№3а-58/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 23 октября 2023 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгуловой К.В.,
с участием прокурора Новоселова А.С.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. о признании недействующими в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 «Об автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл» и Порядка передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. (далее – ИП Кудрявцев Д.Г.) обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл о признании недействующими в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 «Об автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл» (далее - постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88) и Порядка передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 (далее – Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154). В обоснование административных исковых требований указано следующее. Основной вид деятельности ИП Кудрявцева Д.Г. по ОКВЭД - <...> На основании лицензии от 5 июня 2019 года <№> он осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл, сведения о которых включены в муниципальный и межмуниципальный реестры маршрутов на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам. Таким образом, он является субъектом отношений, регулируемых Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 «Об утверждении Порядка передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств». Пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 обязывает пользователей (перевозчиков) подключиться к автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл. Пункт 3 Порядка, утверждённого Постановлением Правительства Республики Эл от 31 марта 2022 года №154, в целях передачи телеметрической информации, обязывает пользователей (перевозчиков) подключить аппаратуру спутниковой навигации к автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл (далее – АИС «Управление транспортом») и пройти на ней регистрацию. В настоящее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ИП Кудрявцеву Д.Г. о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок в связи с неисполнением ИП Кудрявцевым Д.Г. обязанности по передаче в АИС «Управление транспортом» информации о месте нахождения транспортных средств (дело№А38-3843/2022). Исковые требования мотивированы правовыми ссылками на пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года №26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» (далее - Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года №26-З), постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88, постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154. По мнению административного истца, пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и пункт 3 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, противоречат пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года №220-ФЗ), пункту «б» части 3 и части 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216. По мнению административного истца, из системного толкования пункта 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ, пункта «б» части 3 и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216 следует, что федеральным законодательством закреплена обязанность перевозчика передавать данные о параметрах движения транспортных средств в государственную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее - ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС») для ретрансляции их в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и региональные, муниципальные и иные информационные системы. В целях обеспечения передачи данных о параметрах движения транспортных средств в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и АИС «Управление транспортом», 12 мая 2022 года ИП Кудрявцевым Д.Г. заключен договор возмездного оказания услуг с акционерным обществом «ГЛОНАСС» (далее - АО «ГЛОНАСС»). Вместе с тем, пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и пункт 3 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 не предусматривает право перевозчиков обеспечить передачу данных о параметрах движения транспортных средств в региональную систему посредством идентификации аппаратуры спутниковой навигации, установленной в транспортных средствах в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», как это предусмотрено в пункте «б» части 3 и части 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216. Таким образом, по мнению административного истца, пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и пункт 3 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, нарушают его право на осуществление не запрещённой федеральным законом предпринимательской деятельности, так как устанавливают для осуществления такой деятельности, требование, не соответствующее нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
ИП Кудрявцев Д.Г. просит признать пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 «Об автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл и пункт 3 Порядка передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 недействующими со вступления решения суда в законную силу, не соответствующими пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту «б» части 3 и части 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Управление транспортом» (далее – ГКУ Республики Марий Эл «Управление транспортом»), АО «ГЛОНАСС», общество с ограниченной ответственностью «Скай Телеком» (далее - ООО «Скай Телеком»).
Представитель заинтересованного лица АО «ГЛОНАСС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором приведены доводы о необходимости отказа в удовлетворении административного иска и рассмотрении дела без его участия (л.д.109-112)
Представитель заинтересованного лица ООО «Скай Телеком», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Административный истец ИП Кудрявцев Д.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
По правилам статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Макаров Р.В. просил административные исковые требования удовлетворить, подержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Горчакова И.Н. просила в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск (л.д.36-42).
Представители заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Полевщиков В.А. и Смирнова В.Э. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных исковых требований по доводам письменных возражений на иск (л.д.94-97).
Представитель заинтересованного лица ГКУ Республики Марий Эл «Управление транспортом» Володкина Н.Б. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать по доводам письменных возражений на иск (л.д.118-125).
Старший помощник прокурора Республики Марий Эл Новоселов А.С. в своем заключении в судебном заседании полагал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных Правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемые нормы не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из материалов административного дела следует, что Кудрявцев Д.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя(ИНН <№>, ОГРНИП <№>), о чем 22 апреля 2004 года внесена запись в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей. Основным видом деятельности ИП Кудрявцева Д.Г. является «<...>» (л.д.15, 22, 16-24).
ИП Кудрявцеву Д.Г. 5 июня 2019 года выдана лицензия <№> на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд (л.д.25), а также выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 50к, 110к, 115к, 129к, 131к, 136к, 143к, 102-п, 103-п, 104-п, 105-п, 108-п, 110-п, 111-п, 113-п, 305-п, 306-п, 312-п, 317-п, 512-п.
Как установлено в судебном заседании в производстве Арбитражного суда Республики Марий Эл находится дело №А38-3843/2022 по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл к ИП Кудрявцеву Д.Г. о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок №№ 50к, 110к, 115к, 129к, 131к, 136к, 143к, 102-п, 103-п, 104-п, 105-п, 108-п, 110-п, 111-п, 113-п, 305-п, 306-п, 312-п, 317-п, 512-п, в связи с неисполнением ИП Кудрявцевым Д.Г. обязанности передачи в АИС «Управление транспортом», информации о месте нахождения транспортных средств. Исковые требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл мотивированы правовыми ссылками на пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 №26-З, постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88, постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154.
ИП Кудрявцев Д.Г. обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, настаивает на несоответствии оспариваемых пункта 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и пункта 3 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ и пункту «б» части 3 и части 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216. По мнению административного истца, оспариваемыми актами установлена обязанность для перевозчиков по передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл, возражая против предъявленного административного иска, указал на отсутствие законных оснований для удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 и Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154 полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №220-ФЗ.
Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок установлено статьей 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, согласно которой законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2). Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5).
Правила статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ регламентируют отношения в сфере организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 44 Федеральногозакона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципахорганизации публичной власти в субъектах Российской Федерации»организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организация транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом по межмуниципальным маршрутам относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Государственным Собранием Республики Марий Эл был принят Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года №26-З.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от23 мая 2017 года № 26-З настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильнымтранспортом и городским наземным электрическим транспортом натерритории Республики Марий Эл, а также устанавливает полномочияПравительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления вцелях создания условий для безопасных и регулярных перевозок.
В соответствии со статей 4 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года №26-З Правительство Республики Марий Эл в сфере организации регулярных перевозок осуществляет следующие полномочия: 1) утверждает правила организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; 2) определяет уполномоченный орган Республики Марий Эл по организации регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, осуществляющий функции, возлагаемые Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл); 3) утверждает порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; 4) утверждает документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; 5) определяет шкалу для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 Федерального закона, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; 6) утратил силу. - Закон Республики Марий Эл от 8 мая 2018 года №2018 №15-З; 7) устанавливает регулируемые тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; 8) устанавливает значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств в случаях, если устанавливаемый или изменяемый межмуниципальный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; 9) утверждает правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов в Республике Марий Эл на укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл № 26-3 с учетом изменений, внесенных Законом Республики Марий Эл от8 мая 2018 года № 15-3, при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества устанавливается требование в виде обязанности передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл (после ввода ее в эксплуатацию) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ, статьей 8 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года №26-З, Законом Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года №47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл», постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года №67 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл» и в целях обеспечения безопасности регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом общего пользования Правительство Республики Марий Эл 28 февраля 2022 года приняло постановление №88, которым введена в эксплуатацию АИС «Управление транспортом».
В силу пункта 2 названного постановления оператором автоматизированной информационной системы «Управление транспортом» Республики Марий Эл определено ГКУ Республики Марий Эл «Управление транспортом». На основании пункта 3 постановления период подключения пользователей к названной информационной системе установлен до 1 июня 2022 года (л.д.43-44).
Порядок передачи в АИС «Управление транспортом» информации о местонахождении транспортных средств утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, принятым в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ, статьей 8 Закона Республики Марий Эл от 23мая 2017 года №26-З, Законом Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года №47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл» и постановлением Правительства Республики Марий Эл от24 февраля 2021 года №67 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл» (л.д.50-51).
Согласно пункту 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, на транспортных средствах (далее – ТС), планируемых для подключения к автоматизированной информационной системе (далее – АИС) пользователями АИС, указанными в абзаце шестом подпункта 5 пункта 2 настоящего Порядка, устанавливается аппаратура спутниковой навигации (далее – АП), работающая в системах глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, соответствующая протоколам и технологиям передачи данных, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае необходимости к АП подключается дополнительное оборудование, устанавливаемое на ТС (кнопка подачи сигнала тревоги, средство организации голосовой связи с диспетчером, фотовидеокамера, LCD-дисплей, цифровые и аналоговые контрольные датчики). Перечень устанавливаемого дополнительного оборудования определяется пользователями АИС, указанными в абзаце шестом подпункта 5 пункта 2 настоящего Порядка, исходя из возможности АИС.
После настройки и установки на ТС АП подключается к телематической навигационно-информационной платформе АИС и проходит на ней процедуру регистрации. После завершения процедуры регистрации АП может передавать телеметрическую информацию (параметры движения, состояние контрольных датчиков транспортных средств, навигационные отметки) с указанной периодичностью (или по запросу) на телематическую платформу АИС. Вся переданная от навигационно-связного оборудования информация автоматически документируется в базе данных телематическойплатформы АИС и может использоваться для хранения, а также последующей обработки.
Порядок и сроки подключения АП к телематической навигационно-информационной платформе АИС осуществляется в соответствии с регламентом работы, утвержденным ГКУ Республики Марий Эл «Управление транспортом» (л.д.55).
В силу части 2 статьи 6 Конституции Республики Марий Эл, принятой 24 июня 1995 года, органами государственной власти в Республике Марий Эл являются Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл и иные органы
На основании части 2 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл Правительство Республики Марий Эл на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, законов и иных нормативных правовых актов республики принимает постановления и издает распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Марий Эл.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» Правительство Республики Марий Эл (далее - Правительство) является постоянно действующим, коллегиальным, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, координирующим деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл.
В соответствии с частью 7 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» организация работы Правительства определяется Главой Республики Марий Эл и осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Республики Марий Эл.
В силу положений части 1 статьи 7 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» постановления Правительства Республики Марий Эл отнесены к нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл принимает постановления и издает распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на территории Республики Марий Эл.
Статьей 13 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» установлено, что постановлениями, принимаемыми Государственным Собранием Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл, могут утверждаться регламенты, правила, порядки, положения. Правила - нормативный правовой акт, определяющий нормы поведения граждан, иных субъектов права в той или иной сфере общественных отношений.
Согласно части 1 статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-3 «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» Официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) либо на «Официальном интернет-портале правовой информаци»" (www.pravo.gov.ru).
С учетом представленных в материалы дела доказательств соблюдения установленной процедуры при принятии постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88, суд приходит к выводу о том, что указанное постановление принято в пределах компетенции Правительства Республики Марий Эл в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года№23-З «О Правительстве Республики Марий Эл», является нормативным правовым актом согласно Закону Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», проект которого прошел процедуру согласования в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Марий Эл (л.д.45-47), и согласно материалам дела опубликован на основании Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года №237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 28 февраля 2022 года, № 28022022040077) (л.д.48-49).
С учетом представленных в материалы дела доказательств соблюдения установленной процедуры при принятии постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, суд приходит к выводу, что указанное постановление принято в пределах компетенции Правительства Республики Марий Эл в соответствии с Законом Республики Марий Эл от18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл», является нормативным правовым актом согласно Закону Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года №5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», проект которого прошел процедуру согласования в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Марий Эл (л.д.60-61), опубликован на основании Указа Президента Республики Марий Эл от10 ноября 2010 года №237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 31 марта 2022 года, №310322022040138) (л.д.62-63).
Верховный Суд Республики Марий Эл принимает во внимание, что обстоятельства соблюдения порядка принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования (обнародования) и вступления в силу административный истец не оспаривает.
На основании пункта 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
По смыслу указанной нормы запрет на установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес относится только к передаче такой информации в региональную или муниципальную систему навигации. ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является федеральной государственной информационной системой.
Согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216 транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: а) соответствует требованиям технического регламента; б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее - система): в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216, при оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.
Как пояснил суду представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл АИС «Управление транспортом» является региональной информационной системой навигации. Муниципальных информационных систем навигации в настоящее время в Республике Марий Эл не имеется. Передача информации о месте нахождения транспортных средств осуществляется только в АИС «Управление транспортом».
ИП Кудрявцев Д.Г. как лицо, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, обязан соблюдать требования в сфере организации регулярных перевозок, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, следовательно, на ИП Кудрявцева Д.Г. возложена обязанность подключиться к АИС «Управление транспортом» и передавать информацию о месте нахождения транспортных средств с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Вопреки доводам административного истца, требования к аппаратуре спутниковой навигации, в том числе порядок ее установки и идентификации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, ссылку на которые содержит оспариваемыйпункт 3 Порядка, утвержденного постановлением ПравительстваРеспублики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154. Данные требованияустановлены Правилами, утвержденными постановлениемПравительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216,и как пояснил представитель административного ответчика не входят в компетенцию органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. По таким же основаниям в пункте 3постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 отсутствует механизм идентификации аппаратурыспутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216, идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», оператором ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является АО «ГЛОНАСС», с которым административным истцом заключен договор возмездного оказания услуг.
Согласно письменной позиции АО «ГЛОНАСС», между ИП Кудрявцевым Д.Г. и АО «ГЛОНАСС» в лице представителя ООО «Скай Телеком» заключен договор № 22-2да-050-2 от 12 мая 2022 года (далее – Договор), которым предусмотрена возможность оказанияАО «ГЛОНАСС» дополнительных услуг по ретрансляции данных, поступающих от аппаратуры спутниковой навигации (далее - АСН) в АИС «ЭРА-ГЛОНАСС», в другую информационную систему (далее - услуги по ретрансляции). Услуги по ретрансляции оказываются АО «ГЛОНАСС» по договору при условии получения им от ИП Кудрявцева Д.Г. заявки на подключение этих услуг по форме, предусмотренной договором; наличия технической возможности ретрансляции данных в указанную заявке информационную систему. В настоящий момент АО «ГЛОНАСС» осуществляет по Договору трансляцию данных, поступающих от АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», в формационную систему Wialon. Заявку на ретрансляцию данных в АИС «Управление транспортом» Кудрявцев Д.Г. по Договору не направлял.
При изложенных обстоятельствах, заключение ИП Кудрявцевым Д.Г. договора возмездного оказания услуг от 12 мая 2022 года не имеет правового значения при разрешении настоящего административного дела.
Из пояснений представителя ГКУ Республики Марий Эл «Управление транспортом» следует, что подключение к телематической навигационно-информационной платформе АИС «Управление транспортом» и процедура регистрации осуществляются после настройки и установки на транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Система ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначена для оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В то время, как назначение АИС «Управление транспортом» в обеспечении безопасности регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом общего пользования, что обеспечивается предоставлением перевозчиком, помимо информации, передаваемой в порядке, установленном Федеральным законом №395-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации №2216, информации, позволяющей идентифицировать транспортные средства на определенном маршруте и отслеживать соблюдение перевозчиком установленной схемы движения транспортных средств и установленного расписания движения транспортных средств.
Следовательно, вопреки доводам административного истца пункт 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года № 88 и пункт 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, не противоречат подпункту «б» пункта 3 и пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №2216 и пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ.
Доводы административного истца о технической несовместимости и затруднительности направления перевозчиком мониторинговой информации, в том числе через специализированные организации, выходят за предмет настоящего административного спора о признании нормативного правового акта недействующим и не могут свидетельствовать о несоответствии оспариваемого регулирования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административных исковых требований ИП Кудрявцева Д.Г. не имеется. Доводы административного истца основаны на неверном толковании указанных выше норм.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. о признании недействующими в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2022 года №88 «Об автоматизированной информационной системе «Управление транспортом» Республики Марий Эл» и Порядка передачи в автоматизированную информационную систему «Управление транспортом» Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2022 года №154, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Алимгулова
Мотивированное решение составлено 27 октября 2023 года.