Дело ***а-583/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <...>
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,
при секретаре Пьянковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края к Правительству Алтайского края о признании недействующими отдельных положений Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Порядок).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и опубликован в установленном порядке. Вместе с тем, по содержанию часть акта противоречит федеральному законодательству, поскольку согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается при соблюдении следующих условий: 1) при фактическом предоставлении специализированной службой по вопросам похоронного дела услуги по гарантированному перечню; 2) при предоставлении справки о смерти; 3) при обращении за возмещением услуг не позднее шести месяцев со дня погребения. Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 7 Порядка установлены иные требования, которым должна соответствовать специализированная служба, обратившаяся за соответствующим возмещением. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 9 Порядка управление социальной защиты населения в течение 4 дней после получения документов осуществляет проверку полноты и правильности их оформления и принимает решение о предоставлении возмещения недополученных доходов, о возврате документов с указанием причины возврата либо об отказе в предоставлении возмещения недополученных доходов. При этом одним из оснований для отказа специализированной службе в предоставлении возмещения недополученных доходов является недостоверность (неполнота) представленной специализированной службой информации. Соответственно, при наличии такого основания обязанность управления социальной защиты населения по проверке достоверности информации, представленной специализированной службой, а также порядок такой проверки оспариваемым нормативным правовым актов не предусмотрены, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора.
На основании изложенного, с учетом уточнения административных исковых требований прокурор Алтайского края просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 7 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, а также абзац 1 пункта 9 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, в той мере, в какой у управления социальной защиты населения отсутствует обязанность проводить проверку достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат, а также в той мере, в какой отсутствует порядок проверки такой достоверности.
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной защиты населения Алтайского края.
В судебном заседании прокурор <данные изъяты> поддержала уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Ранее представитель <данные изъяты> суду объяснила, что подпункт 2 пункта 7 Порядка принят в соответствии подпунктом 2 пункта 2, подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» и он не противоречит федеральному законодательству, поскольку подпункт 2 статьи 9 Закона предусматривает лишь право специализированной службы по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и не устанавливает порядок такого возмещения. Отсутствие в пункте 9 Порядка у управления социальной защиты населения обязанности проводить проверку достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат, а также порядка проведения такой проверки обусловлено тем, что данная обязанность не предусмотрена федеральными нормативными правовыми актами и не может быть произвольно установлена на региональном уровне.
Представители заинтересованного лица <данные изъяты> в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска прокурора Алтайского края, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Из пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов в случае, если они приняты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.
На основании части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд.
В судебном заседании установлено, что высшим органом исполнительной власти Алтайского края - Правительством Алтайского края ДД.ММ.ГГ принято постановление *** «Об утверждении Порядка финансирования расходов на выплату социального пособия на погребение и Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению» (л.д. 55-65).
Анализ данного правового акта позволяет констатировать, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с выплатой социального пособия на погребение умерших граждан, а также возмещением специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств краевого бюджета недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению.
Следовательно, пункты 7 и 9 Порядка могут быть оспорены прокурором Алтайского края в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 части 2 статьи 14 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» предусмотрено, что порядок финансирования расходов по выплате социального пособия и по возмещению специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется Правительством Алтайского края.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией прокурора и Правительства Алтайского края о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти - Правительством Алтайского края.
Из части 1 статьи 87 Устава (Основного закона) Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** следует, что Правительство Алтайского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края и законов Алтайского края принимает постановления и распоряжения.
В силу части 1 и пункта 5 части 2 статьи 5 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» постановления Правительства Алтайского края входят в систему нормативных правовых актов Алтайского края.
Согласно пункту 9.1 постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края» нормативные правовые акты Правительства Алтайского края принимаются (издаются) в виде постановлений.
Судом установлено, что оспариваемый в части Порядок принят Правительством Алтайского края в форме постановления, то есть в соответствии с изложенными требованиями законодательства, предъявляемыми к форме нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 120 Регламента Правительства Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, рассмотрение проектов правовых актов Правительства Алтайского края осуществляется путем их рассмотрения на заседании Правительства Алтайского края либо путем письменного или электронного согласования членами Правительства Алтайского края, которые осуществляют координацию вопросов в соответствующей области (сфере) государственного управления.
Подпунктами 6 - 8 пункта 14 указанного регламента на заседаниях Правительства Алтайского края в обязательном порядке рассматриваются проекты постановлений по вопросам установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и проекты постановлений о формировании, упразднении (ликвидации) краевых и территориальных органов исполнительной власти Алтайского края. Иные проекты нормативных правовых актов Правительства Алтайского края могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Алтайского края в случае их внесения по решению Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края.
На основании пункта 1 части 1 статьи 30, части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» Губернатор Алтайского края обеспечивает направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых Правительством Алтайского края в семидневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежат обязательному официальному опубликованию. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газете «Алтайская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Из материалов административного дела следует, что постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в полном объеме опубликовано ДД.ММ.ГГ на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ с присвоением государственного регистрационного номера ***. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенным к делу скриншотами «Официального интернет-портала правовой информации» и Банка нормативных правовых актов в Российской Федерации (л.д. 66-67).
Нарушений процедуры принятия названного выше постановления, установленной Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности», постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края», Регламентом Правительства Алтайского края, которые не противоречат федеральному законодательству, судом при рассмотрении дела не установлено, о чем также свидетельствуют лист согласования от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 83), а также представленные доказательства того, что проект нормативного акта до его принятия прошел экспертизу в прокуратуре Алтайского края (л.д. 54).
Таким образом, при принятии Порядка были соблюдены требования законодательства о полномочиях Правительства Алтайского края, форме и виде нормативного правового акта, процедуре его принятия, регистрации и опубликования, что прокурором не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемых положений Порядка положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Данным законом установлены, в том числе, гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания его родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи при погребении умершего.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 25 Закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности указанных служб определяется органами местного самоуправления.
Статья 12 Закона предусматривает гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В таких случаях погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость услуг, оказанных специализированной службой при погребении данного категории умерших, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона (части 1 и 3).
При этом пункт 3 статьи 9 Закона закрепляет возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Таким образом, законодатель, возложив обязанность по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение на специализированные службы по вопросам похоронного дела, обязал субъект Российской Федерации возмещать данной специализированной службе стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению при соблюдении следующих условий: 1) при фактическом предоставлении специализированной службой по вопросам похоронного дела услуги по гарантированному перечню; 2) при предоставлении справки о смерти и 3) при обращении за возмещением услуг не позднее шести месяцев со дня погребения.
Соответственно в данной правовой норме закреплен порядок возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Возможности установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации иного порядка возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанным выше федеральным законом не предусмотрено.
В Алтайском крае принят закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае», который определяет особенности правового регулирования погребения и похоронного дела в Алтайском крае.
Согласно части 1 статьи 15 указанного закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Расходы на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, являются расходными обязательствами Алтайского края в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, если личность умершего не установлена органами внутренних дел, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Средства на финансовое обеспечение указанных расходов предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий год и носят целевой характер. Порядок финансирования расходов по выплате социального пособия и по возмещению специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется Правительством Алтайского края (часть 2 статьи 14 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае»).
Из анализа приведенных нормативных положений можно сделать вывод о том, что закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» каких-либо дополнительных условий для возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не закрепляет.
В то же время оспариваемым Порядком определены дополнительные, не предусмотренные ни Законом, ни законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» требования, которым должна соответствовать специализированная служба по вопросам похоронного дела, обратившаяся за возмещением затрат по фактически предоставленным услугам согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и условия, при которых специализированная служба имеет право на получение субсидии.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка получатель возмещения недополученных доходов должен соответствовать следующим требованиям: на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении возмещения недополученных доходов: а) у специализированной службы должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; б) у специализированной службы должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед краевым бюджетом; в) специализированная служба не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства; г) специализированная служба не должна являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; д) специализированная служба не должна получать средства из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 Порядка.
Таким образом, подпункт 2 пункта 7 Порядка устанавливает иные требования при возмещении вышеназванных затрат, отличные от установленных Законом требований.
В связи с этим оспариваемая норма не соответствует положениям, установленным действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Довод представителей административного ответчика и заинтересованного лица от том, что подпункт 2 пункта 7 Порядка принят в соответствии подпунктом 2 пункта 2, подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», поскольку специализированные службы являются получателями субсидии, суд отклоняет как необоснованный.
Так, пунктом Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9 Закона, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение. Не допускается отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. Согласно пункту 2 данного Указа Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1.
Определение Законом гарантированного перечня услуг по погребению преследует социальные цели, создает минимальные гарантии реализации права на достойное отношение к телу умершего после смерти для всех категорий граждан, независимо от их материального положения, а поскольку на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность оказывать названные услуги на безвозмездной основе, то введение дополнительных условий для возмещения понесенных названными службами затрат влечет нарушение их прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах очевидно, что у административного ответчика не было оснований для введения дополнительных требований к специализированным службам по вопросам похоронного дела.
Следовательно, подпункт 2 пункта 7 Порядка противоречит пункту 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и части 1 статьи 15 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае».
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Согласно подпунктам «а», «б», «в» и «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе, широта дискреционных полномочий, под которой понимается отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); определение компетенции по формуле «вправе» - это диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; выборочное изменение объема прав - это возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), а также отсутствие или неполнота административных процедур - это отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Кроме того, Конституционном Судом Российской Федерации к законодателю в постановлении от ДД.ММ.ГГ*** «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки <данные изъяты>» как конституционное требование сформулирован критерий определенности правовой нормы. Из него следует, что общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
В соответствии с абзацем 1 пункта 9 Порядка управление социальной защиты населения в течение 4 дней после получения документов осуществляет проверку полноты и правильности их оформления и принимает решение о предоставлении возмещения недополученных доходов, о возврате документов с указанием причины возврата либо об отказе в предоставлении возмещения недополученных доходов. При этом одним из оснований для отказа специализированной службе в предоставлении возмещения недополученных доходов является недостоверность (неполнота) представленной специализированной службой информации (абзац 8 пункта 9 Порядка).
В контексте принципа запрета коррупциогенных факторов и критерия определенности правовой нормы наделение органов социальной защиты населения полномочием по отказу специализированной службе в предоставлении возмещения недополученных доходов в связи с недостоверностью представленной информации без возложения на них обязанности осуществлять проверку достоверности представленных документов, по мнению суда, свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, а также порождает неопределенность полномочий органов социальной защиты населения и указанных правовых норм, так как их содержание не влечет их единообразное понимание и толкование. В этой связи в практике применения пункта 9 Порядка могут возникнуть препятствия при реализации различными специализированными службами их права на возмещение недополученных доходов, обусловленное произвольным и неопределенным толкованием правоприменителями оспариваемого положения.
Поскольку присутствие коррупциогенных факторов в правовой норме в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также неясность и неоднозначное толкование правовой нормы в силу разъяснений пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» являются самостоятельными основаниями для ее признания недействующей, то рассматриваемое требование прокурора Алтайского края подлежит удовлетворению.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что в различных федеральных нормативных правовых актах при наличии такого основания для отказа в предоставлении субсидии, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, полномочия по проведению проверки такой информации не предусматриваются, не свидетельствует о необоснованности заявленных административных требований, поскольку в представленных правовых актах использованы иные правила юридической техники.
В то же время суд полагает, что административное исковое требование прокурора о признании недействующим абзаца 1 пункта 9 Порядка в той мере, в какой данной правой нормой не определен порядок проведения проверки достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат, не подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в оспариваемой норме полномочия управления социальной защиты населения по проведению проверки достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат, административным ответчиком не закреплены, соответственно и порядок проведения такой проверки также не мог быть им определен. В то же время исходя из принципа разделения государственной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) вмешательство суда в деятельность высшего органа исполнительной власти Алтайского края при установленных в судебном заседании обстоятельствах является недопустимым, а заявление таких административных исковых требований - преждевременным.
Таким образом, имеются основания для признания абзаца 1 пункта 9 Порядка недействующим только в той мере, в какой у управления социальной защиты населения отсутствуют полномочия по проведению проверки достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» нормативные правовые акты Алтайского края подлежат официальной публикации. Официальным опубликованием считается опубликование их текстов в газете «Алтайская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Алтайского края удовлетворить частично.
Признать подпункт 2 пункта 7 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать абзац 1 пункта 9 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой он не наделяет управление социальной защиты населения полномочиями проводить проверку достоверности информации, представленной специализированной службой для возмещения понесенных затрат.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Знаменщиков
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.