ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-58/20 от 29.06.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-58/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000089-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Никифоровой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» Клоковой Н.Ю.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Василик К.В.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании не действующим в части приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы» в редакции приказов Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА,

установил:

приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2017 года № 631-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы (далее также – приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА).

Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА внесены изменения, приложение № 1 изложено в новой редакции.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года и 23 декабря 2019 года соответственно.

Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал», Общество) посредством представителя по доверенности Клоковой Н.Ю. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, в котором первоначально просило признать недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА в части установления тарифов на 2019 год, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075. По мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», не принял во внимание тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, утвержденным 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Отраслевое тарифное соглашение, ОТС), сославшись на неподлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Согласно уточненным административным исковым требованиям от 26 мая 2020 года административный истец просит признать недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год и приказа РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год. В обоснование данных требований административный истец указывает, что в нарушение пункта 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, предусматривающего, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов, регулирующий орган при установлении тарифов на теплоснабжение на 2019 год необоснованно уменьшил операционные (подконтрольные) расходы, установленные на первый год долгосрочного регулирования (базовый уровень операционных расходов), в отсутствие законных оснований для внесения таких изменений. В связи с этим уровень операционных расходов, установленный на 2020 год, был также рассчитан некорректно.

Снижение базового уровня операционных расходов происходит по статьям расходов на оплату труда. Так, при установлении тарифов на 2018 год регулирующий орган применял тарифную сетку 4,42, однако при корректировке тарифов на 2019 год применил тарифную сетку 4,5, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583, и размер которой отличается от ранее установленной тарифной сетки в меньшую сторону. Кроме того, были понижены разряды по некоторым должностям (директор, главный инженер, экономист, главный бухгалтер, начальник участка, мастер по ремонту котельных, мастер электромонтажного участка, начальник участка, заместитель начальника участка, начальника участка п. Куанда, заместитель начальника участка п. Куанда).

При установлении тарифов на 2020 год в расчете заработной платы РСТ Забайкальского края также применила тарифную сетку 4,5, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583.

В связи с изменением операционных расходов соответственно снизились и неподконтрольные расходы, в частности расходы на отчисления от фонда оплаты труда.

РСТ Забайкальского края в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что данных о том, что АО «Тепловодоканал» является участником Отраслевого тарифного соглашения, на сайте Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения не имеется, в связи с чем нормы ОТС на Общество не распространяются. Проанализировав представленные АО «Тепловодоканал» документы, РСТ Забайкальского края пришла к выводу, что расчет средней заработной платы организации производится аналогично с другими организациями Забайкальского края, осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли. Из штатного расписания Общества следует, что на предприятии тарифные коэффициенты установлены от 1,00 до 4,50 по 18-разрядной лестнице. При этом АО «Тепловодоканал» неверно был применен районный коэффициент, кроме того, первоначально РСТ Забайкальского края при расчете фонда оплаты труда неверно применялся районный коэффициент и северная надбавка. Также указывается, что действие ОТС в части минимальной месячной тарифной ставки применяется для оплаты труда рабочих, а не всех работников. Указывает, что в настоящее время организациями жилищно-коммунального комплекса Забайкальского края и других регионов Российской Федерации применяются тарифные коэффициенты, разработанные на основе единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256, поскольку данная единая тарифная сетка разработана специалистами НИИ труда с учетом зарубежного опыта и призвана обеспечивать равный подход к оплате труда всех категорий работников. Таким образом, расходы на заработную плату сформированы с учетом норм действующего законодательства в области тарифного регулирования на основании анализа планового и фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Также указывает, что на основании приказов от 20 декабря 2017 года № 631-НПА, от 20 декабря 2018 года № 725-НПА реализовывались права граждан в части оплаты за коммунальные услуги.

В дополнительно представленных письменных возражениях на уточненное административное исковое заявление РСТ Забайкальского края ссылается на то, что выданные Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) предписания обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством о государственном регулировании тарифов. В связи с выданным 5 октября 2018 года предписанием ФАС России РСТ Забайкальского края обязана была изменить операционные расходы в части расходов на оплату труда. При расчете заработной платы в 2019 года квалификационные разряды были приняты согласно штатному расписанию АО «Тепловодоканал», тарифные коэффициенты установлены на основании анализа коллективного договора, штатного расписания, а также сведений по организациям, осуществляющим аналогичные виды деятельности на территории Забайкальского края, которые в свою очередь установлены согласно ранее действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256.

В судебном заседании представитель АО «Тепловодоканал» Клокова Н.Ю. позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в уточненным административном исковом заявлении, указав, что приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА в первоначальной редакции ими не оспаривается, сведения о некорректности расчета фонда оплаты труда на 2018 год в уточненном административном исковом заявлении указаны для справки, с первоначальной примененной регулирующим органом тарифной сеткой 4,42 они согласны.

Представитель РСТ Забайкальского края Василик К.В. административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что при установлении тарифов на 2018-2022 годы была неверно применена тарифная сетка 4,42, в связи с чем при корректировке тарифов на 2019 год тарифная сетка была пересмотрена и установлена от 1,00 до 4,50.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издала приказ от 20 декабря 2017 года № 631-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2018 - 2022 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1 к настоящему приказу, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», с использованием метода индексации установленных тарифов на 2018 - 2022 годы согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.

Приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА) внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Приказы РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА, от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, от 19 декабря 2019 года № 568-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 96, 20 декабря 2018 года № 96, 19 декабря 2019 года № 92), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов (л.д. 100-173 т. 2, л.д. 115-132, 230-250 т. 1), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года и 23 декабря 2019 года.

Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

В оспариваемом административным истцом приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года № 631-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» на 2018 - 2022 годы с календарной разбивкой.

Так, тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2018 года – 4 289,71 и 1 596,22 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2018 года – 4 289,71 и 1 660,07 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2019 года – 4 289,71 и 1 660,07 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 4 381,22 и 1 726,47 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года – 4 381,22 и 1 726,47 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 4 492,24 и 1 795,53 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года – 4 492,24 и 1 795,53 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 4 607,85 и 1 867,35 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2022 года – 4 607,85 и 1 867,35 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года – 4 726,74 и 1 942,05 руб./Гкал.

В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2019 года – 4 289,71 и 1 688,29 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 4 289,71 и 1 742,32 руб./Гкал.

В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили с 1 января по 30 июня 2020 года – 3 688,52 и 1 742,32 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 3 688,52 и 1 817,23 руб./Гкал.

Оценив содержание нормативных правовых актов в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе методом индексации установленных тарифов.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.

Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункты 73, 59, 58 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. В силу пунктов 73, 58 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на оплату труда.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

АО «Тепловодоканал» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу вышеприведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.

Так, в приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Одновременно в примечании к приложению отмечено, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала; внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно.

Как следует из материалов дела, устанавливая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» на долгосрочный период 2018 - 2022 годы, РСТ Забайкальского края руководствовалась положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в части определения тарифной ставки первого разряда, которое согласно пункту 1.11 действовало по 31 декабря 2016 года включительно (л.д. 100-173 т. 2). Исходя из штатного расписания (приложение № 2 к экспертному заключению, л.д. 223-224 т. 2) следует, что в отношении Общества была применена 18-разрядная тарифная сетка по оплате труда с коэффициентами от 1,00 до 4,42. На основании какого нормативного правового акта была установлена данная тарифная сетка из экспертного заключения установить не представляется возможным, каких-либо пояснений представитель РСТ Забайкальского края в ходе судебного разбирательства также дать не смогла. Базовый уровень операционных расходов для формирования тарифов на теплоснабжение на 2018 год составил 168 383 825 рублей.

В соответствии с решением Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 года № СП/89622/18 (резолютивная часть оглашена 5 октября 2018 года) по итогам рассмотрения разногласий по вопросу установления тарифов на 2018 год РСТ Забайкальского края признана нарушившей пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в том числе в части статьи расходов на оплату труда по применению ставки первого разряда в связи с применением Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, поскольку с 1 января 2017 года действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Согласно данному решению РСТ Забайкальского края предписано произвести расчет расходов, в том числе по статье «Расходы на оплату труда», при установлении тарифов на 2019 учесть результаты анализа и расчетов по данной статье.

Из изложенного следует, что во исполнение названного решения Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 года № СП/89622/18, обязательного к исполнению, РСТ Забайкальского края обоснованно пересчитала статью расходов на оплату труда АО «Тепловодоканал» при корректировке тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования 2019 год, на что указано в экспертном заключении по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2019 год (л.д. 115-132 т. 1).

В силу пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями. При этом экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Как следует из указанного экспертного заключения, корректировка тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2019 год была произведена методом индексации установленных тарифов, а также с учетом результатов плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2017 год.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении регулирующим органом порядка расчетов по статье «расходы на оплату труда» ввиду неприменения метода индексации подлежат отклонению, поскольку являются ошибочными.

Вместе с тем с доводами АО «Тепловодоканал» в части определения фонда оплаты труда исходя из примененных тарифных коэффициентов и тарифных разрядов суд полагает возможным согласиться.

Из пояснений сторон, штатного расписания на оплату труда работников АО «Тепловодоканал» следует, что для организации оплаты труда всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал) обществом используется 18-разрядная Единая тарифная сетка.

Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению по установлению тарифов фонд оплаты труда АО «Тепловодоканал» сформирован исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первой разряда 10 303 рублей в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением. Межразрядные тарифные коэффициенты приняты органом регулирования согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и подпункту 2.2.1 пункта 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81.

Из представленного административным истцом проекта штатного расписания, направленного в адрес Общества регулирующим органом в рамках рассмотрения тарифного дела по корректировке тарифов на 2019 год (л.д. 194-196 т. 2), усматривается, что в отношении АО «Тепловодоканал» также применена 18-разрядная тарифная сетка, между тем разряды по некоторым должностям по сравнению с утвержденным штатным расписанием предприятия на 2018 год изменены. Генеральному директору разряд изменен с 18 на 15 с тарифным коэффициентом 3,04, главному инженеру – с 17 на 14 с тарифным коэффициентом 2,81, экономисту – с 9 на 8 с тарифным коэффициентом 1,70, главному бухгалтеру – с 18 на 14 с тарифным коэффициентом 2,81, начальнику участка – с 15 на 12 с тарифным коэффициентом 2,42, мастеру по ремонту котельных – с 10 на 9 с тарифным коэффициентом 1,87, мастеру электромонтажного участка – 10 на 9 с тарифным коэффициентом 1,87, заместителю начальника участка – с 14 на 10 с тарифным коэффициентом 2,05, начальнику участка п. Куанда – с 15 на 13 с тарифным коэффициентом 2,05, заместителю начальника участка п. Куанда – с 14 на 10 с тарифным коэффициентом 2,62.

Доводы административного ответчика о невозможности применения в отношении организации положений Отраслевого тарифного соглашения относительно определения размеров тарифных коэффициентов при одновременном его применении в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первой разряда суд находит несостоятельными. Как указывалось выше, согласно пунктам 10.3-10.7 названного соглашения, частям 7-9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 Отраслевое тарифное соглашение подлежит применению не только в отношении организаций – членов соглашения, но и в отношении иных организаций – участников, на которых распространяется его действие.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размеры тарифных коэффициентов, использованных органом регулирования в расчетах расходов на оплату труда на 2019 год, были снижены по сравнению с установленными на 2018 год, при этом ниже тарифных коэффициентов, как установленных в штатном расписании организации, так и приведенным в Отраслевом тарифном соглашении. При этом каких-либо мотивов, оснований изменения тарифных коэффициентов, неприменения положений соглашения, анализ экономической обоснованности предложения предприятия в части установления размеров тарифных ставок, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчет обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента в экспертном заключении не приведено. Также отсутствует какое-либо обоснование изменения тарифных разрядов по перечисленным выше должностям.

Названные сведения и выводы отсутствуют и в протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 96.

Согласно пояснениям представителя РСТ Забайкальского края при расчете плановых затрат на оплату труда органом регулирования был проведен анализ представленных АО «Тепловодоканал» документов, а также затраты иных организаций, оказывающих аналогичный вид деятельности на территории Забайкальского края и других регионов, и применены тарифные коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», которое постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 216 признано утратившим силу.

Между тем данные доводы противоречат вышеназванному экспертному заключению, которое ссылок на данные обстоятельства не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки организации на 2019 год, поскольку регулирующим органом применен недействующий нормативный правовой акт, немотивированно изменены тарифные коэффициенты для всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал), не осуществлен расчет и обоснование применения тарифных коэффициентов в отношении каждого из разрядов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента, немотивированно изменены разряды по отдельным должностям.

При этом суд полагает возможным согласиться с доводами представителя РСТ Забайкальского края Василик К.В. о том, что в Методических рекомендациях по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 года № 81, для тарификации должностей предусмотрен диапазон разрядов, например, для должности директора 15-18, главного бухгалтера 13-16 и т.д., в связи с чем разряды могут быть утверждены в пределах такого диапазона. Однако мотивы, по которым орган регулирования пришел к выводу о необходимости изменения тарифных разрядов, в экспертном заключении, протоколе заседания Правления отсутствуют.

В соответствии с экспертным заключением по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Каларский район», на 2020 год (л.д. 230-250 т. 1) РСТ Забайкальского края согласно пункту 52 Основ ценообразования осуществлена корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочного тарифа. Операционные расходы на 2020 год установлены путем индексации базового уровня операционных расходов, которые были пересмотрены во исполнение решения ФАС России от 5 октября 2018 года и составили 166 655 424 рублей. Согласно утвержденному штатному расписанию на 2020 года (приложение 7.2, л.д. 225-226 т. 2) межтарифные коэффициенты работников АО «Тепловодоканал» утверждены на уровне 2019 года.

Таким образом, поскольку суд приходит к выводу, что рассчитанные РСТ Забайкальского края расходы на оплату труда, подлежащие включению в состав необходимой валовой выручки организации на 2019 год, и пересмотренные в составе базового уровня операционных расходов, подлежащего индексации на 2020 год, следовательно, расходы на оплату труда на 2020 год также нельзя признать экономически обоснованными.

При этом следует отметить, что для ряда должностей (директор, заместитель директора, главный бухгалтер, бухгалтер, начальник юридического отдела и др.) согласно утвержденному органом регулирования штатному расписанию на 2020 год тарифные разряды не установлены, фонд заработной оплаты определен согласно трудовым договорам (тд).

Обоснованность расчета заработной платы для таких работников подтверждена представленным штатным расписанием сотрудников АО «Тепловодоканал» на 1 января 2019 года (приложение № 1 к приказу от 01.01.2019 г.) (л.д. 227-231 т. 2), и административным истцом не опровергнута.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом тарифы на тепловую энергию (мощность), скорректированные на 2019, 2020 годы исходя из неверно определенного размера необходимой валовой выручки (приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА, приложение к приказу РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА), с учетом разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия:

приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2019 год;

приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2020 год.

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новые нормативные правовые акты, заменяющие приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 725-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2019 год и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 568-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район» в части установления тарифов на 2020 год.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 8 июля 2020 года.