ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-581/2021 от 24.09.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-581/2021

(16OS0000-01-2021-000364-70)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 24 сентября 2021 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,

при секретаре - помощнике судьи Г.Н. Ворожейкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» о ликвидации общественного объединения,

УСТАНОВИЛ:

региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан 28 апреля 2012 года, сведения в единый государственный реестр юридических лиц внесены 12 мая 2012 года с присвоением основного государственного регистрационного номера .....

Целями деятельности этой региональной общественной организации являются поддержание государственной стратегии развития страны, направленной на достижение высокого уровня и качества жизни, улучшение благополучия граждан Российской Федерации. Согласно пунктам 1.3, 2.2. Устава предметом деятельности Общества являются: участие в формировании прогрессивной национальной потребительской политики, содействие повышению эффективности национальной системы защиты прав и интересов потребителей, содействие в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществление правового просвещения потребителей и предпринимателей, участие в развитии и совершенствовании института общественного контроля и защиты потребительских прав. Организация осуществляет свою деятельность на территории Республики Татарстан.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция», исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на допущенные систематические и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации и порядка деятельности, определенного уставом организации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий им изучены документы административного ответчика, установлено несоответствие учредительных документов требованиям Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также выявлено несоблюдение административным ответчиком положений этого Федерального закона.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, направлена копия административного искового заявления, а также извещение о времени и месте рассмотрения дела. Данная информация также заблаговременно размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», административный ответчик в суд своего представителя не направил.

С учетом положений частей 3 и 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Функции государственного надзора за деятельностью общественных объединений возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ территориальным органам федерального органа государственной регистрации предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественное объединение ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства (пункт 30).

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Как видно из представленных материалов дела, в нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ устав региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» не содержит описания символики, используемой ответчиком на своей печати.

В нарушение требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью.

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан от 15 мая 2019 года № 839-р назначено проведение проверки в отношении региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция».

В тот же день административному ответчику направлено соответствующее уведомление с указанием о необходимости предоставления в Управление к дате начала проверки (2 сентября 2019 года) документов и сведений, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 год, а именно: соответствия места нахождения субъекта проверки фактическому адресу; мероприятий, направленных на достижение уставных целей; деятельности руководящих органов, порядок принятия решений (высший орган, постоянно действующий орган, сроки полномочий, порядок созыва, порядок работы, порядок избрания, порядок прекращения полномочий); деятельность контрольно-ревизионных органов (сроки полномочий, периодичность заседаний, отчетность перед руководящими органами); осуществление приносящей доход деятельности, имущество субъекта проверки, ведение финансово-хозяйственной деятельности; взаимодействие с иными организациями; предоставление ежегодной информации в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

2 и 27 сентября 2019 года были составлены акты, согласно которым запрашиваемые у субъекта проверки документы не представлены, уведомление им не получено, что привело к невозможности начала проведения проверки.

27 сентября 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан направлено в адрес региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» предписание (предупреждение) о недопустимости нарушения действующего законодательства с предложением устранения выявленных нарушений в срок до 18 ноября 2019 года. В качестве нарушений указаны: неоказание содействия в ознакомлении с деятельностью общественной организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, не предоставление решений руководящих органов и должностных лиц; отсутствие в Уставе описания используемой на печати организации символики; отсутствие достаточного для осуществления деятельности, приносящей доход, имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью.

28 ноября 2019 года в адрес административного ответчика было направлено повторное предписание (предупреждение), с указанием на необходимость устранения вышеуказанных нарушений в срок до 20 января 2020 года.

Из представленных документов следует, что оба предписания получены административном ответчиком не были, возвращены отправителю.

В информационном письме Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 19 марта 2021 года указано об отсутствии региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» по адресу, отраженному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Поскольку наличие неоднократных и грубых нарушений в деятельности административного ответчика установлено в ходе судебного разбирательства, никаких мер к устранению названных нарушений принято не было, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция», исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан удовлетворить.

Ликвидировать региональную общественную организацию «Центр защиты прав потребителей Республики Татарстан «Апелляция» (основной государственный регистрационный номер ...., идентификационный номер налогоплательщика ....), исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья Ю.А. Старшая

Справка: решение принято судом в окончательной форме 1 октября 2021 года.

Судья Ю.А. Старшая