Дело №3a-588/2022
52OS0000-01-2022-000224-91
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 26 августа 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» о признании решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным в части и об установлении даты обращения с заявлением,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом заявлений в порядке ст. 46 КАС РФ, просит суд:
- признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 №УРС-52/2022/000075 в части установления даты поступления заявления - 20.01.2022 (пункт 1.3 решения об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 №УРС-52/2022/000075).
- установить дату обращения Общества с заявлением об установлений кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «предпринимательство», общей площадью 3842 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], - 27.12.2021.
В обоснование заявленных требований административный истец - Общество с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» (далее по тексту - ООО «СервисТехСити», Общество) указало, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование и назначение: «нежилое здание», общей площадью 83 кв.м., расположенное по адресу: [адрес];
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое здание», наименование «комплекс автомойки», общей площадью 608,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] (здание состоит из двух помещений: помещения П1 с кадастровым номером [номер], общей площадью 511,5 кв.м, и помещения П2 с кадастровым номером [номер], общей площадью 97,1 кв.м.).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «предпринимательство», общей площадью 3842 кв.м, расположенном по адресу: [адрес].
14 декабря 2021 года между ООО «СервисТехСити» и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области был заключен договор купли-продажи земельного участка №3416-ЗУ, на основании которого в собственность ООО «СервисТехСити» был передан земельный участок с кадастровым номером [номер].
24 декабря 2021 года ООО «СервисТехСити» обратилось в Государственное бюджетное учреждение «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером [номер]. Заявление поступило в ГБУ 27.12.2021.
14 января 2022 года, посредством электронной почты ООО «СервисТехСити» было получено уведомление [номер] от 29.12.2021 о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.
В качестве обоснования возвращения данного заявления Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее по тексту - ГБУ НО «Кадастровая оценка») указало, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие права ООО «СервисТехСити» на заявленный объект недвижимости.
Административный истец считает возвращение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения незаконным и необоснованным
20 января 2022 года ООО «СервисТехСити» направило в ГБУ НО «Кадастровая оценка» письмо, в котором заявило о несогласии с возвращением заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и просило рассмотреть заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021, поступившее в ГБУ НО «Кадастровая оценка» 27.12.2021, в установленном законом порядке путем электронного документооборота.
Решением Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 04.02.2022 №УРС-52/2022/000075 была установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, равной 19 329 000 рублей, по состоянию на 22.12.2021.
Однако в п.1.3 решения от 04.02.2022 № УРС-52/2022/000075, в качестве даты поступления заявления, была указана дата - 20.01.2022.
Согласно п.6 ч.2 ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В связи с этим, установление ГБУ НО «Кадастровая оценка» даты поступления заявления 20.01.2022 вместо 27.12.2021, влечет необоснованное увеличение платежей за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060210:8578 в 2021 году, что нарушает права административного истца.
В силу части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства,
Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление ООО «СервисТехСити», в котором указали, что оспариваемое решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № УРС-52/2022/000075 от 04.02.2022, принято в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписано уполномоченным лицом.
Полагают, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей.
Административным истцом 27.12.2022 (вх.[номер]к) было подано заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060210:8578, в размере его рыночной стоимости, с приложенными к нему отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 23.12.2021 [номер], выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Однако выписка из ГЕРН № 99/2021/439497887 от 27.12.2022 не содержит сведений о зарегистрированных правах заявителя на спорный земельный участок.
Прилагаемая к отчету об оценке выписка из ЕГРН также не содержит сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок (стр.102-107 отчета об оценке).
Как указывает административный ответчик, ни к заявлению, ни к отчету об оценке не были приложены документы, каким-либо образом свидетельствующие о зарегистрированном праве или предполагаемом праве заявителя на земельный участок, в том числе и договор купли-продажи земельного участка, на который в административным иске ссылается административный истец.
Кроме того, как следует из обстоятельств спора, заявление Общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, подано в ГБУ НО «Кадастровая оценка» 20.01.2022 (вх. № 77к от 20.01.2022). Указанная дата не опровергается заявителем.
Согласно прилагаемому к заявлению письму от 19.01.2022, заявитель обосновывает свое требование наличием права собственности на нежилые здания, расположенные на спорном земельном участке и исключительным правом, в силу ст.39.3 Земельного кодекса РФ, на выкуп земли.
Указанное заявление принято к рассмотрению, о чем в адрес заявителя было направлено Уведомление от 26.01.2022 3 ПЗ-52/2022/000075.
Решением от 04.02.2022 № УРС-52/2022/000075, заявление ООО «СервисТехСити» удовлетворено: кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере рыночной стоимости, содержащейся в отчете об оценке.
Указывает, что порядок, сроки принятия решения, соответствуют требованиям действующего законодательства, а также то, что права и законные интересы заявителя не нарушены.
Считает, что требование административного истца об установлении даты - 27.12.2021 обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «предпринимательство», общей площадью 3842 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости, является необоснованным, как вытекающим из необоснованных основных требований (л.д.67-68).
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, с учетом письменной позиции административных ответчиков, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ, ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с п.2 ст.375 и п.2 ст.378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, данным в п.1, п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст.3 названного закона).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч.1).
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Датой поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (части 3-7 статьи 22).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года №837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237- ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:
кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ установлено, что заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
- об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
- об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], наименование и назначение: «нежилое здание», общей площадью 83 кв.м., расположенное по адресу: [адрес];
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое здание», наименование «комплекс автомойки», общей площадью 608,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] (здание состоит из двух помещений: помещения П1 с кадастровым номером [номер], общей площадью 511,5 кв.м, и помещения П2 с кадастровым номером [номер], общей площадью 97,1 кв.м.).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «предпринимательство», общей площадью 3842 кв.м, расположенном по адресу: [адрес].
В силу ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании указанной нормы права, ООО «СервисТехСити» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером [номер], государственная собственность на который не разграничена.
14 декабря 2021 года между Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области и ООО «СервисТехСити» был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, [номер]-ЗУ, на основании которого в собственность ООО «СервисТехСити» был передан земельный участок с кадастровым номером [номер] (л.д.19-21).
Прием-передача указанного земельного участка была осуществлена на основании Акта приема-передачи от 10.01.2022, являющегося Приложением к Договору [номер]-ЗУ (л.д.21 оборот).
В соответствии с п.6.1 Договора купли-продажи земельного участка [номер]-ЗУ от 14.12.2021, покупатель обязуется произвести оплату за фактическое использование земельного участка, указанного в п.1,1, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, возникшими в результате фактического использования земельного участка, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий покупателю на праве собственности, до момента государственной регистрации настоящего договора.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] затрагивала права ООО «СервисТехСити», следовательно, Общество имело законные основания обратиться в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], в размере его рыночной стоимости, в соответствии с ч.1 ст.22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
24 декабря 2021 года ООО «СервисТехСити», до момента государственной регистрации настоящего договора (с учетом положений п.6.1 Договора купли-продажи земельного участка) обратилось в Государственное бюджетное учреждение «Кадастровая оценка», с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером [номер].
14 января 2022 года, посредством электронной почты ООО «СервисТехСити» было получено уведомление [номер] от 29.12.2021 от ГБУ НО «Кадастровая оценка» о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.
В качестве обоснования возвращения данного заявления Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее по тексту - ГБУ НО «Кадастровая оценка») указало, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие права ООО «СервисТехСити» на заявленный объект недвижимости.
Однако пункт 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке содержит ограниченный перечень случаев, когда заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, а именно:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Таким образом, положения указанной статьи содержит закрытый перечень оснований для возврата заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к обоснованному выводу о том, что возвращение заявления ООО «СервисТехСити» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером [номер], ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка», не было основано на действующем законодательстве в области установления кадастровой оценки объектов недвижимости, поскольку судом не установлено наличия ни одного основания для возвращения заявления ООО «СервисТехСити».
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Кроме того, частью 9 статьи 22 Закона № 237-ФЗ установлено, что к заявлению об оспаривании прилагаются:
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Указанный пакет документов был предоставлен ООО «СервисТехСити» в полном объеме, за исключением правоустанавливающего документа.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что на момент подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости, государственная регистрация Договора купли-продажи земельного участка [номер] от 14.12.2021 еще не была произведена, и Общество обратилось к административному ответчику как лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка и не могло подтвердить свое право собственности на спорный земельный участок.
Что касается выписки из Единого государственного реестра недвижимости № 99/2021/439497887 от 20.12.2021, представленной ООО «СервисТехСити» в ГБУ НО «Кадастровая оценка» при подаче заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (на которую ссылается в отзыве административный ответчик) и также представленной в материалах данного дела (л.д.22-26), то суд приходит к следующему.
Указанная выписка из ЕГРН от 20.12.2021, не могла содержать сведений о зарегистрированных правах ООО «СервисТехСити» на спорный земельный участок, поскольку Договор купли-продажи земельного участка с административным ответчиком заключен 14.12.2021, земельный участок передан Актом приема-передачи 10.01.2022, следовательно, уполномоченным на то органом сведения о собственнике указанного объекта недвижимости на момент формирования выписки, не были внесены, а Договор купли-продажи не прошел государственную регистрацию.
Возражая относительно уведомления о возвращении заявления ООО «СервисТехСити» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером [номер], административный истец направил в адрес административного ответчика письмо с требованием рассмотреть заявление от 24.12.2021.
Судом установлено, что повторно заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером [номер] административным истцом не подавалось, заявление и приложенные к нему документы имелись в распоряжении административного ответчика, поскольку поступили по электронной почте. Соответственно к заявлению ООО «СервисТехСити» с требованием рассмотреть заявление от 24.12.2021 никаких документов дополнительно приложено не было. Указанное обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель Общества Алькина М.В., не оспаривал это в судебном заседании и представитель административного ответчика.
Решением Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 04.02.2022 № УРС-52/2022/000075 была установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, равной 19 329 000 рублей, по состоянию на 22.12.2021.
Однако в п.1.3 решения от 04.02.2022 № УРС-52/2022/000075, в качестве даты поступления заявления, была указана дата - 20.01.2022.
На основании анализа вышеизложенных обстоятельств, подтвержденных материалами дела, суд приходит к выводу о том, что дата поступления заявления административного истца, указанная в решении от 04.02.2022 №УРС-52/2022/000075 - 20.01.2022, является недостоверной, поскольку ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, подано ООО «СервисТехСити» изначально 27 декабря 2021 года, заявление с приложенным пакетом документов было незаконно возвращено заявителю, а затем, на основании этого же пакета документов была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере, установленном Отчетом об оценке [номер] от 23.12.2021, который также изначально подавался административным истцом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по указанным выше основаниям полагает, что возвращение Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» заявления Общества с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения, не было основано на действующем законодательстве, т.е. является незаконным; соответственно, решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 № УРС-52/2022/000075 в части установления даты поступления заявления - 20 января 2022 года, также признается незаконным, поскольку датой подачи указанного заявления необходимо считать 27 декабря 2021 года, в день его первоначальной подачи, и руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» удовлетворить.
Признать решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 №УРС-52/2022/000075 в части установления даты поступления заявления (пункт решения 1.3) - 20.01.2022 - незаконным.
Установить дату обращения Общества с ограниченной ответственностью «СервисТехСити» с заявлением об установлений кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «предпринимательство», общей площадью 3842 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] - 27 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева