расходы на уплату процентов по кредитам за 2020 год были исключены из НВВ, а также исключены расходы на уплату процентов на 2022 год, поскольку они сформированы исходя из необоснованных расходов 2020 года.

Нарушений требований Основ ценообразования и Правил регулирования Госкомтарифэнерго при исключении данных расходов из расчета НВВ на 2022 год не допущено.

Таким образом, приказ от 28 октября 2022 г. № 11-э в части установления НВВ и базового уровня подконтрольных расходов на 2022 год противоречит пунктам 7, 38 Основ ценообразования, пунктам 4, 9, 11 Методических указаний № 98-э, пунктам 23, 28 Правил регулирования с учетом необоснованного снижения величины расходов филиала «Хакаэнерго» по статьям расходов «заработная плата» и «социальные отчисления (ЕСН)».

Также противоречат в указанной части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приказ от 28 ноября 2022 г. № 13-э и приказ от 29 сентября 2023 г. № 3-э, в которых, как следует из самих приказов и протоколов заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 ноября 2023 г. № 13 и от 29 сентября 2029 г. № 2, расходы ПАО «Россети Сибирь» - филиал «Хакасэнерго» по статьям «заработная плата» и «отчисления на социальные нужды» в НВВ и базовом уровне подконтрольных расходов на 2022 год по изложенным основаниям не изменялись (т. 9, л.д. 123-153).

В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ и базового уровня подконтрольных расходов сетевой организации, влияющих на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности ПАО «МРСК Сибири».

Допущенные нарушения положений законодательства в области тарифного регулирования являются основанием для признания не действующими приказа от 28 октября 2022 г. № 11-э в части пункта 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг., 2020-2024 гг., 2021-2025 гг., 2022-2024 гг., 2022-2026 гг. (без учета оплаты потерь)», устанавливающего НВВ без учета оплаты потерь филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части абз. 4 стр. 2 приказа, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей; приказа от 28 ноября 2022 г. № 14-э (в редакции от 7 февраля 2023 г. № 1-э) в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей; приказа от 29 сентября 2023 г. № 4-э в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей.

Поскольку данные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия на 2022 год и признание отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В силу абзаца тринадцатого пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.

Учитывая, что в связи с признанием не действующими приказов от 28 октября 2022 г. № 11-э, от 28 ноября 2022 г. № 14-э, от 29 сентября № 4-э возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, затрагивающая права и законные интересы не только административного истца, но и неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать Госкомтарифэнерго Хакасии в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять новый нормативный правовой акт, регулирующий спорные правоотношения.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления публичного акционерного общества «Россети Сибирь» об оспаривании нормативных правовых актов – удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 октября 2022 г. № 11-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 7-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части пункта 6 таблицы «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг., 2020-2024 гг., 2021-2025 гг., 2022-2024 гг., 2022-2026 гг. (без учета оплаты потерь)», устанавливающего НВВ без учета оплаты потерь филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части абз. 4 стр. 2 приказа, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов в размере ..... тыс. рублей.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28 ноября 2022 г. № 14-э (в редакции от 7 февраля 2023 г. № 1-э) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с даты принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 сентября 2023 г. № 4-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей.

Возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, замещающий приказ от 29 сентября 2023 г. № 4-э в части пункта 4 таблицы приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год в размере ..... тыс. рублей и в части пункта 4 таблицы приложения 2, устанавливающего НВВ филиала «Хакасэнерго» ПАО «Россети Сибирь» на 2022 год без учета оплаты потерь в размере ..... тыс. рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд

Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 26 декабря 2023 г.