ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-588/2021 от 21.09.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24OS0000-01-2021-000481-04

3а-588/2021

121а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2021 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в котором просил суд, с учетом уточнений, установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 171,6 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение:

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 52,9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 2 700 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 280,6 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 326 900 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 176,2 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: , в размере его рыночной стоимости 371 200 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 154,2 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 153 500 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 281 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Здание, местоположение: размере его рыночной стоимости 306 900 рублей, определенной по состоянию на 25.06.2013.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 137,7 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: стр. №4, в размере его рыночной стоимости 301 300 рублей, определенной по состоянию на 23.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 28,7 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: стр. №1, в размере его рыночной стоимости 60 000 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 95,3 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 235 600 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес>117 площадью 52,5 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: стр. №6, в размере его рыночной стоимости 110 100 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 81,6 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 173 300 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 330,3 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: , в размере его рыночной стоимости 303 400 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 64,3 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: 3, в размере его рыночной стоимости 205 100 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес> площадью 33,8 кв.м., назначение: нежилое, наименование: Детская дача, местоположение: в размере его рыночной стоимости 69 700 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником вышеуказанных нежилых зданий, согласно выпискам из ЕГРП кадастровая стоимость нежилых зданий значительно выше, чем их рыночная стоимость, установлением кадастровой стоимости выше рыночной нарушаются права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилых зданий.

В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования, с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края – ФИО2 против удовлетворения заявленных требований возражала, настаивала на доводах, изложенных в возражениях на административное исковое заявление.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. От Управления Росреестра по Красноярскому краю, администрации г. Красноярска поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01.11.2018 № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2019.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания, с кадастровыми номерами 24<адрес> расположенными в <...>.

Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021, по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <адрес> составляет 641588,9 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021, по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <адрес> составляет 1220537,46 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021, по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <адрес> составляет 6269728,18 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021, по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>8 руб.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость вышеуказанного недвижимого имущества, административный истец представил в суд отчет об оценке № 054/20, выполненный ООО «Центр оценки имущества «Аргумент», из которого следует, что рыночная стоимость зданий, принадлежащих административному истцу по состоянию на 26.04.2014 составляет: с кадастровым номером <адрес> – 69700 руб.

Также представлен отчет об оценке № 053/20, выполненный ООО «Центр оценки имущества «Аргумент», из которого следует, что рыночная стоимость зданий, принадлежащих административному истцу по состоянию на 26.04.2014 составляет: с кадастровым номером <адрес>.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения (раздел II Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" (утверждены распоряжением Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р).

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 24 ФСО № 1, пунктов 5 и 13 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, мнение оценщика должно быть аргументированным, а изложенная в отчете информация должна быть подтверждена, содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение.

Оформление и содержание отчетов об оценке № 054/20, № 053/20 выполненных ООО «Центр оценки имущества «Аргумент» соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, исходя из чего по настоящему делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения судебной экспертизы.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о размере рыночной стоимости спорных нежилых зданий.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, то внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, которые подлежат восстановлению путём установления кадастровой стоимости каждого объекта в размере их рыночной стоимости.

Датой обращения ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий следует считать дату направления административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 07.07.2021.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>, в размере его рыночной стоимости 69 700 рублей, определенной по состоянию на 26.05.2014.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами <адрес> считать 07.07.2021.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 05.10.2021.