ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-58/2021 от 18.08.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-58/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 18 августа 2021 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никонова К.Ф.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долгих А.В. к Избирательной комиссии Кировской области об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 «О жалобе Ковязина М.Н. на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25», отмене решения о регистрации кандидата

установил:

Долгих А.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25, обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав к Избирательной комиссии Кировской области об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 «О жалобе Ковязина М.Н. на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25», отмене решения о регистрации кандидата.

В обоснование исковых требований указал, что постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 Ковязину М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25.

Принятым по жалобе Ковязина М.Н. постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 вышеуказанное постановление ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 отменено, Ковязин М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25.

Указанное решение Избирательной комиссии Кировской области, по мнению подателя иска, принято с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», нарушает его избирательные права, принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.

Установив факт неисполнения Ковязиным М.Н. требований пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 13 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», предусматривающих для кандидата на выборную должность предоставление уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, Избирательной комиссии Кировской области надлежало оставить в силе постановление ТИК об отказе в регистрации кандидата по указанному основанию.

В тоже время, оспариваемое решение Избирательной комиссии Кировской области мотивировано невыполнением нижестоящей ТИК положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязывающего комиссию известить кандидата об отсутствии каких-либо документов, представление которых предусмотрено законом, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

В данном случае невыполнение ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 вышеуказанной обязанности не привело к нарушению прав Ковязина М.Н., не повлекло и не могло повлечь каких-либо правовых последствий, поскольку положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» не предусмотрена возможность представить в избирательную комиссию уведомление, которое ранее не было представлено вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.

С учетом изложенного, административный истец просил признать постановление избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 «О жалобе Ковязина Михаила Николаевича на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25» незаконным. Отменить решение о регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 Ковязина М.Н.

ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 в отзыве полагает постановление от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25», а равно действия по неуведомлению кандидата об отсутствии необходимого документа, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поскольку требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по уведомлению избирательной комиссией кандидата о неполноте документации являются справедливыми лишь в отношении изначально представленных документов, в соответствии с пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 указанного федерального закона.

Избирательная комиссия Кировской области в представленном отзыве полагает требования административного истца необоснованными. Указывает на нарушение прав Ковязина М.Н. его неизвещением об отсутствии необходимого документа. Поясняет, что уведомление Ковязина М.Н. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами было представлено в окружную избирательную комиссию в электронном виде, ранее уведомление представлялось в избирательную комиссию Кировской области при выдвижении списка кандидатов, однако было возвращено подателю документов. Просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании административный истец Долгих А.В. доводы административного искового заявления поддержал. Дополнительно пояснил, что независимо от извещения кандидата Ковязина М.Н. об отсутствии необходимых для его регистрации документов, оснований для принятия решения о его регистрации в качестве кандидата не имелось, поскольку действующее законодательство содержит запрет на представление дополнительных документов. Необходимость извещения кандидата может быть обусловлена возможностью внести изменения в уже поданные документы, либо заменить ненадлежащее оформленный документ на соответствующий требованиям к его оформлению. Кроме того указал, что исходя из отзыва Ковязина М.Н. уведомление датировано 09.07.2021, то есть датой, когда Ковязин М.Н. кандидатом не являлся, в связи с чем полагает, что документ оформлен с нарушением требований избирательного законодательства.

Избирательная комиссия Кировской области направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Представители территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили.

Заинтересованное лицо Ковязин М.Н., его представитель по устному ходатайству Сафиуллина О.Л. в судебном заседании пояснили, что уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами первоначально на бумажном носителе представлялось в избирательную комиссию Кировской области, в последующем имелось при подаче документов в избирательную комиссию Октябрьского района № 2, однако не было непосредственно передано при подаче документов в связи с волнением кандидата. Ненаправление избирательной комиссией уведомления об отсутствии необходимого документа нарушило права Ковязина М.Н., поскольку отсутствием такого уведомления он был введен в заблуждение относительно правильности и полноты поданных им документов. Полагают, что при наличии такого извещения и до принятия решения об отказе в регистрации кандидата Ковязин М.Н. мог предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Просили в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 329 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 17.06.2021 № 56/132 «О назначении даты выборов в Законодательное Собрание Кировской области седьмого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы в Законодательное Собрание Кировской области седьмого созыва.

Постановление опубликовано на официальном сайте Законодательного Собрания Кировской области www.zsko.ru, 18.06.2021.

14.07.2021 постановлением Избирательной комиссии Кировской области № 137/956 был заверен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Кировской области по одномандатным избирательным округам.

15.07.2021 Ковязин М.Н., являясь кандидатом в депутаты из заверенного списка кандидатов, представил в ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 документы, необходимые для уведомления о выдвижении.

20.07.2021 Ковязиным М.Н. в ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 были представлены документы для регистрации последнего в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 Ковязину М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25.

Принятым по жалобе Ковязина М.Н. постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 вышеуказанное постановление ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 отменено, Ковязин М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 (л.д.25-30).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 09.08.2021 №12/27 Долгих А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 (л.д.23-24).

Полагая, что указанное постановление Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 принято с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», нарушает его избирательные права, принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

При оценке правомерности принятия Избирательной комиссией Кировской области обжалуемого постановления от 30.07.2021 № 146/1049, суд исходит из следующего.

Правоотношения, возникающие в рамках реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, регулируются нормами Конституции РФ, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На региональном уровне данные вопросы урегулированы положениями Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области».

В соответствии со статьей 27 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» областной список кандидатов и список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляются уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию области не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. В данном случае указанный срок истекал 23.07.2021.

Документы, необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию (часть 1 статьи 31 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области»), то есть не позднее 18 часов 04.08.2021.

Порядок регистрации кандидатов предусмотрен статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названного федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Аналогичное положение закреплено в части 13 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», пункте 4.11 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6.

Согласно положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Соответствующие правовые положения закреплены также в пункте 11 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области».

Согласно пункту 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 в соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.

Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.

Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту «в» части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

Как следует из материалов дела, ТИК Октябрьского района города Кирова № 2, установив отсутствие в предоставленных Ковязиным М.Н. при выдвижении и регистрации документах уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, руководствуясь положениями пункта 1.6 статьи 38, подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта «в» части 8 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» вынесла постановление от 29.07.2021 № 8/19 об отказе Ковязину М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25.

Рассмотрев жалобу Ковязина М.Н. на указанное постановление Избирательная комиссия Кировской области согласилась с фактом непредоставления Ковязиным М.Н. в избирательную комиссию Октябрьского района города Кирова № 2 уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Вместе с тем, пришла к выводу о неисполнении ТИК требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 11 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» об уведомлении кандидата об отсутствии каких-либо документов не позднее чем за 3 дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в связи с чем, постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 вышеуказанное постановление ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 отменено, Ковязин М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25.

Указанное постановление Избирательной комиссии Кировской области не противоречит требованиям избирательного законодательства.

Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.

В тоже время, деятельность избирательных комиссий направлена на реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 11-П).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 12.03.2021 № 6-П, обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций) (пункт 6 статьи 9).

Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6.

Согласно пункту 4.6 указанных рекомендаций уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.

В данном случае необходимо учесть, что документы для регистрации в качестве кандидата поданы Ковязиным М.Н. 20.07.2021, то есть в период срока возможного выдвижения, который, как указано выше, истекал 23.07.2021. Отсутствие своевременного и надлежащего извещения и последующий отказ в регистрации кандидата за пределами срока выдвижения исключил возможность для Ковязина М.Н. повторно выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области». При этом допущенное кандидатом нарушение (отсутствие необходимого документа) являлось очевидным для избирательной комиссии, которая вопреки требованиям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» императивно возложенную на нее обязанность не выполнила.

Кроме того, устанавливая срок подачи документов для регистрации кандидата, действующее избирательное законодательство не содержит запрета в период с момента выдвижения и до принятия избирательной комиссией решения по существу о регистрации (отказа в регистрации кандидата) получения по заявлению кандидата представленных для регистрации документов с целью их последующей подачи после устранения недостатков. По мнению суда, указанные действия могут быть совершены в сроки, установленные для подачи документов и при отсутствии постановления избирательной комиссии о регистрации (отказа в регистрации) кандидата.

Таким образом, Избирательная комиссия Кировской области, установив неисполнение ТИК Октябрьского района города Кирова № 2 требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 11 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», что привело к существенному нарушению избирательных прав кандидата Ковязина М.Н., правомерно отменила постановление ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Ковязина М.Н., зарегистрировав последнего в качестве кандидата.

Действия Избирательной комиссии Кировской области обусловлены необходимостью восстановления нарушенных прав кандидата Ковязина М.Н., единственным способом восстановления которых явилась регистрация Ковязина М.Н. в качестве кандидата.

Доводы административного истца о том, что уведомление от 09.07.2021 о том, что Ковязин М.Н. не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами не может быть принято во внимание, поскольку подписано 09.07.2021, то есть до выдвижения Ковязина М.Н. в качестве кандидата судом отклоняются.

Исходя из положений пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 13 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 № 377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области» законодатель не связывает дату составления такого уведомления с датой подачи документов либо с датой выдвижения кандидата. Указанное уведомление свидетельствует о том, что на дату подачи документов кандидат соблюдает установленные законом ограничения.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление Избирательной комиссии Кировской области принято в соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

При отказе в удовлетворении заявленных требований суд также учитывает, что возможность повторной подачи документов в избирательную комиссию на стадию проверки соответствия документации требованиям избирательного законодательства утрачена. Тогда как, удовлетворение требований административного иска, с учетом обязательности исполнения судебного решения, приведет к необоснованному ограничению пассивного избирательного права Ковязина М.Н., которое обусловлено неправомерными действиями избирательной комиссии Октябрьского района г. Кирова № 2.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании незаконным постановления избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 «О жалобе Ковязина М.Н. на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25».

Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения основного требования, вытекающие из него остальные требования административного истца, также не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Руководствуясь статьями 175, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Долгих А.В. к Избирательной комиссии Кировской области об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 30.07.2021 № 146/1049 «О жалобе Ковязина М.Н. на решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова № 2 от 29.07.2021 № 8/19 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Кировской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25», отмене решения о регистрации кандидата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение составлено 20 августа 2021г.

Судья К.Ф. Никонов