дело № 3а-589/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 21 декабря 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре судебного заседания К.А. Дьяконове,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады; гаражи, в том числе металлические; стоянки краткосрочного хранения автомобилей (крытые, открытые); паркинги; таксопарки, прокат автомобилей; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; торговые объекты: магазины оптовой торговли; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; предприятия общественного питания; административные офисы; объекты научных организаций; прачечные, химчистки; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории) площадью 16 834 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> поставленного на кадастровый учет 17 апреля 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады; стоянки краткосрочного хранения автомобилей (крытые, открытые); паркинги; торговые объекты: магазины оптовой торговли; предприятия общественного питания; административные офисы; прачечные, химчистки; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории) площадью 2 090 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 17 апреля 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 16 декабря 2015 года в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани» и составляет 124 526 316 рублей 54 копейки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:210301:3801 определена по состоянию на 29 июля 2015 года в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани» и составляет 15 460 377 рублей 90 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 58 683 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2015 года, земельного участка с кадастровым номером .... в размере 8 776 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2015 года.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость данных земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца О.А. Жаркова административный иск поддержала.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты № 9699.1 и № 9699.2 от 31 октября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные экспертом закрытого акционерного общества «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» Д.Р. Тимершиным по инициативе общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 16 декабря 2015 года составляет 58 683 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 29 июля 2015 года составляет 8 776 000 рублей.
Названные отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков получили положительные экспертные заключения № 6666 и № 6667 от 6 декабря 2016 года эксперта некоммерческого партнерства – саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков».
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанными отчетами не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административным ответчикам предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2017 года по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчетов № 9699.1 и № 9699.2 от 31 октября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных закрытым акционерным обществом «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» по инициативе общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертиз» А.Ю. Мамочкину. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 60 000 рублей Кабинетом Министров Республики Татарстан в установленный судом срок не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного данным Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При исследовании представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший их оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности, а также ответственность юридического лица, с которым он заключил трудовой договор, застрахована, на что указано в отчете и приложенных к нему документах.
По результатам экспертизы, проведенной в отношении представленных административным истцом отчетов об оценке, эксперт саморегулируемой организации оценщиков признал достаточным количество источников информации, использованных оценщиком в отчетах, подтвердил обоснованность выбора оценщиком подходов и методов оценки, а также выполненных в отчете расчетов, их полноту и достоверность, признал отчеты соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности и подтвердил рыночную стоимость объектов оценки.
В экспертных заключениях содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчетов, в том числе по тем позициям, которые указаны в замечаниях административных ответчиков, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лица, подписавшего замечания, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.
Учитывая, что содержание отчетов и положительных экспертных заключений в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную по инициативе административного истца, у суда не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанных отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, административными ответчиками не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, суду надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной отчетами № 9699.1 и № 9699.2 от 31 октября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленными экспертом закрытого акционерного общества «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» Д.Р. Тимершиным по инициативе общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда».
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года № П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков 30 декабря 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, требование об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков предъявлено административным истцом также к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан, которые в данном случае не являются органами, утвердившими оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, и, следовательно, не должны отвечать по требованиям административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления к данным административным ответчикам должно быть отказано.
В то же время, не подлежат удовлетворению требования общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» о возложении обязанности на всех административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков, поскольку согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа государственной регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, предусмотренном указанной нормой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады; гаражи, в том числе металлические; стоянки краткосрочного хранения автомобилей (крытые, открытые); паркинги; таксопарки, прокат автомобилей; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; торговые объекты: магазины оптовой торговли; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; предприятия общественного питания; административные офисы; объекты научных организаций; прачечные, химчистки; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории) площадью 16 834 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 58 683 000 рублей по состоянию на 16 декабря 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады; стоянки краткосрочного хранения автомобилей (крытые, открытые); паркинги; торговые объекты: магазины оптовой торговли; предприятия общественного питания; административные офисы; прачечные, химчистки; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории) площадью 2 090 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу<адрес> размере 8 776 000 рублей по состоянию на 29 июля 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ТатПромАренда» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Ю.А. Старшая
Справка: решение принято судом в окончательной форме 26 декабря 2017 года.
Судья Ю.А. Старшая