Дело № 3а-57/2023
УИД 12 OS 0000-01-2023-000063-38
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 22 сентября 2023 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Орловой С.Г.,
при секретаре Медведеве Э.Н..,
с участием прокурора Новоселова А.С.,
представителя административного истца Религиозной организации «Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ФИО1,
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл ФИО2
представителя заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Религиозной организации «Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» к Правительству Республики Марий Эл о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 «Об утверждении республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2049 годы»,
установил:
Религиозная организация «Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее – Йошкар-Олинская и Марийская Епархия, Епархия) обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском, в котором просит признать недействующим с 14 сентября 2022 года пункт 1844 Приложения к республиканской адресной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2049 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 «Об утверждении республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2049 годы» в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2022 года № 410 (далее также республиканская программа).
В обоснование требований административного иска указано, что на основании договоров купли-продажи в собственность Йошкар-Олинской и Марийской Епархии с <дата> перешли все жилые помещения - квартиры с кадастровыми <№>, расположенные в многоквартирном жилом доме с кадастровым <№> по <адрес>, построенном в 1951 году на территории бывшего Богородице-Сергиевского женского монастыря. Земельный участок с кадастровым <№> площадью 874 кв.м., на котором расположен указанный многоквартирный дом, с <дата> также зарегистрирован в собственность административного истца. Все квартиры, многоквартирный жилой дом и земельный участок имеют вид разрешенного использования – религиозное использование. В квартирах никто не зарегистрирован, в доме планируется организовать келейный корпус Богородице-Сергиевского монастыря. Административный истец считает, что с момента изменения вида разрешенного использования 14 сентября 2022 года дом утратил статус многоквартирного дома, поскольку изменилось его целевое назначение, дом предназначен для постоянного нахождения духовных лиц, паломников, послушников, осуществляющих религиозную службу. Йошкар-Олинская и Марийская Епархия отказалась от услуг управления многоквартирным домом, услуг центрального отопления, с момента регистрации права собственности на указанный дом и земельный участок освобождена от уплаты налога на имущество. Поскольку все помещения в здании принадлежат религиозной организации и используются исключительно для религиозной деятельности, у Епархии отсутствует обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственник самостоятельно несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Приложением к республиканской программе административным ответчиком утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках Программы. Дом по <адрес>, указан под № 1844 в приложении к республиканской программе, однако данное здание подлежит исключению из перечня, так как фактически не является многоквартирным домом. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Республиканский Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл со ссылками на проведение в 2017 году в многоквартирном доме капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, и наличие задолженности собственников помещений в размере 2 258 731,01 рубль, сообщили административному истцу о невозможности приостановления начисления взносов за капитальный ремонт и исключения многоквартирного дома из республиканской программы до полного погашения произведенных заимствований. Однако здание с <дата> относится к имуществу религиозного использования, в отношении которого законодательством уплата взносов на капитальный ремонт не предусмотрена. Пункт 1844 приложения к Программе противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 15, 17, 166-168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 21, 22 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В судебном заседании представитель административного истца Религиозной организации «Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ФИО1, ФИО4 требования административного иска по изложенным в нем доводам поддержали, просили административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл ФИО2 с административным иском не согласилась, просила в удовлетворении требований административного истца отказать, изложила позицию, указанную в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 52-58 т.1). Пояснила, что оспариваемый пункт приложения к республиканской программе не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Правовые основания для исключения многоквартирного дома из республиканской программы отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО3 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (л.д.161-165 т.2).
Представители заинтересованных лиц Республиканского Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл, администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В отзыве на административное исковое заявление представитель Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл просит в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.49-50 т. 1).
На основании положений статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Новоселова А.С., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», утратившего силу с 1 января 2023 года, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 61 части 2 статьи 26.3 названного Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Аналогичны положения изложены в пунктах 117, 118 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (указанные нормы вступили в законную силу с 1 января 2023 года), в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл определены Законом Республики Марий Эл от 20 сентября 2013 года № 35-З «О регулировании отдельных отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл», предусматривающим в пункте 3 статьи 2 утверждение республиканской программы капитального ремонта Правительством Республики Марий Эл (далее Закон Республики Марий Эл от 20 сентября 2013 года № 35-З).
Правительство Республики Марий Эл в силу Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» является постоянно действующим, коллегиальным, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, координирующим деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл (статья 1).
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Марий Эл постановлением от 31 декабря 2013 года № 460 утвердило республиканскую адресную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы (л.д. 59-109 т.1).
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 на основании статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo) 9 января 2014 года, № 31122013040003).
В последующем в целях актуализации республиканской программы капитального ремонта в вышеназванное постановление неоднократно вносились изменения, в том числе постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 22 июля 2014 года № 386, от 12 ноября 2014 года № 589, от 11 июня 2015 года № 325, от 4 марта 2016 года № 84, от 23 января 2017 года № 11, от 2 августа 2018 года № 331, от 1 октября 2019 года № 299, от 30 сентября 2020 года № 373, от 29 сентября 2021 года № 404 (даты их официального опубликования на указанном интернет-портале 23 июля 2014 года, 12 ноября 2014 года, 11 июня 2015 года, 4 марта 2016 года, 24 января 2017 года, 3 августа 2018 года, 3 октября 2019 года, 30 сентября 2020 года, 30 сентября 2021 года) (л.д. 206-248 т.2).
В настоящее время республиканская программа действует в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2022 года № 410 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460» и поименована «Республиканская адресная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома» на 2014-2049 годы» (опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo) 27 сентября 2022 года, № 26092022040352) (л.д. 1-158, 253 т.2).
Исходя из изложенного оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Соблюдение Правительством Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.
Приложением к республиканской адресной программе является Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2049 годы (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем в данную программу включен многоквартирный дом, расположенный по <адрес>. В первоначальной редакции постановления от 31 декабря 2013 года № 460 названный дом указан в позиции Перечня № 1812 (л.д. 113 т.1), в действующей редакции – в позиции № 1844 (л.д. 79 т.2).
Из материалов дела следует, что в здании с кадастровым <№> по <адрес>, (год завершения строительства 1951), расположено восемь жилых помещений – квартир с кадастровыми номерами <№>, собственниками которых является Йошкар-Олинская и Марийская Епархия. Указанные квартиры приобретены в собственность административного истца в период с <дата> (л.д. 9-19 т.1).
Названное здание расположено на земельном участке с кадастровым <№>, который находится в собственности административного истца с 13 <дата> (л.д. 20-23 т.1).
14 сентября 2022 года изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с «для размещения жилого дома» на «религиозное использование». Кроме того, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования «религиозное использование» 12 сентября 2022 года в отношении здания с кадастровым <№>, 14 сентября 2022 года в отношении расположенных в нем вышеназванных восьми помещений (л.д. 184 т.2).
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец полагает, что постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 в оспариваемой части противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Включение принадлежащего Йошкар-Олинской и Марийской Епархии объекта недвижимости с кадастровым номером 12:05:0505007:117 в республиканскую программу капитального ремонта с даты изменения вида разрешенного использования 14 сентября 2022 года незаконно возлагает на административного истца как на собственника недвижимого имущества религиозного использования обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности предполагает не только возможность реализации правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом в своих интересах, но и несение бремени содержания имущества, в том числе в целях предотвращения вреда другим лицам. Регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту прав и законных интересов других лиц, а также принадлежащих им благ посредством возложения на собственников дополнительных обременений, связанных с обладанием имуществом, законодатель должен учитывать его особенности (постановления от 31 мая 2005 года № 6-П, от 22 апреля 2011 года № 5-П и от 12 апреля 2016 года № 10-П; определения от 16 апреля 2009 года № 495-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2353-О и др.).
Жилищный кодекс Российской Федерации, конкретизируя статью 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).
Исполнение названных обязанностей предполагает, в частности, правовое регулирование организации капитального ремонта. Исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «к» части 1), и с учетом принципа самостоятельности бюджетов это регулирование осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность нести расходы на их содержание и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 158). Такая обязанность появляется, как правило, с возникновением права собственности на помещение в многоквартирном доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (пункт 5 части 2 статьи 153 и часть 3 статьи 158 данного Кодекса).
Так, в Жилищном кодексе Российской Федерации установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 158, пункт 3 части 1 статьи 167, часть 1 статьи 169, части 1 и 3 статьи 170).
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться: многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; дома, в которых имеется менее чем пять квартир; многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции; многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 указанной статьи).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 6 указанной статьи).
Пунктом 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 20 сентября 2013 года № 35-З (в редакции Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года №7-З) определено, что в республиканскую программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную Правительством Республики Марий Эл. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения республиканской программы капитального ремонта или принятия решения об исключении указанных многоквартирных домов из такой программы Правительством Республики Марий Эл определяются порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В республиканскую программу капитального ремонта также не включаются дома, в которых имеется менее чем три квартиры, в редакции, действующей в настоящее время – менее чем пять квартир.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 20 сентября 2013 года № 35-З республиканская программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации с внесением изменений не позднее 1 октября текущего года.
Решения о внесении соответствующих изменений в республиканскую программу принимаются в соответствии с методическими рекомендациями по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 758/пр (далее – методические рекомендации).
Согласно пункту 4 методических рекомендаций при подготовке изменений в региональную программу рекомендуется обеспечить проверку: а) наличия многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений, подлежащих включению в региональную программу с учетом требований части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса, а также о многоквартирных домах, не включенных в региональную программу в результате технических ошибок; б) наличия многоквартирных домов, признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений и подлежащих исключению из региональной программы в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса; в) наличия многоквартирных домов, которые не включаются (подлежат исключению) из региональной программы в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса.
Согласно разделу VII республиканской программы одним из оснований для её актуализации является: включение или исключение многоквартирных домов из Программы на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства и принятых решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 12 т.2).
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, многоквартирный дом по <адрес>, собственником всех помещений в котором с <дата> является Йошкар-Олинская и Марийская Епархия, включен в утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 республиканскую адресную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В 2017 году за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, проведен ремонт внутридомовых инженерных систем, крыши, фасада указанного многоквартирного дома на сумму 2 485 956 рублей.
Административный истец считает, что в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <№>, внесением сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования объекта недвижимости с кадастровым номером 12:05:0505007:117 и расположенных в нем помещений - «религиозное использование» указанный дом утратил статус многоквартирного дома и полежит исключению из республиканской адресной программы капитального ремонта, учитывая и то обстоятельство, что помещения в доме используются для религиозной деятельности, осуществление которой в силу статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается в жилых помещениях.
Указанные доводы суд признает несостоятельными.
Согласно статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылался представитель административного истца в обоснование своей правовой позиции, жилые помещения предназначены для проживания граждан, в которых не допускается осуществление миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» о проведении религиозных обрядов и церемоний.
Вместе с тем, само по себе не проживание в жилом помещении граждан либо осуществление в жилом помещении запрещенной законом деятельности не может свидетельствовать об утрате таким помещением статуса жилого.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым <№> по <адрес>, имеет назначение многоквартирный дом, в котором расположено восемь жилых помещений с кадастровыми номерами <№>, имеющими назначение «жилое», наименование «квартира» (л.д. 9-19 т.1).
До 14 сентября 2022 года земельный участок, на котором расположено спорное здание имел вид разрешенного использования «для размещения жилого дома» (л.д. 184 т.2).
Согласно представленным администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» выкопировкам из топографического плана г. Йошкар-Олы и карты градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым <№> и расположенное в его пределах здание с кадастровым <№> находятся в общественно-деловой зоне – зоне городского центра «Ц», к вспомогательным видам разрешенного использования которой относятся, в том числе «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «среднеэтажная жилая застройка» (л.д.200-205 т.2).
То обстоятельство, что Йошкар-Олинская и Марийская Епархия является единоличным собственником здания, всех помещений, расположенных в нем, и земельного участка по <адрес>, с видом разрешенного использования «религиозное использование», не означает, что данное здание утратило статус многоквартирного дома. Здание не реконструировалось, с кадастрового учета не снималось, расположено на земельном участке, соответствующем градостроительному зонированию, адрес его размещения изменен не был. Общее имущество многоквартирного дома также не утратило свой статус в силу закона даже при наличии единоличного собственника здания (статья 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
На основании приведенных выше обстоятельств и норм, правовых оснований для исключения многоквартирного дома по <адрес>, из республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома» на 2014-2049 годы» у административного ответчика не имелось.
Судом не установлено противоречий оспариваемого административным истцом положения, предусматривающего включение многоквартирного дома <адрес> в Перечень, федеральному и региональному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что оспариваемое постановление Правительства Республики Марий Эл соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Религиозной организации «Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» к Правительству Республики Марий Эл о признании недействующим пункта 1844 Приложения к республиканской адресной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2049 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 года № 460 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2022 года № 410) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Г. Орлова
Мотивированное решение составлено 2 октября 2023 года.