РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Машковцевой Е.И.
с участием прокурора Ищенко Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-580/19 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА», общества с ограниченной ответственностью «СИГМА» к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014 № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014 № 3/2» в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» (далее – Решение от 1 июля 2016 года № 6/16) (л.д. 15-40 т.1).
Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28 марта 2017 года № 6/26 в указанное решение были внесены изменения, не разрешавшие вопрос о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА», общества с ограниченной ответственностью «СИГМА» применительно к оспариваемому Решению от 1 июля 2016 года № 6/16 (л.д. 175-176 т.1).
Общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФА» (далее также -ООО «АЛЬФА», административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, и, уточнив требования представитель просил о признании не действующим со дня принятия Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» принадлежащих обществу на праве долгосрочной аренды земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.
Общество с ограниченной ответственностью «СИГМА» (далее также -ООО «СИГМА», административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» принадлежащего обществу на праве долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 50:20:0010411:12237.
Определением Московского областного суда административные дела объединены в одно производство (л.д. 96 т.1).
В обоснование требований представитель административных истцов указал, что включение Решением от 1 июля 2016 года № 6/16 находящихся в аренде административных истцов лесных участков в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» исключает возможность их использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования и условиями договоров аренды, что нарушает права и законные интересы правообладателей. Оспариваемое Решение несоответствует Федеральному законодательству и законодательству Московской области, определяющим правовой статус особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержал заявленные требования.
В соответствии с Закона Московской области от 25.01.2019 № 2/2019-ОЗ «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» (принят постановлением Мособлдумы от 17.01.2019 № 11/72-П) в результате изменения состава территории образовано муниципальное образование, наделенное статусом городского округа-Одинцовский городской округ Московской области.
Определением суда в соответствии со статьей 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произведена замена административного ответчика Совета депутатов Одинцовского муниципального района на правопреемника -Совет депутатов Одинцовского городского округа (л.д. 150-151 т.2).
Представитель административного ответчика Совета депутатов Одинцовского городского округа и заинтересованного лица администрации Одинцовского муниципального района, действующая на основании доверенностей, административный иск не признала, указав, что Решение от 1 июля 2016 года № 6/16 принято Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представлены письменные объяснения (л.д. 161-164 т.2).
Представителем заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание представлены письменные пояснения, в которых вопрос об удовлетворении административного иска оставлен на усмотрение суда (л.д. 157-159 т.2).
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей удовлетворить требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.
1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2»
Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 8 июля 2016 года № 27 (666), в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: http://odin.ru.
Согласно пунктам «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.
В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района.
В силу приведенных правовых норм оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района (в редакции Устава, действующей на дату принятия оспариваемого решения).
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7 статьи 213 названного закона при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее-Лесной кодекс), части 3 статьи 70.1 названного закона лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Как установлено судом, по результатам аукциона от 29.11.2011 ООО «АЛЬФА» заключены с Департаментом лесного хозяйства по ЦФО и зарегистрированы в установленном законом порядке договоры аренды лесных участков ( далее также-участок), расположенных в Одинцовском районе, Московской области: договор аренды лесного участка от 12.12.2011, площадью 4,5 га., учетная запись в государственном Лесном реестре: 1340-2011-08 (Московская обл. Одинцовский муниципальный район Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 22 выделы 5,9,10,15,16,17,18,21, квартал № 23 выделы 1,2,3.7.8,18);, дата регистрации от 09.03.12, № 50-50- 96/002/2012-016; договор аренды лесного участка от 12.12.2011 площадью 24,6 га., учетная запись в государственном Лесном реестре: 1336-2011-08 (Московская обл. Одинцовский муниципальный район Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 21 выделы 1-16), дата per. от 09.03.12, № 50-50-96/002/2012-015; договор аренды лесного участка от 12.12.2011 площадью 3,6 га., учетная запись в государственном Лесном реестре: 1339-2011-08 (Московская обл. Одинцовский муниципальный район Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 22 выделы 1, 11,13, 15, 18, 19, 20,21), дата регистрации от 09.03.12, № 50- 50-96/002/2012-014; договор аренды лесного участка от 12.12.2011 площадью 25 га., учетная запись в государственном Лесном реестре: 1338- 2011-08 (Московская обл. Одинцовский муниципальный район Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 26 выделы 1-10, 12-14. 17-22, 29, 30) дата регистрации от 27.01.12, №. 50- 50-96/161/2011 -282 (л.д. 51-69 т.1, 51-104 т.2).
В отношении участков, являющихся предметом договоров аренды, с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью 36000 кв.м. (+/- 133 кв.м.) установлена категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности.
ООО «СИГМА» по результатам аукциона от 29.11.2011 заключен, зарегистрирован, в надлежащем порядке переоформлен с Комитетом лесного хозяйства Московской области договор аренды № б/н/2 от 25.11.2016 лесного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 102161 кв.м. (+/- 224 кв.м.); зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 21.12.2016 года, № 50-50/020-50/020/005/2016- 6153/1; в отношении участка установлена категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности (л.д. 135-154 т.1).
Из разделов 4.1 (сведения о частях земельного участка) выписок из Единого государственного реестра недвижимости, следует, что участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> имеют ограничения в использовании в связи с отнесением их к зоне особо охраняемой природной территории местного значения природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес», с отнесением частей участков к зоне активного рекреационного использования, зоне жестких ограничений рекреационного использования (зона покоя), зоне умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая) (л.д. 35, 193 т.1).
Согласно заключениям кадастрового инженера ИП Машков А.А. при сопоставлении сведений и сведений о координатах установлено, что участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> полностью входят в зону особо охраняемой природной территории местного значения природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (л.д. 105-119 т.2). Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались представителем Совета депутатов Одинцовского городского округа и администрации Одинцовского муниципального района.
Как следует из договоров аренды участков, административные истцы имеют право осуществлять в соответствии со статьей 21 Лесной кодекс в установленном порядке создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой. К инфраструктуре, размещаемой на участках, относятся в частности: аншлаги, обустроенные места для разведения костра, устройство мест отдыха и т.п. К последним относятся: размещаемые на участках временные строения для проживания, детские площадки, площадки для отдыха (включая организацию конноспортивного отдыха), дорожно-тропиночная сеть с возможностью проезда, тропиночная сеть, живая изгородь и т.п. Мероприятия по организации: строительство, устройство.
Представитель административных истцов представил справочную информацию, согласно которой административными истцами разработаны бизнес-планы и инвестиционные программы, предполагающие меры по привлечению соинвесторов и субарендаторов, подготовку размещения инфраструктуры для хозяйственной (рекреационной) деятельности на участках в соответствии с их целевым назначением. Разработаны и прошли государственную экспертизу проекты освоения всех находящихся в аренде лесных участков (положительные заключения утверждены приказами Комитета лесного хозяйства Московской области № 27П-1831 от 07.11.2016, № 27П-1829 от 07.11.2016, № 27П-1830 от 07.11.2016, № 27П-1832 от 07.11.2016). Согласованы и проводятся на участках меры противопожарной и санитарно-эпидемиологической защиты, осуществляется размещение инфраструктуры.
Как следует из письменных пояснений представителя заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области все участки административными истцами используются по назначению и в соответствии с условиями договоров аренды, нарушений лесного законодательства по данным арендаторам не выявлено.
Абзацем третьим пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-Земельный кодекс) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности земли лесного фонда.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельные участки, переданные в аренду административным истцам, зарегистрировано за Российской Федерацией; административными истцами договоры на аренду участков заключены на период по ноябрь 2060 года.
Пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса определен порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон об особо охраняемых природных территориях).
Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на 1 июля 2016 г.), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального образования отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.
Как установлено в судебном заседании на период принятия в оспариваемой части Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 право собственности на указанные выше лесные участки в силу прямого предписания закона принадлежало и принадлежит до настоящего времени Российской Федерации, соответственно, Совет депутатов Одинцовского муниципального района посредством включения участков в состав особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» разрешил вопрос о правах и обязанностях правообладателя участков- Российской Федерации, а также в нарушение приведенных выше законов, административным ответчиком при принятии оспариваемого в части Решения были затронуты права административных истцов как арендаторов лесных участков, на распоряжение которыми наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования участков с учетом вида разрешенного использования.
Применительно к предписаниям федерального законодательства запрещена необоснованная широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав-возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур-отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическая неопределенность.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.
С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов Одинцовского городского округа.
Руководствуясь статьями 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА», общества с ограниченной ответственностью «СИГМА» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014 № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014 № 3/2» в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельных участков, принадлежащих на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «АЛЬФА», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 26, выделы 1-10, 12-14, 17-22, 29, 30, с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 250000 кв.м. (+\- 350 кв.м.); квартал № 21, выделы 1-16 с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 246000 кв.м. (+/-347 кв.м.); квартал № 22, выделы 5,9,10, 15-18, 21, квартал 23 выделы 1-3, 7, 8, 18, с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 45000 кв.м. (+\-148 кв.м.); квартал № 22 выделы 1, 11, 13, 15, 18-21 с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 36000 кв.м. (+/- 133 кв.м.) и в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельного участка, принадлежащего на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «СИГМА», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал № 17, выдел 4, 10, 13, 14, 15, 16, 20, 24, 25, 26, с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 102161 кв.м. (+/- 224 кв.м.).
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И.Ракунова
Решение в окончательной форме составлено 7 июня 2019г.