ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-58/2016 от 06.10.2016 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ

Дело № 3а-58-2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 октября 2016 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Гуриевой Л.М.

при секретаре Кучиевой М.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания о ликвидации Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Северо-Осетинская Региональная Общественная Организация Юридический клуб «Фемида» (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания 26.01.2006 г.

В ведомственный реестр Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания (далее - Управление) Организация внесена за учетным № ....

Запись об Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена ... г. за основным государственным регистрационным номером 1061500000110.

Юридический адрес Организации: ...

В Едином государственном реестре юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности значится Коцубей Владимир Викторович - Президент Организации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания обратилось в Верховный Суд РСО-Алания с административным иском о ликвидации Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц ссылаясь на допущенные ею грубые и неоднократные нарушения законов Российской Федерации и устава данной общественной организации, выявленные в результате плановой документальной проверки за период с ... по ... год.

Указанные нарушения, по мнению заявителя, выражены в следующем.

В соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерции по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) от ... г. № ... «О проведении плановой документарной проверки Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации Юридический клуб «Фемида» в период с ... по ... была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации.

В ходе проверки Организации Управлением были выявлены неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства и уставных положений.

В соответствии с п. 5.1. Устава высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации. Заседания Общего собрания согласно п. 5.1.2. Устава проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Как показала проверка в ... годах и в проверяемый период в ... году заседания Общего собрания не проводились. Соответственно, вопросы, отнесенные п. 5.1.5. Устава к компетенции Общего собрания, в указанный период времени Общим собранием не рассматривались.

В соответствии с п. 5.1.8. Устава текущее руководство деятельностью Организации осуществляет Правление, компетенция которого определена п. 5.2. Устава.

В нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 5.1.8 Устава Правление свои уставные полномочия не осуществляло.

В соответствии с п. 6.1. Устава контроль за финансово- хозяйственной деятельностью Организации осуществляет Контрольно- ревизионная комиссия.

В ходе проверки было выявлено, что срок полномочий ревизионной комиссии истек в ... году. Однако, в нарушение подп.2 п. 5.1.5. Устава Общим собранием контрольно- ревизионная комиссия на новый срок полномочий избрана не была. Кроме того, контрольно-ревизионная комиссия за проверяемый период полномочия, определенные п. 6.2 Устава, не осуществляла.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Согласно п. 4.3 Устава прием в члены Организации производится решением Правления на основании заявления вступающего. В соответствии с п. 4.5. Устава выход из состава членов Организации производится решением Правления на сновании заявления о выходе из состава членов Организации.

Однако, в Организации отсутствует документальное оформление приема в состав членов Организации и выхода из ее состава.

Юридическим адресом Организации является РСО-Алания, г. ....

Документы, подтверждающие правомерность нахождения Организации по юридическому адресу, отсутствуют.

В ходе проверки было выявлено, что в печати Организации содержится символика, описание которой в нарушение ст. 20 Федерального закона от 9.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» не содержится в Уставе Организации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ Об общественный объединениях» и п. 1.1. Устава Организация создана для реализации целей и задач, указанных в Уставе.

Согласно подп. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Документы, подтверждающие осуществление Организацией уставной деятельности, определенной в п. 2.1.1. Устава, отсутствуют, что позволяет сделать вывод о том, что уставную деятельность Организация не осуществляет, соответственно, не могут быть достигнуты цели, ради которых создавалась эта Организация.

То, обстоятельство, что Организация не осуществляет свою уставную деятельность через деятельность руководящих и контрольно-ревизионных органов, подтверждается письмом члена Правления Организации Медоева Т.С. и руководителя Организации Коцубей В.В., которые против ликвидации Организации в судебном порядке, согласно представленным письмам, не возражают.

На основании п. 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания является органом, уполномоченным на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Определением Верховного Суда РСО-Алания от 29 сентября 2016 года к участию в административном деле в качестве в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г. Владикавказа РСО-Алания.

В судебном заседании Абаева Е.С., представляющая интересы административного истца УМЮ РФ по РСО-Алания на основании доверенности №... от ... года, поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что в результате плановой документальной проверки деятельности Организации за период с ... года по ... года выявлены неоднократные м грубые нарушения действующего законодательства и уставных положений Северо-Осетинской Региональной Общественной организации юридический клуб «Фемида». Считает, что административный ответчик не осуществляет уставную деятельность в связи с чем не могут быть достигнуты цели, для которых создавалась эта организация.

В судебном заседании представитель административного ответчика на основании доверенности №... от ... года Коцубей В.В. не возражал относительно удовлетворения административного иска, указав, что Организация не осуществляет свою уставную деятельность через деятельность руководящих и контрольно – ревизионных органов, что нашло отражение в письме члена правления Медоева Т.С. Задолженности перед налоговыми органами Организация не имеет.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания Бекоева Д.И., действующая на основании доверенности от 4 апреля 2016 года № 03-07/02558, не возражала против удовлетворения административного иска УМЮ РФ по РСО-Алания о ликвидации Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ Республике Северная Осетия-Алания Гудиева И.С., действующая на основании доверенности от 14 июня 2016 года № ..., не возражала относительно удовлетворения административного иска, пояснив, что у административного ответчика отсутствует задолженность с истекшим сроком по взысканию.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования УМЮ РФ по РСО-Алания о ликвидации Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ « Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацу 3 статьи 44 Федерального закона об общественных объединениях общественная организация ликвидируется по решению суда в случае осуществления ее деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта третьего статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Пунктом третьим статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определен период правоспособности юридического лица. Установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Кроме того, в соответствии с пунктом вторым статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

У


J


В соответствии с частью первой статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Пунктом вторым Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта шестого Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт третий и абзац первый пункта пятого Положения).

ь


Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте девятом Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта десятого Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта десятого Положения).

Таким образом, административный истец УМЮ РФ по РСО-Алания является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации Фонда предоставлено законом.

При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью административного ответчика в соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерции по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) от ... г. № ... «О проведении плановой документарной проверки Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации Юридический клуб «Фемида» в период с ... по ... была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации на предмет соответствия ее деятельностиуставным целям и законодательству Российской Федерации..

В ходе проверки Организации Управлением были установлены нарушения организацией норм Конституции Российской Федерации, неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а также положений устава, что отражено в акте проверки от ... года Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания.

Копия акта со всеми приложениями получена ... года представителем Организации.

Акт проверки от ... года Организацией не обжалован.

Проверив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что сведения, изложенные в административном исковом заявлении подтверждаются представленными материалами, доказательств обратного административный ответчик не представил. Поэтому суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены нарушения законов Российской Федерации и устава данной общественной организации, выявленные в результате документальной проверки, которые являются существенными и достаточными для ее ликвидации и поэтому заявленные требования являются обоснованными.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, Северо-Осетинская Региональная Общественная Организация Юридический клуб «Фемида» (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания ... г.

В ведомственный реестр Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания (далее - Управление) Организация внесена за учетным № .... Запись об Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена ... г. за основным государственным регистрационным номером ....

Юридический адрес Организации: ...

В Едином государственном реестре юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности значится Коцубей Владимир Викторович - Президент Организации.

В соответствии с п. 5.1. Устава высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации. Заседания Общего собрания согласно п. 5.1.2. Устава проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Как показала проверка в ... и в проверяемый период ... г.г. заседания Общего собрания не проводились. Соответственно, вопросы, отнесенные п. 5.1.5. Устава к компетенции Общего собрания, в указанный период времени Общим собранием не рассматривались.

В соответствии с п. 5.1.8. Устава текущее руководство деятельностью Организации осуществляет Правление, компетенция которого определена п. 5.2. Устава.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 5.1.8 Устава Правление свои уставные полномочия не осуществляло.

В соответствии с п. 6.1. Устава контроль за финансово- хозяйственной деятельностью Организации осуществляет Контрольно- ревизионная комиссия. В ходе проверки было выявлено, что срок полномочий ревизионной комиссии истек в 2014 году.

Из материалов дела следует и не отрицалось административным ответчиком, что в нарушение подп.2 п. 5.1.5. Устава Общим собранием контрольно- ревизионная комиссия на новый срок полномочий избрана не была. Кроме того, контрольно-ревизионная комиссия за проверяемый период полномочия, определенные п. 6.2 Устава не осуществляла.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Согласно п. 4.3 Устава прием в члены Организации производится решением Правления на основании заявления вступающего. В соответствии с п. 4.5. Устава выход из состава членов Организации производится решением Правления на сновании заявления о выходе из состава членов Организации.

Судом установлено и следует из акта проверки, в Организации отсутствует документальное оформление приема в состав членов Организации и выхода из ее состава.

Юридическим адресом Организации является РСО-Алания, ...

Документы, подтверждающие правомерность нахождения Организации по юридическому адресу, отсутствуют.

В ходе проверки было выявлено, что в печати Организации содержится символика, описание которой в нарушение ст. 20 Федерального закона от 9.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» не содержится в Уставе Организации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественный объединениях» и п. 1.1. Устава Организация создана для реализации целей и задач, указанных в Уставе.

Согласно подпункта 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Судом установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие осуществление Организацией уставной деятельности, определенной в п. 2.1.1. Устава.

С учетом изложенного, суд считает, что уставную деятельность Организация не осуществляет, поэтому, не могут быть достигнуты цели, ради которых создавалась эта Организация.

То, обстоятельство, что Организация не осуществляет свою уставную деятельность через деятельность руководящих и контрольно-ревизионных органов, подтверждается письмом члена Правления Организации Медоева Т.С. и руководителя Организации Коцубей В.В., которые против ликвидации Организации в судебном порядке, согласно представленным письмам, не возражают.

Такие нарушения требований законов Российской Федерации и устава общественной организации являются неустранимыми, грубыми и достаточными для ликвидации Северо-Осетинской Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида», в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд считает, что выше приведенные доказательства свидетельствуют о том, что нарушения, допущенные административным ответчиком являются существенными и достаточными для ее ликвидации, так нарушают принцип гласности Организации, закрепленных в статье 14 Федерального закона об общественных объединениях.

Судом установлено, что административный ответчик не имеет задолженности с истекшим сроком по взысканию, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия – Алания и Межрайонной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказо Республике Северная Осетия-Алания

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания

решил:


Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинской Региональной Общественной Организации «Юридический клуб «Фемида» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

У "


Ликвидировать Северо-Осетинскую Региональную Общественную Организацию «Юридический клуб «Фемида», государственный регистрационный номер ... от ... года и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.М. Гуриева