Дело ***а-582/2020
22OS0***-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.
при секретаре Поповой А.В.,
с участием прокурора Рыковой Ю.В.,
с участием представителя административного истца <данные изъяты> представителя административного ответчика <данные изъяты>., представителя заинтересованного лица <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> Центральному Совету депутатов <данные изъяты> района Алтайского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к административному ответчику <данные изъяты> Центральному Совету депутатов <данные изъяты> района Алтайского края, в котором с учетом уточнения административных требований (л.д.47-51 т.1) просит признать недействующим пункт 2 решения <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет», которым решено: «Установить с ДД.ММ.ГГ учетную норму площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет, рассчитанная в соответствии Порядком расчета учетной нормы площади жилого помещения».
В обоснование административных исковых требований истец указала, что постановлением администрации <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на основании решения районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>. исключена из списков граждан, молодых семей и молодых специалистов – участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2019 году. Основанием исключения из участников программы явилось обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи, определенной решением <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***. Однако данный нормативный правовой акт принят представительным органом с нарушением общеправовых критериев ясности и определенности правового регулирования, так как размер учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, в пункте 2 решения не установлен. Тем самым решение <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского от ДД.ММ.ГГ*** противоречит требованиям статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 2 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В процессе рассмотрения дела судом на основании ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица к участию в административном деле привлечена администрация <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края (далее администрация <данные изъяты> Центрального сельсовета).
В судебное заседание административный истец <данные изъяты> не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении административного искового заявления по доводам, указанным в исковом заявлении. Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт необходимо признать недействующий с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского края (далее Центральный Совет депутатов) <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что в оспариваемом нормативном правовом акте не установлена учетная норма площади жилого помещения. Более представительным органом местного самоуправления такая норма не устанавливалась, несмотря на то, что депутатами было решено ежегодно ее пересматривать.
Представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> при рассмотрении дела просил об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д.159-161 т.1, л.д.20-24 т.2). Отметил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Центральным Советом депутатов в соответствии с его компетенцией, нарушения процедуры его принятия и обнародования отсутствуют. В отзыве указано, что оспариваемое решение не содержит признаков неясности, так как этим решением утверждена формула расчета учетной нормы площади жилого помещения, которая соответствует требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно рекомендациям Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***. Также представитель пояснил, что до настоящего времени на территории сельсовета применяется учетная норма площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, в размере 13,3 кв.м., установленная постановлением администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета от ДД.ММ.ГГ***, при этом дата принятия постановления в этом документе указана неверно, так как фактически оно было вынесено после принятия Центральным Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГ***.
При таких обстоятельствах на основании ч.8 ст.96, ст.150, ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в силу следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "к" часть 1 статьи 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС (далее и сейчас в редакции закона от ДД.ММ.ГГ, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселений вправе передавать по соглашению органам местного самоуправления муниципального района в порядке, установленном федеральным законодательством, полномочия по установлению учетной нормы на территории соответствующего муниципального образования (пункт 3 статьи 2 данного закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС (в редакции закона от ДД.ММ.ГГ)).
Согласно статье 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <данные изъяты> района Алтайского края» <данные изъяты> Центральный сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края наделен статусом сельского поселения с административным центром в селе <данные изъяты>.
Представительным органом муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края является Совет депутатов (п.1 ст.19 Устава муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, принятого решением <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского края ДД.ММ.ГГ***, действующего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (далее Устав – л.д.182-242 т.1).
Решением Центрального Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет» утвержден Порядок расчета учетной нормы площади жилого помещения (Приложение ***) (пункт 1 решения); установлена с ДД.ММ.ГГ учетная норма площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет, рассчитанная в соответствии Порядком расчета учетной нормы площади жилого помещения (пункт 2 решения); в пункте 3 решения указано, что расчет учетной нормы площади жилого помещения производить ежегодно, в июле месяце текущего года; в пункте 4 указано об обнародовании настоящего решения в установленном порядке; контроль над выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, налоговой и социальной политике (пункт 5) (л.д.247-248 т.1).
Решение Центрального Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** с приложением обнародованы на стенде администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета в период с 11 по ДД.ММ.ГГ, что подтверждается пояснительной запиской администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета, а также размещено на официальном сайте администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета (л.д.167 т.1, л.д.28 т.2).
Также как следует из материалов дела и решения Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, оставленного без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ (л.д.29-35 т.1), постановлением администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***<данные изъяты>., имеющая в составе семьи сына – <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ истцу выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы по категории «молодая семья, молодой специалист».
Однако постановлением администрации <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на основании решения районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> исключена из списков граждан, молодых семей и молодых специалистов – участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2019 году. Основанием исключения из участников программы явилось обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи, определенной Решением <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.
Поскольку оспариваемое Решение Центрального Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере обеспеченности граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применен к <данные изъяты> в результате чего она исключена из списков граждан, молодых семей и молодых специалистов – участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поэтому она в соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить решение Центрального Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** в части установления учетной нормы площади жилого помещения.
На основании статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС (в редакции закона от ДД.ММ.ГГ, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и пункта 12 статьи 4 Устава муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, принятие оспариваемого решения относится к компетенции и полномочиям Центрального Совета депутатов.
Как следует из материалов дела, вопрос о принятии данного решения вынесен на рассмотрение Центральным Советом депутатов администрацией <данные изъяты> Центрального сельсовета, рассматривался на восьмой сессии Центрального Совета депутатов шестого созыва, состоявшейся ДД.ММ.ГГ (вопрос 7); данное решение принято большинством голосов (из 15 избранных депутата на сессии присутствовало 9, из которых все депутаты проголосовали за принятие данного решения (протокол заседания – л.д.245-264 т.1).
Таким образом, указанное решение принято Центральным Советом депутатов с соблюдением требований законодательства к форме данного акта. Существенных нарушений положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.35), Устава муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края (пункт 12 части 1 статья 4, статьи 21,22,23,26,42,44,45,48) (л.д.182-242 т.1), Регламента Центрального Совета депутатов, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГ*** (статьи 14,18,19,20,26,27,28,29,40,41,44) (л.д.98-134,136 т.2), регулирующих процедуру принятия, опубликования и вступления в силу этого акта, административным ответчиком не допущено.
То обстоятельство, что данное решение не внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д.213 т.2), не может являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Кроме того, по данным обстоятельствам нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого положения нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 - 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 1 статьи 2 данного закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС (в редакции закона от ДД.ММ.ГГ) учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования (пункт 2 статьи 2 данного закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС (в редакции закона от ДД.ММ.ГГ)).
Из анализа данных правовых норм следует, что органами местного самоуправления должна быть установлена конкретная учетная норма площади жилого помещения, так как понятие нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Жилищному кодексу Российской Федерации является, как указывалось выше, минимальный, то есть формально определенный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не допускающий усмотрения в установлении его пределов органом, конкретным должностным лицом в отношении граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договору социального найма.
В данном случае такой размер учетной нормы оспариваемым решением Центрального Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** не установлен, несмотря на то, что пункт 2 этого решения прямо указывает на установление с ДД.ММ.ГГ учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет.
Между тем, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом, может быть обеспечен лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа. Учитывая данные обстоятельства, суд
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГ***-П, от ДД.ММ.ГГ***-П, от ДД.ММ.ГГ***-П и от ДД.ММ.ГГ***-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств решение <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в части не установления в пункте 2 размера учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет, следует признать недействующим.
При этом не имеет значение утверждение в пункте 1 решения порядка расчета учетной нормы площади жилого помещения, поскольку сам расчет этой нормы по состоянию на ДД.ММ.ГГ не произведен депутатами, в протоколе заседания сессии не указано о расчете такой нормы и установлении размера такой нормы. Кроме того, из формулы, применяемой для расчета учетной нормы, следует, что для расчета необходимы сведения об общей площади жилых помещений, приходящегося на одного жителя, максимального показателя общей площади жилых помещений, приходящегося в среднем на одного человека по Алтайскому краю. Эти показатели в решении от ДД.ММ.ГГ*** не указаны, они ежегодно меняются, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 2 нормативного правового акта является неопределенным.
Также суд не принимает во внимание как одно из доказательств постановление администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета от ДД.ММ.ГГ***, которым установлена учетная норма площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, в размере 13,3 кв.м. (л.д.245-246 т.1), так как данное постановление не является предметом рассмотрения настоящего административного дела.
На основании изложенного суда удовлетворяет заявленные административные требования в полном объеме.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием граждане и организации реализовали свои права, суд в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> о признании недействующими в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать пункт 2 решения <данные изъяты> Центрального Совета депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека на территории муниципального образования <данные изъяты> Центральный сельсовет» в части не установления учетной нормы площади жилого помещения недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит обнародованию на информационном стенде администрации <данные изъяты> Центрального сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.