ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-580/17 от 14.02.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-80/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир 14 февраля 2018 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Агафоновой Е.В.

при секретаре Шаховой А.Н.,

с участием представителя административного истца акционерного общества «Владимирское производственное объединение «Точмаш» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Владимирское производственное объединение «Точмаш» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

акционерное обществе (далее – АО) «Владимирское производственное объединение «Точмаш» через своего представителя по доверенности ФИО1 обратилось во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» является собственником следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение ****, с кадастровой стоимостью 14 700 666 рублей 33 копейки, установленной по состоянию на 01 января 2016 года;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение **** имеющего вид разрешенного использования – ****, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 36 620 552 рубля 80 копеек, установленной по состоянию на 01 января 2016 года.

Отчетом об оценке ООО «****» от 19 июля 2017 года № 2017/265-3-1 определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** в размере 12 437 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Отчетом об оценке ООО «****» от 19 июля 2017 года № 2017/265-4-1 определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** в размере 5 347 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 03 августа 2017 года № 530 и 531 заявления АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков были отклонены.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** равной их рыночной стоимости в размере 5 347 000 рублей и 12 437 000 рублей, соответственно, по состоянию на 01 января 2016 года.

После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 8 654 000 и 20 487 000 рублей, соответственно, административный истец АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш», согласившись с указанным заключением, представило через представителя ФИО1 уточненное административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков участка по состоянию на 01 января 2016 года в размере 8 654 000 и 20 487 000 рублей, соответственно.

Представитель административного истца АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям с учетом уточнений.

Административные ответчики - администрация г.Владимира, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Административные ответчик и заинтересованное лицо представили письменные объяснения, в которых указали, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, а также правильность заключения экспертов ООО «****» и размер определенной ими рыночной стоимости земельных участков.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей администрации города Владимира, Управления Росреестра по Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьёй срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом, АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» является собственником следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение ****, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для ****, с кадастровой стоимостью 14 700 666 рублей 33 копейки, установленной по состоянию на 01 января 2016 года;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение которого ****, имеющего вид разрешенного использования – для ****, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 36 620 552 рубля 80 копеек, установленной по состоянию на 01 января 2016 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами **** являются ранее учтенными, поставлены на кадастровый учет 30 августа 2007 года.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** установлена постановлением администрации города Владимира от 29 ноября 2016 года №3742 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимир» в размере 14 700 666 рублей 33 копейки и 36 620 552 рубля 80 копеек, соответственно, по состоянию на 01 января 2016 года (т.1 л.д.14-15, т.2 л.д. 90-92).

19 июля 2017 года АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш», полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 25 июля 2012 года №Р/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решениями названной Комиссии от 03 августа 2017 года №№ 530, 531 данные заявления отклонены (т.1 л.д. 204-209).

02 октября 2017 года АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» обратилось с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» за названные земельные участки, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данных земельных участков кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.

В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчеты, составленные ООО «****» 19 июля 2017 года № 2017/265-3-1 и № 2017/265-4-1, которыми рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** определена в размере 12 437 000 рублей и 5 347 000 рублей, соответственно, по состоянию на 01 января 2016 года (т. 1, л.д. 16-197).

В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.2 л.д.108-113).

Согласно заключению экспертов ООО «****» **** и **** №439/2017 от 29 декабря 2017 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года составляет:

- земельного участка с кадастровым номером **** – 20 487 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером **** – 8 654 000 рублей.

В ходе анализа нарушений, допущенных оценщиком ООО «****» при подготовке отчетов от 19 июля 2017 года № 2017/265-3-1 и № 2017/265-4-1, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в заключении экспертов указано, что при проведении исследования выявлены нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, а именно: в отчете № 2017/265-3-1 отсутствует анализ влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта; нет информации об экологических загрязнениях объекта оценки; ссылки на страницах 35-36 не представляется возможным проверить, кроме ссылок на объекты-аналоги, используемые в расчете стоимости; на страницах 34-35 отчета приведены диапазоны стоимости по ссылкам, проверить которые не представляется возможным проверить, что не позволяет делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки; в анализе факторов на страницах 38-39 отчета влияние фактора площади определяется по источнику информации 2005 года, что при дате оценки 01 января 2016 года является неактуальным, в связи с чем, невозможно подтвердить анализ ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки; оценщик при определении корректировки на площадь на страницах 54-56 отчета использует информацию по источнику 2005 года, что при дате оценки 01 января 2016 года является неактуальным; в отчете при расчете стоимости корректировку на дату предложения (страница 54 отчета) не представляется возможным проверить. В отчете № 2017/265-4-1 отсутствует анализ влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта; нет информации об экологических загрязнениях объекта оценки; ссылки на страницах 35-36 не представляется возможным проверить, кроме ссылок на объекты-аналоги, используемые в расчете стоимости, на страницах 34-35 отчета приведены диапазоны стоимости по ссылкам, проверить которые не представляется возможным проверить, что не позволяет делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки; в анализе факторов на страницах 38-39 отчета влияние фактора площади определяется по источнику информации 2005 года, что при дате оценки 01 января 2016 года является неактуальным, в связи с чем, невозможно подтвердить анализ ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки; оценщик при определении корректировки на площадь на страницах 54-56 отчета использует информацию по источнику 2005 года, что при дате оценки 01 января 2016 года является неактуальным; в отчете при расчете стоимости корректировку на дату предложения (страница 54 отчета) не представляется возможным проверить (т.3 л.д. 2-262).

В связи с этим суд полагает, что данные обстоятельства не позволяют подтвердить достоверность исходной информации, рыночной стоимости объектов оценки, допускают неоднозначное толкование полученных ООО «****» результатов.

Проанализировав и оценив заключение экспертов ООО «****» в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.

Экспертное заключение № 439/2017 от 29 декабря 2017 года подготовлено лицами, обладающими специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудниками общества с ограниченной ответственностью «****» ****, имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 11 лет, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и ****, имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение экспертов № 439/2017 от 29 декабря 2017 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объектов оценки и произведенного расчета их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвующими в деле лицами в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

Эксперты, проводившие судебную экспертизу, обладают правом на проведение подобного рода исследования, имеют достаточный опыт работы, соответствующую квалификацию и образование в оценочной деятельности, в том числе по оценке стоимости земли, что подтверждено документально (т.3 л.д.247-258), предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в материалах дела содержится их подписка по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.3 л.д.2), экспертами учтены все обстоятельства при проведении судебной экспертизы, порядок проведения экспертизы ими не был нарушен, экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертов, поскольку экспертное заключение №439/2017 от 29 декабря 2017 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение экспертов ООО «****» №439/2017 от 29 декабря 2017 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таком положении представленные в материалы дела отчеты ООО «****» от 19 июля 2017 года № 2017/265-3-1 и №2017/265-4-1 суд не принимает в качестве достоверных и допустимых доказательств по данному делу в связи с их несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** в размере их рыночной стоимости 20 487 000 рублей и 8 654 000 рублей, соответственно.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (статья 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявлений АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш» об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости следует считать 19 июля 2017 года, то есть дату его обращения в Комиссию.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости названных земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение ****, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - ****, по состоянию на 01 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 8 654 000 (восемь миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., местоположение ****, имеющего вид разрешенного использования – ****, по состоянию на 01 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 20 487 000 (двадцать миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч) рублей.

Считать датой подачи административного искового заявления акционерного общества «Владимирское производственное объединение «Точмаш» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** равной их рыночной стоимости 19 июля 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В.Агафонова

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2018 года