ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-581/20 от 10.02.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело 3а-72/2021 (3а-581/2020) УИД 34OS0000-01-2020-000481-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 10 февраля 2021 года

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е.А.

с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Брежневой Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Юдина Николая Владимировича об оспаривании нормативно-правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Законом Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД на территориях Алексеевского, Кумылженского и Нехаевского районов Волгоградской области создан природный парк «Нижнехоперский», который определяет правовые основы рационального использования и охраны природно-территориальных комплексов, включающих водные ресурсы и ландшафты долины реки Хопра, Шакинского леса и Кумылженских песков.

Постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п утверждено положение о природном парке «Нижнехоперский».

Юдин Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия указанные нормативные правовые акты, ссылаясь на то, что они нарушает его права как субъекта гражданских правоотношений. Административный истец полагал, что оспариваемые положения нормативных правовых актов неправомерно ограничивают его права на распоряжение принадлежащим ему имуществом, а именно земельными участками, которые были им приобретены у распорядителя указанных земель. Между тем на основании Закона Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД «О создании природного парка «Нижнехоперский» и постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п «Об утверждении положения о природном парке «Нижнехоперский» он был лишен права собственности на указанные объекты недвижимости.

Административный истец Юдин Н.В. и его представитель Прохоров А.В., в судебном заседании заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Волгоградской областной Думы Анисимова И.В. и Саблина С.В., представитель административного ответчика администрации Волгоградской области Новопавловский Б.А., представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Петров В.В., представитель заинтересованного лица комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Деревянченко И.П., представитель заинтересованного лица МИНЮСТ России Манстветова М.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку считают, что права административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами не затрагиваются.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" предусмотрено, что глава администрации Волгоградской области утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; принимает решения об установлении, изменении границ и (или) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 2 статьи 11).

Закона Волгоградской области от 7 мая 2002 г. № 703-ОД "О создании природного парка "Нижнехоперский" (в ред. Закона Волгоградской области от 04.12.2014 N 165-ОД) устанавливает, что природный парк "Нижнехоперский" (далее - Природный парк) является особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Природные ресурсы, расположенные в границах Природного парка, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах Природного парка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Положение о Природном парке утверждается постановлением Администрации Волгоградской области.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона, управление Природным парком осуществляется государственным учреждением Волгоградской области, созданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах Природного парка предоставляются государственному учреждению Волгоградской области, осуществляющему управление Природным парком, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п утверждено Положение о природном парке "Нижнехоперский".

Исходя из оспариваемых нормативных правовых актов, территория природного парка "Нижнехоперский" состоит из участков <адрес>, <адрес>, площадь которого составляет <.......> кв. метров <.......> кв. метров. На территории парка выделены следующие функциональные зоны: <.......>. Зоны выделены с учетом мест концентрации биологического разнообразия, в том числе видов флоры и фауны, подлежащих охране, хозяйственного состояния территории. Для каждой зоны в Положении, утвержденном постановлением, оговорены особенности правового режима с ограничениями.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 14 марта 1995 года, действующей на момент принятия Закона) закреплено, что создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Пунктом 6 статьи 21 Закона конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Изучив оспариваемые правовые акты, суд приходит к выводу, что решение о создании природного парка "Нижнехоперский" принято администрацией Волгоградской области в пределах компетенции, определенной приведенной нормой. Утверждение положения о природном парке, в соответствии с пунктом 6 статьи 21 этого же федерального закона, относится к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные нормативно-правовые акты прошли экспертное исследование и признаны обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Закон Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД «О создании природного парка «Нижнехоперский» и постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п «Об утверждении положения о природном парке «Нижнехоперский» приняты в установленном законом порядке, содержащиеся в нем предписания согласуются с законодательством, имеющим большую юридическую силу, они не нарушает прав заявителя, доводы которого основаны на неправильном толковании норм материального права.

Пунктом 3.4 оспариваемого Положения оговорено, что в границах природного парка также могут находиться земельные участки иных собственников, владельцев и пользователей.

Согласно части 2 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Из положений пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, необходимость перевода указанных земельных участков в соответствующую категорию земель законодательством не установлена. С учетом приведенных выше норм данный вывод не противоречит закрепленному в подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу деления земель по целевому назначению, а также положениям, закрепленным в статьях 8, 77 и 83 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд признает несостоятельными доводы истца и его представителя о том, что при создании природного парка обязательно должен быть решен вопрос о переводе земель в категорию земель особо охраняемых природных территорий и о недопустимости включения в состав территории природного парка земель иной категории, в том числе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.

Доводы административного истца о нарушении конституционных гарантий прав собственника земельных участков и противоречие оспариваемых нормативных правовых актов положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим содержание правомочий собственников и иных владельцев недвижимого имущества, являются необоснованными ввиду следующего.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно договорам купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Юдиным Н.В. приобретены земельные участки с кадастровыми номерами № <...>, соответственно, расположенные на территории <адрес>. По передаточному акту названные земельные участки были ему переданы администрацией <адрес>.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № <...> иск <.......> к Юдину Н.В. о признании образования земельных участков недействительными, исключении из государственного кадастра недвижимости записей о земельных участках, признании права собственности на земельные участки отсутствующими удовлетворен, решение вступило в законную силу.

Административный истец считает, что положения Закона Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД «О создании природного парка «Нижнехоперский» и постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п «Об утверждении положения о природном парке «Нижнехоперский» являются незаконными поскольку привели к утрате права собственности на земельные участки, приобретенные им на законных основаниях.

Между тем, Закон Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД «О создании природного парка «Нижнехоперский» и постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п «Об утверждении положения о природном парке «Нижнехоперский», как правовые акты, регулирует рациональное использование и охрану природно-территориальных комплексов на территории <адрес>, административный истец приобрел право на земельные участки с кадастровыми номерами № <...> после создания последнего и установления его границ, в связи с чем не имеется оснований для вывода о нарушении прав Юдина Н.В. при издании оспариваемых актов, но он является субъектом правовых отношений только в отношении тех земельных участков, право на которое им было утрачено в связи с применением в отношении него указанных нормативно-правовых актов.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о противоречии Закона и Положения о природном парке "Новохоперский" в целом и отдельных его пунктов федеральному законодательству, а также о нарушении его права на пользование земельными участками на территории природного парка несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Юдина Николая Владимировича к Волгоградской областной Думе, администрации Волгоградской области о признании недействующими Закона Волгоградской области от 7 мая 2002 года № 703-ОД «О создании природного парка «Нижнехоперский», постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 455-п «Об утверждении положения о природном парке «Нижнехоперский» в части распространения действия нормативно-правовых актов на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Е.А. Антропов

Справка: решение изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2021 г.

Судья подпись Е.А. Антропов