РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н., Кузнецовой Н.А.,
с участием прокурора Болдыревой И.Ю., Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-591/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о признании не действующим в части приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 года № 93 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области»,
установил:
31 октября 2017 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области издан приказ № 93 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области» (вместе с «Нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области с применением расчетного метода для объектов общественного назначения, многоквартирных и индивидуальных жилых домов»).
Данный приказ согласно его пункту 3 вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Пунктом 1 приказа определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области (приложение) (далее – Нормативы).
В разделе «Домовладения» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в следующих размерах на 1 проживающего: для многоквартирных домов - 414 кг/год и 2,30 куб.м/год; для индивидуальных жилых домов - 553 кг/год и 2,65 куб.м/год.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, являясь собственниками квартир многоквартирного дома, индивидуального жилого дома, обратились в суд с административным иском о признании недействующими Нормативов для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, ссылаясь на противоречие Нормативов в оспариваемых частях Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 и Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным приказом Минстроя России от 28.07.2016 года № 524/пр, ввиду того, что оспариваемые Нормативы определены без учета порядка их определения, с нарушением процедуры определения норм накопления отходов, без определения плотности твердых коммунальных отходов.
Неправильное определение названных Нормативов, по утверждению административных истцов, повлекло для них увеличение размера коммунальных платежей.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 и ФИО3 по ордеру адвокат Барковская Н.М. заявленные требования поддержала по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Тульской области по доверенностям ФИО4 и ФИО5 с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемый приказ издан компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Б.Л.В, и Ш.В.Г., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры ***.
ФИО2 является собственником двухкомнатной квартиры ***.
Административному истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: ***
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением правительства Тульской области от 24.07.2012 года № 400 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» органом, уполномоченным по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, определено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, которое, согласно Положению о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года № 29, является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Подпунктом 12 пункта 4 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области определено, что в функции данного органа исполнительной власти субъекта входит утверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области издает в пределах своей компетенции приказы в установленной сфере деятельности (подпункт 4 пункта 7 Положения).
31.10.2017 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области был принят приказ № 93 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области».
Данный приказ подписан министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
02.11.2017 года оспариваемый в части приказ опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru), который в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 64 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» является одним из источников официального опубликования нормативных правовых актов.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования и стороной административных истцов в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данный приказ в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, для индивидуальных жилых домов выбрано 4 муниципальных образования – муниципальное образование город Тула (городской округ), муниципальное образование город Новомосковск (городской округ), Веневский муниципальный район, Киреевский муниципальный район.
На территории выбранных муниципальных образований для исследования определены 4 участка (г. Тула, г. Новомосковск, г. Венев, г. Киреевск) с наличием в них многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, что не противоречит пункту 7 Правил и пункту 7 Методических рекомендаций.
Исходными данными для определения нормативов являлись ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по дням недели каждого сезона и муниципальным образованиям.
При определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов использовались контейнеры различных объемов.
Впоследствии полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую) согласно приложениям 4 и 5 Методических рекомендаций.
Вышеуказанные измерения проводились на протяжении 2015 года по четырем сезонам: весна, лето, осень, зима.
Названная информация была предоставлена администрациями муниципальных образований Тульской области на основании письменного запроса от 23.08.2016 года № министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Согласно представленным административным ответчиком расчетов нормативов накопления твердых коммунальных отходов по 4 выбранным участкам как для индивидуальных жилых домов, так и для многоквартирных домов среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.о), для i-го объекта j-й категории определялся по формуле:
Gc.o=Go/nх7,
где:
Gо - масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;
n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;
7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.
Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.к), для объектов j-й категории определялся по формуле:
Gс.к=?i=1m Gc.o/m,
где:
Gс.о - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;
m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gдельта), определялся по формуле:
Gдельта=(Gс.кз+ Gс.кв+ Gс.кл+ Gс.ко)/4,
где:
Gс.к - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;
з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);
4 - количество сезонов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (Gг), определен по формуле:
Gг= Gдельта х 365,
где 365 - количество суток в году.
Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.о), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:
Vс.о= Vо/nх7,
где:
Vо - объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м; n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;
7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.
Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.к), для объектов j-й категории определен по формуле:
Vс.к=?i=1m Vс.о/m,
где:
Vс.о - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;
m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vдельта), определен по формуле:
Vдельта= (Vс.кз+ Vс.кв+ Vс.кл+ Vс.ко)/4,
где:
Vс.к - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;
з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);
4 - количество сезонов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (Gг), определялся по формуле:
Gг= Gдельта х 365,
где 365 - количество суток в году.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (Vг), определяется по формуле:
Vг= Vдельта х 365.
В соответствии с пунктом 2 протокола от 11.10.2016 года № 231 заседания рабочей группы по запуску региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами было принято решение установить нормативы накопления твердых коммунальных отходов единые для всех муниципальных образований Тульской области.
Исследовав и оценив представленную в материалы дела документацию о замерах отходов, произведенных указанными выше муниципальными образованиями (вместе с паспортами объектов), а также расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов по выбранным 4 участкам суд приходит к выводу о том, что они выполнены в соответствии с Правилами и Методическими рекомендациями, расчет выполнен арифметически верно.
Ссылка административных истцов о проведении процедуры замеров до принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 04 апреля 2016 года № 269 не может являться основанием для признания порядка определения оспариваемых нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений незаконным.
Текст проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» был опубликован на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 05.06.2015 года. Из представленных суду документов следует, что замеры проводились с осени 2015 года по лето включительно 2016 года. Согласно пункту 15 Методических рекомендаций работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
При таких обстоятельствах, положенные в расчет исходные данные не могут являться неактуальными на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта от 31.10.2017 года, а учитывая соответствие процедуры замеров приведенным выше правовым нормам Правил и Методических рекомендаций, следует признать, что сведения получены в рамках законной процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов.
Доводы о неправильном определении участков, на которых проводились замеры, в виду того, что число проживающих в выбранных домах составляет менее необходимых процентов от общей численности населения поселения или городского округа являются необоснованными, поскольку для определения оспариваемых Нормативов выбранными участками являлись не участки конкретных домов, а территории вышеуказанных 4 городов, а исходя из представленных в материалы дела статистических данных по численности населения Тульской области по муниципальным образованиям на 01.01.2017 года, выбор административным ответчиком участков поселений и городских округов в целях проведения замеров отходов для определения нормативов соответствует пункту 7 Правил и пункту 7 Методических рекомендаций.
Утверждение административных истцов о том, что для расчета норматива накопления твердых коммунальных отходов применяется только одна из формул, указанных в пунктах 15 и 15(1) Правил, подлежит отклонению как основанное на ошибочном толковании закона.
В соответствии с Правилами для расчета годового норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (Gг) необходимо значение среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gдельта), который определяется как сумма среднесуточных нормативов за каждый сезон, а для расчета последнего необходим среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.о), для i-го объекта j-й категории.
Доводы представителя административных истцов о недостоверности результатов замеров вследствие отсутствия данных об измерительных приборах, которые применялись при проведении замеров и их соответствии требованиям закона, не может являться основанием для признания оспариваемого приказа недействующим, поскольку каких-либо данных, свидетельствующих о незаконности или недостоверности сведений по замерам в материалах дела не имеется.
Информация предоставлена за подписью должностных лиц органов местного самоуправления, в приложениях №№ 3, 4, 5 к Методическим рекомендациям указания такой информации как сведения о средствах измерения не предусмотрено. Отсутствие в информации, предоставленной органами местного самоуправления, сведений об измерительных приборах, которыми проводились замеры, не дает безусловного основания полагать, что результаты замеров недостоверны и не соответствуют действительности. Действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, не являются предметом осуществляемой в порядке абстрактного нормоконтроля судебной проверки и не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Более того, в порядке подготовки нормативного правового акта по утверждению норматива накопления твердых коммунальных отходов пунктом 5 статьи 24.11 Закона № 89-ФЗ прямо предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами запрашивать у органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а на указанные органы и организации возложена обязанность предоставить запрашиваемую информацию.
Прямого запрета на запрос информации в части проведения замеров федеральным законодательством не установлено.
В ходе судебного разбирательства по делу, исследуя в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, не нашел подтверждения и довод административных истцов о том, что представленный административным ответчиком окончательный расчет оспариваемых Нормативов и исходные данные, учитываемые в этих расчетах по 4 участкам, не могут быть приняты во внимание вследствие того, что в ходе судебного разбирательства министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства уже был представлен расчет, выполненный сотрудником ГКУ Тульской области «Ж» с нарушениями процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов.
Так, согласно показаниям свидетеля Б.Л.В., она, являясь *** ГКУ Тульской области «Ж», на основе представленных данных по 26 муниципальным образованиям в октябре-ноябре 2016 года проводила сводные расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые передавались в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области. Однако с конца 2016 года по январь 2018 года не работала, так как находилась на больничном, в связи с чем пояснить какие расчеты были положены в основу оспариваемого нормативного правового акта не может.
Из показаний свидетеля Ш.В.Г,, являющейся ***, следует, что, она, как член рабочей группы, созданной для проведения реформы ЖКХ, проводила анализ материалов, представленных по итогам проведенных в период 2015-2016 годов муниципальными образованиями замеров накопления твердых коммунальных отходов, а также сводных расчетов, выполненных ГКУ Тульской области «Ж». Поскольку на заседании рабочей группы было принято решение о выборе четырех участков для определения нормативов, на основании собранных данных по выбранным участкам ею в 2017 году был произведен расчет по указанным в Правилах формулам, после чего эти расчеты были переданы в ГКУ Тульской области «Ж» для дальнейшего технического оформления. В основу приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 года № 93 легли расчеты по четырем участкам, утвержденным рабочей группой.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, не противоречат друг другу и иным имеющимся в материалах дела доказательствам.
При таких обстоятельствах, поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемый в части приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 года № 93 не может быть признан не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административных истцов в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административных истцов.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о признании не действующим приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 года № 93 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области» в части установления норматива накопления для многоквартирных домов на 1 проживающего 414 кг/год и 2,30 куб.м/год и индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 553 кг/год и 2,65 куб.м/год, отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий