Дело № 3а-58/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 11 октября 2022 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
с участием прокурора Полозовой Т.В.,
административного истца и представителя Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАРТИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл ФИО1,
представителей административного ответчика Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2, ФИО3,
представителя заинтересованного лица Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл, ФИО1 к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании частично не действующим Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П создан Молодежный парламент Республики Марий Эл и утверждено Положение о Молодежном парламенте Республики Марий Эл (далее - Положение).
Текст постановления и Положения опубликованы в Собрании законодательства Республики Марий Эл №1 (181) за 2010 год.
В соответствии с пунктом 3 постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П оно вступило в силу со дня его принятия.
Согласно пункту 3.3. Положения (в редакции на день вступления в законную силу) его членами могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 23 апреля 2015 года №115-П пункт 3.3. указанного Положения дополнен абзацем 2 следующего содержания: «Член Молодежного парламента Республики Марий Эл, достигший тридцатилетнего возраста, сохраняет полномочия члена Молодежного парламента Республики Марий Эл до окончания срока полномочий Молодежного парламента Республики Марий Эл соответствующего созыва» (л.д. 75). Данное постановление опубликовано 23 апреля 2015 года на официальном портале portal/mari.ru/pravo (л.д. 76).
Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 26 июля 2022 года №402-П внесены изменения, в том числе в пункт 3.3. Положения: абзац первый изложен в следующей редакции «Членами Молодежного парламента Республики Марий Эл могут быть выдвинутые (избранные) граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно, проживающие на территории Республики Марий Эл»; в абзаце втором слова «тридцатилетнего возраста» заменены словами «тридцатишестилетнего возраста» (л.д. 123-124). Данное постановление опубликовано 29 июля 2022 года на официальном портале portal/mari.ru/pravo (л.д. 160).
Постановлениями Государственного Собрания Республики Марий Эл от 3 марта 2011 года №228-П, от 28 июля 2011 года №299-П, от 20 октября 2011 года №322-П, от 17 октября 2013 года №595-П, от 21 апреля 2016 года №232-П, от 29 ноября 2016 года №296-П, от 26 декабря 2017 года №483-П, от 26 марта 2019 года №666-П, от 30 июня 2022 года №393-П (л.д. 64-90) вносились изменения в оспариваемое Положение, которые не касались возраста членов Молодежного парламента Республики Марий Эл.
Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАРТИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором с учетом окончательного уточнения заявленных требований просит признать недействительными с 10 января 2021 года по 29 июля 2022 года
абзац первый пункта 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П, в части «в возрасте от 14 до 30 лет» и абзац второй этого же пункта в части «достигший тридцатилетнего возраста» (л.д. 1-4, 224-225).
ФИО1, как депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл, также обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором с учетом окончательного уточнения заявленных требований просит признать недействительными с 10 января 2021 года по 29 июля 2022 года
абзац первый пункта 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П, в части «в возрасте от 14 до 30 лет» и абзац второй этого же пункта в части «достигший тридцатилетнего возраста» (л.д. 173-176, 224-225).
В обоснование заявленных требований в каждом административном иске указано, что приведенная формулировка Положения противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», вступившему в законную силу с
10 января 2021 года, установившему возраст молодежи от 14 до 35 лет. Нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, является недействительным.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от
12 сентября 2022 года указанные дела объединены в одно производство (л.д. 171-172).
В судебном заседании административный истец ФИО1, действующий также как представитель административного истца – Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАРТИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл по доверенности от 10 июня 2022 года (л.д. 16), требования административных исков поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что оспаривает пункт 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл только в части возраста 30 лет (тридцатилетнего возраста) для кандидатов в члены Молодежного парламента в редакции Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от
23 апреля 2015 года №115-П. В период действия оспариваемой нормы имело место нарушение прав административных истцов, поскольку кандидату ФИО5 по основанию несоответствия возрастным критериям было отказано в членстве в Молодежном парламенте Республики Марий Эл.
Представители Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО3, ФИО2, действующие на основании доверенностей (л.д. 134, 245-249), возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку федеральным законодательством не урегулирован вопрос деятельности молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации, в связи с чем в силу положений Федерального закона от
21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и части 2 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл вправе устанавливать законодательное регулирование в пределах собственных полномочий. Молодежный парламент Республики Марий Эл является молодежным общественным формированием, требования к созданию которых прямо федеральным законодательством не установлены, в связи с чем по аналогии закона следует применять положения Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», которым установлен нижний возрастной предел для членов молодежных объединений, верхний предел не установлен, поэтому установление такого возрастного предела относится к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл. Положения Федерального закона от 30 декабря 2020 года №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», в том числе в части определения возраста молодежи подлежат применению только в целях, установленных данным законом. При формировании Молодежного парламента Республики Марий Эл указанные положения не подлежат применению. Нарушений прав ФИО5 не имеется, поскольку он был допущен до первоначального участия в отборе членов Молодежного парламента Республики Марий Эл, в последующем ему направлено уведомление о повторной подаче заявления, чем он не воспользовался. Нарушений прав административного истца ФИО1 не имеется, в связи с чем его требования удовлетворены быть не могут. Возражения относительно заявленных требований изложены в письменных пояснениях (л.д. 46-55, 199-207).
Представитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО4, действующая на основании доверенности
(л.д. 157), полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как оспариваемые положения закона не противоречат нормам федерального законодательства, пояснила аналогично изложенному в возражениях на административный иск (л.д. 154-156).
Заинтересованные лица: Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл, представитель Молодежного парламента Республики Марий Эл, ФИО5 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем на основании положений статья 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Молодежным парламентом Республики Марий Эл представлены письменные возражения, в которых приведены доводы об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований (л.д. 158-159).
Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Следовательно, молодежная политика находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу части 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
Согласно части 5 статьи 72 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий.
Статьей 13 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» установлено, что постановлениями, принимаемыми Государственным Собранием Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл, могут утверждаться регламенты, правила, порядки, положения (пункт 1). Положение - нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности государственных органов, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями и гражданами (пункт 5).
Главой 43 Регламента, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25 июля 2019 года №710-П (опубликован на официальном интернет-портал Республики Марий Эл марийэл.рф, 26 июля 2019 года, документ находится в свободном доступе) регламентирован порядок формирования Молодежного парламента Республики Марий Эл.
Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П создан Молодежный парламент Республики Марий Эл и утверждено Положение о Молодежном парламенте. Данный документ вступил в силу с 24 декабря 2009 года.
Соблюдение порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований к его форме, процедуре принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу административные истцы не оспаривают.
Таким образом, оспариваемое в части Положение принято в установленной форме и порядке, с соблюдением полномочий и компетенции принявшего органа, а также порядка принятия и опубликования, вступило в законную силу.
Статьей 7 Конституция Республики Марий Эл установлено, что Конституция Республики Марий Эл, законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее Закон О молодежной политике), вступившим в законную силу с 10 января 2021 года, урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определены цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона О молодежной политике определено, что молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации;
Частью 3 статьи 6 Закона О молодежной политике установлено, что данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1 - 3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 6 Закона О молодежной политике одним из направлений реализации молодежной политики является поддержка деятельности молодежных общественных объединений.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона О молодежной политике установлено, что молодежь участвует в реализации молодежной политики, в том числе в форме участия в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях.
Из пояснительной записки к проекту Закона О молодежной политике следует, что принятые в большинстве субъектов Российской Федерации законы о молодежной политике действуют в отсутствие единого системообразующего подхода, в связи с чем наблюдается разница в регулировании основополагающих аспектов сферы молодежной политики (как, например, понятийный аппарат, определение круга субъектов молодежной политики, их компетенции). Законопроектом предлагается определить на федеральном уровне, в том числе такие понятия как «молодежь», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения», тем самым закрепив статус граждан, относящихся к «молодежи». Проектом федерального закона сформирован единый подход к определению возрастной группы, которая относится к категории «молодежи» - это лица в возрасте от 14 до 35-ти лет. Законопроект направлен на создание единого правового поля в сфере молодежной политики.
Из содержания положений Закона О молодежной политике и целей его принятия, сформулированных в пояснительной записке к законопроекту, следует, что федеральным законом закреплен возрастной критерий молодежи – от 14 до 35 лет включительно, который является обязательным для применения, в том числе органами власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики.
Действующим в Республике Марий Эл Законом Республики Марий Эл от 28 октября 2021 года № 54-З «О молодежной политике в Республике Марий Эл» возраст молодежи не установлен.
При этом статьей 5 Закона Республики Марий Эл от 28 октября 2021 года № 54-З «О молодежной политике в Республике Марий Эл» к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл отнесена реализация Закона О молодежной политике.
В соответствии с пунктами 1.1., 2.1. оспариваемого Положения Молодежный парламент Республики Марий Эл является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при Государственном Собрании Республики Марий Эл и осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с Положением, Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл и Регламентом Молодежного парламента Республики Марий Эл. Основной целью деятельности Молодежного парламента Республики Марий Эл является реализация молодежной политики в Республике Марий Эл и деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, обеспечения эффективного сотрудничества представителей молодежи с органами государственной власти и органами местного самоуправления (л.д. 59-60).
Следовательно, фактически Молодежный парламент Республики Марий Эл является формой реализации в Республике Марий Эл молодежной политики, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона О молодежной политике.
При таких обстоятельствах и вопреки доводам административного ответчика положения Закона О молодежной политике в части возрастного критерия «до 35 лет включительно» подлежат обязательному учету при установлении возрастных требований к молодежи - членам консультативных, совещательных и иных органов, созданных при органах государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в сфере молодежной политики на территории субъекта Российской Федерации.
В процессе рассмотрения настоящего административного дела Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от
26 июля 2022 года №402-П внесены изменения, в том числе в пункт 3.3. Положения: абзац первый изложен в следующей редакции «Членами Молодежного парламента Республики Марий Эл могут быть выдвинутые (избранные) граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно, проживающие на территории Республики Марий Эл»; в абзаце втором слова «тридцатилетнего возраста» заменены словами «тридцатишестилетнего возраста» (л.д. 123-124).
Из представленной стенограммы 29 сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 26 июля 2022 года (л.д. 125-130), а также пояснительной записки к проекту Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл «О внесении изменений в Положение о Молодежном парламенте Республики Марий Эл» (л.д. 234) следует, что изменения в части установления возраста 35 лет членов Молодежного парламента Республики Марий Эл внесены в целях приведения в соответствие с требованиями Закона О молодежной политике.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что Молодежный парламент в Республике Марий Эл создан, в том числе в целях реализации молодежной политики в субъекте Российской Федерации, в связи с чем нормы оспариваемого в части Положения не могут противоречить Закону О молодежной политике.
Нормативными правовыми актами субъектов в целях реализации молодежной политики может устанавливаться иной максимальный возраст молодежи, но в любом случае он не может быть менее 35 лет, что прямо установлено частью 3 статьи 6 Закона О молодежной политике.
Доводы административного ответчика со ссылкой на Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которым не установлен верхний предел возраста членов молодежных общественных объединений, что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о праве общественных объединений самостоятельно устанавливать такой возраст, в данном случае подлежат отклонению, поскольку специальным Законом О молодежной политике, подлежащим применению к спорным отношениям, такой возраст установлен и он составляет 35 лет.
Не свидетельствует о правильности позиции административного ответчика и тот факт, что во многих субъектах Российской Федерации установлен аналогичный возраст членов Молодежных парламентов. Так, Положением об Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2008 года № 688-5 ГД, установлен верхний предел возраста членов Молодежного парламента 35 лет. При этом в силу пункта 3.2. названного Положения Молодежные парламенты при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации избирают по одному представителю в возрасте от 18 до 35 лет включительно в состав Молодежного парламента при Государственной Думе на своих заседаниях большинством голосов от общего числа членов соответствующих молодежных парламентов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50), проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объективно, всесторонне по правилам
статьи 84 КАС РФ, учитывая взаимосвязь оспариваемой нормы с приведенными выше правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, цели и условия принятия всего нормативного правового акта, последующих его изменений, заявленные в пояснительной записке как реализация Закона О молодежной политике, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы закона вступают в противоречие с положениями федерального законодательства, а именно пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона О молодежной политике.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
25 декабря 2018 года № 50, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. При удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
С учетом данных разъяснений высшей судебной инстанции, учитывая, что оспариваемое Положение принято ранее Закона О молодежной политике, то пункт 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П в редакции постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от
23 апреля 2015 года №115-П «О внесении изменений в пункт 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл», в части установления возраста «до 30 лет», «тридцатилетнего возраста» подлежит признанию не действующим с даты вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
При этом судом учитывается, что приведение оспариваемого пункта Положения в соответствие с требованиями Закона О молодежной политике имело место после того, как он вошел в противоречие с данным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая доводы административного ответчика об отсутствии нарушений прав административных истцов, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208
КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что в период с 15 апреля 2022 года в Республике Марий Эл проходило формирование Молодежного парламента пятого созыва, объявление о начале приема документов опубликовано в газете Марийская правда за 15 апреля 2022 года №27(25052) – л.д. 110-111. Согласно тексту объявления материалы о выдвижении кандидатов принимаются до 17 часов 16 мая 2022 года, предъявлены требования к кандидатам в члены Молодежного парламента в части возраста – от 14 до 30 лет.
Административный истец ФИО1 имеет статус депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл (л.д. 250), является членом фракции партии Справедливая Россия, принимал участие в формировании Молодежного парламента Республики Марий Эл пятого созыва, что подтверждается выпиской из протокола заседания конкурсной комиссии от 24 мая 2022 года (л.д. 119-121), следовательно, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемой нормой, и в силу части 1 статьи 209 КАС РФ наделен правом на обращение в суд с настоящим иском.
Административным истцом – Региональным отделением социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл выдвинут кандидат в члены Молодежного парламента Республики Марий Эл ФИО5 на основании решения от 13 мая 2022 года №05/1 (л.д. 14).
Письмом от 2 июня 2022 года Председателем Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по социальному развитию ФИО, являющейся председателем конкурсной комиссии, Региональному отделению социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл возвращены документы на ФИО5, представленные на конкурс по отбору кандидатов в члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, в связи с тем, что членами Молодежного парламента в соответствии с оспариваемым пунктом 3.3. Положения могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет (л.д. 13).
Следовательно, в период действия оспариваемой нормы допущено ее применение в отношении кандидата данной политической партии, что свидетельствует о наличии права на обращение в суд с заявленным административным иском на основании части 1 статьи 208 КАС РФ.
В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Поскольку в период действия оспариваемого пункта Положения он был применен в отношении кандидата в члены Молодежного парламента Республики Марий Эл от Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл дело рассмотрено судом по существу. При этом факт направления письма от 31 августа 2022 года в адрес Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл о повторном представлении материалов на кандидата
ФИО5 не свидетельствует об отсутствии оснований, установленных частью 11 статьи 213 КАС РФ, для рассмотрения дела по существу. Повторно кандидатура ФИО5 не рассматривалась.
На момент вынесения настоящего решения новый состав Молодежного парламента Республики Марий Эл сформирован, его состав утвержден решением Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл от 26 сентября 2022 года №674 (л.д. 212-214).
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Уплаченная при подаче иска государственная пошлина относится к судебным расходам (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
При подаче иска по правилам подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации Региональным отделением социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей (л.д. 122), ФИО1 – 300 рублей (л.д. 185). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Государственного Собрания Республики Марий Эл, финансируемого за счет средств республиканского бюджета (статья 25 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 года № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»).
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать положения пункта 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года №46-П в редакции Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от
23 апреля 2015 года №115-П «О внесении изменений в пункт 3.3. Положения о Молодежном парламенте Республики Марий Эл», в части установления возраста «до 30 лет», «тридцатилетнего возраста» не действующими с даты вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного Собрания Республики Марий Эл в пользу Регионального отделения социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Республике Марий Эл уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей.
Взыскать с Государственного Собрания Республики Марий Эл в пользу ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании, в котором опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Смышляева
В окончательной форме решение суда принято 20 октября 2022 года
Решение25.10.2022