ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-57/2024 от 05.02.2024 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 3а-57/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 5 февраля 2024 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретарях Елизарове А.Ю., Ждакове А.В., Кондрашовой Ю.Ю.,

с участием прокурора Тютиной Н.В.,

представителя административного истца Болдырева Д.Н.,

представителя административного ответчика - Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Извековой Т.Н.,

представителя заинтересованных лиц – общества с ограниченной ответственностью «Природа», общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСпутник» Велькиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новотоцкого С.П. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим в части приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года № 606 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области»

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – МПР Оренбургской области) № 606 от 6 декабря 2019 года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области» утверждена территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области.

Приказ № 606 от 6 декабря 2019 года опубликован на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru 17 декабря 2019 года.

Новотоцкий С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минприроды Оренбургской области, в котором просил признать недействующими положения приказа МПР Оренбургской области № 606 от 6 декабря 2019 года, содержащиеся в подразделе 4.6. «Перспективная система накопления твердых коммунальных отходов» Раздела 4. «Места накопления отходов» в части указания складирования крупногабаритных отходов на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения, а также в подразделе 4.1 «Существующая система накопления твердых коммунальных отходов» Раздела 4. «Места накопления отходов» в части указания «по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины».

В обоснование своих требований административный истец указывает, что положения оспариваемого приказа, содержащиеся в подразделе 4.1 раздела 4, которые допускают складирование крупногабаритных отходов на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения, противоречат статьи 13.4 пунктам 2, 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила № 1039), пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Указывает, что данными положениями закреплено, что складирование твердых коммунальных отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Положения, содержащиеся в подразделе 4.6 раздела 4 также противоречат вышеуказанным нормам законодательства, поскольку не содержат требований к специальной площадке.

В подразделе 4.1 раздела 4 (в редакции приказа от 16 июня 2023 года) указано следующее: «Также на территории Оренбургской области существует возможность применения заявочной системы – вывоз твердых коммунальных отходов по разным заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированных транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины)».

В соответствии с Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Однако места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, возложение дополнительных обязанностей на регионального оператора в виде установки дополнительных контейнеров может привести к увеличению тарифов для потребителя. Кроме того, при формировании указанного способа (заявочного) не урегулирован порядок его применения (периодичность), что может привести к образованию несанкционированных свалок в местах, не санкционированных для сбора крупногабаритных отходов.

Административный истец просил признать недействующими положения приказа МПР Оренбургской области от 6 декабря 2019 г. № 606 (в редакции приказа от 16 июня 2023 г. № 256) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области», содержащиеся:

- в подразделе 4.6 «Перспективная система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4 «Места накопления отходов» в абзаце «Крупногабаритные отходы складируются на контейнерных площадках, в специально оборудованных отсеках либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения. Далее при помощи погрузочной техники грузятся в мусоровозы и транспортируются на объект размещения отходов» в части - «…либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения»;

- в подразделе 4.1 «Существующая система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4 «Места накопления отходов» в абзаце «Также на территории Оренбургской области существует возможность применения заявочной системы - вывоз твердых коммунальных по разовым заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины) в части – «…по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины)».

Определением от 17 ноября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – ООО «Природа»), общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСпутник» (далее – ООО «ЭкоСпутник»).

Определением от 11 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Оренбурга.

В судебном заседании 9 января 2024 года административный истец уточнил требования и просил признать недействующими положения приказа МПР Оренбургской области от 6 декабря 2019 г. № 606 (в редакции приказа от 16 июня 2023 г. № 256) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области», содержащиеся:

- в подразделе 4.1 «Существующая система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4 «Места накопления отходов» в абзаце «Крупногабаритные отходы складируются на контейнерных площадках, в специально оборудованных отсеках либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения. Далее при помощи погрузочной техники грузятся в мусоровозы и транспортируются на объект размещения отходов» в части - «…либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения»;

- в подразделе 4.1 «Существующая система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4 «Места накопления отходов» в абзаце «Также на территории Оренбургской области существует возможность применения заявочной системы - вывоз твердых коммунальных по разовым заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины) в части – «…по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины)».

В остальном требования административного иска поддержал, указав, что оспариваемые положения приказа нарушают его права? поскольку он является жителем г. Оренбурга, а положения приказа в существующей редакции разрешают складировать отходы на необорудованных площадках, что приводит к загрязнению окружающей среды.

В судебном заседании 5 февраля 2024 года представитель административного истца Болдырев Д.Н. поддержал требования и просил удовлетворить административный иск с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика МПР Оренбургской области Извекова Т.Н. административные исковые требования Новотоцкого С.П. не признала, просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование своей позиции указала, что в разделе 4 территориальной схемы «Места накопления отходов» в подразделе 4.1 описана существующая система накопления ТКО на территории Оренбургской области, поскольку на территории региона не все места (площадки) для накопления ТКО оборудованы в соответствии с действующим законодательством. То есть действующая территориальная схема отражает действительное положение вещей. Указание на складирование отходов иным образом не отражало бы реальной ситуации. В пункте 4.1 раздела 4 территориальной схемы заявочная система является вариантом подпункта «в» пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641». Кроме того, по итогу общественных обсуждений проекта «Территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области» замечания по вопросам, изложенным в административном иске, в Министерство не поступало.

Участвующая в судебном заседании в качестве специалиста МПР Оренбургской области Шабрина Н.А., допущенная к участию в деле на основании определения суда, пояснила, что в подразделе 4.1 раздела 4 территориальной схемы «Места накопления отходов» изложена существующая система накопления твердых коммунальных отходов. Исключение оспариваемых административным истцом положений повлечет пробел в территориальной схеме в той части, каким образом будет производиться такое складирование в случае, если место (площадка) для накопления ТКО не оборудована в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает требования к местам накопления отходов, поскольку данные полномочия относятся к полномочиям Российской Федерации.

Представитель заинтересованных лиц ООО «Природа», ООО «ЭкоСпутник» Велькина Т.Н. поддержала требования административного истца, полагала, что они являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Пояснила, что в силу того, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то ее положения не могут противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Положения, содержащиеся в подразделе 4.1 раздела 4, а именно в части: «…либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения…» противоречат пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзацу 3 пункта 3 СанПин 2.1.3684-21. Положения, указанные в подразделе 4.1 раздела 4 в части возможности применения на территории Оренбургской области заявочной системы – вывоз твердых коммунальных отходов по разовым заявкам – противоречат пункту 12 Правил № 1156, поскольку не содержит порядок применения указанной заявочной системы, оплаты.

Административный истец Новотоцкий С.П., представитель заинтересованного лица администрации г. Оренбурга в судебное заседание 5 февраля 2024 года не явились, о дне рассмотрения извещены надлежащим образом.

Представитель администрации г. Оренбурга представил письменные возражения, в которых указал, что полномочия органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами указаны в статье 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Также указал, что в части оспариваемых положений приказа относительно заявочной системы, установка контейнера или машины не обозначает оборудования места (площадки) накопления отходов, это принимаемая, временная мера по удалению отходов с места накопления. Согласно информации, размещенной на официальном сайте регионального оператора ООО «Природа», данная услуга предоставляется юридическим лицам. Физические лица не понесут дополнительных расходов при установке бункера-накопителя.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Тютиной Н.В., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно абзацу 19 статьи 6, части 1 статьи 13.3 указанного Федерального закона в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Законом Оренбургской области от 25 октября 2019 года № 1822/476-VI-ОЗ «Об отдельных вопросах в области охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, находящихся на территории Оренбургской области» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года № 5-ук, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану окружающей среды и экологии, полномочия регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляющим действия по защите законных интересов Оренбургской области.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом субъекта Российской Федерации при реализации требований федерального закона, в пределах его компетенции.

Приказ МПР Оренбургской области № 606 от 6 декабря 2019 года опубликован на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru 17 декабря 2019 года.

Приказ МПР Оренбургской области № 606 от 6 декабря 2019 года содержит раздел 4 «Места накопления отходов» подраздел 4.1 «Места накопления ТКО».

В абзаце 8 подраздела 4.1 раздела 4 указано, что крупногабаритные отходы складируются на контейнерных площадках, в специально оборудованных отсеках либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения. Далее при помощи погрузочной техники грузятся в мусоровозы и транспортируются на объект размещения отходов.

В абзаце 14 подраздела 4.1 раздела 4 указано, что также на территории Оренбургской области существует возможность применения заявочной системы - вывоз твердых коммунальных по разовым заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины).

Административный истец полагает, что положение абзаца 8 подраздела 4.1. раздела 4 оспариваемого приказа в части указания «либо на необорудованной территории, не имеющей водонепроницаемого покрытия и ограждения» противоречит статье 24 Конституции Российской Федерации, статье 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, части 1 статье 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), пункту 145(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), пункту 11 раздела II Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила № 1156), поскольку допускает складирование крупногабаритных отходов на необорудованной территории.

Положение абзаца 14 подраздела 4.1 раздела 4 приказа № 606 «Также на территории Оренбургской области существует возможность применения заявочной системы - вывоз твердых коммунальных по разовым заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляется специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины)» противоречит абзацу 16 статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ, пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, пункту 12 Правил № 1156, пункту 33 Правил № 354, поскольку при формировании указанного способа (заявочного) не урегулирован порядок его применения.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2019 года № 1130 (далее – Правила № 1130), территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно абзацу 1 пункта 2 Правил № 1130 "территориальная схема" - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

Территориальная схема включает следующие разделы: нахождение источников образования отходов; количество образующихся отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; г) места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; сведения о зонах деятельности региональных операторов; электронная модель территориальной схемы; приложения.

Таким образом, территориальная схема должна отражать как текущую ситуацию, так и прогноз развития соответствующей отрасли в регионе.

В подразделе 4.1 раздела 4 территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области содержится описание существующей системы накопления твердых коммунальных отходов, что не противоречит Правилам № 1130, устанавливающим требования к территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами.

Требования же к вновь создаваемым места накопления твердых коммунальных отходов содержатся в подразделе 4.6 «Перспективная система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4.

Относительно требований административного истца о противоречии положений оспариваемого приказа, изложенных в абзаце 14 подраздела 4.1 раздела 4, суд исходит из следующего.

Согласно абзацу 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

В пункте 10 Правила № 1156 указано, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения не противоречат требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Новотоцкого С.П. о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года № 606 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области» в части положений, содержащихся в подразделе 4.1 «Существующая система накопления твердых коммунальных отходов» раздела 4 «Места накопления отходов» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Р.Т. Чувашаева

Решение в окончательной форме составлено 19 февраля 2024 года.

Судья Р.Т. Чувашаева