Дело № 3а-592/2021 |
Решение
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И. В.,
при секретаре Паламар А. И.,
с участием прокурора Загвоздиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании частично недействующим постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» в редакции постановления от 14 сентября 2021 года № 14п,
установил:
постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) от 23.05.2018 № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.09.2021 №14п) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее – нормативы ТКО) на территории Архангельской области.
Подпунктом 1.1. пункта 1 Нормативов для домовладений в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, установлены нормативы в размере 303,87 кг/год и 2,29 м3/год на 1 проживающего.
Оспариваемое постановление, а также редакционное постановление Министерства от 14.09.2021 № 14п опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.05.2018 и 20.09.2021 соответственно.
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 1.1 «Многоквартирные жилые дома» (далее – МКД) пункта 1 «Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек» нормативов ТКО на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Министерства от 23.05.2018 № 11п, в редакции постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.09.2021 №14п, устанавливающего норматив накопления на 1 проживающего 303,87 кг/год и 2,29 м3/год. В обоснование заявления указал, что установленный норматив является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением законодательства РФ, противоречащим вступившим в законную силу решениям Архангельского областного суда. Судебными актами, вынесенными по административному делу № 3а-328/2020 по административному иску ФИО1 о признании недействующим подпункта 1.1. пункта 1 нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Министерства от 23.05.2018 № 11п, в редакции постановления Министерства от 04.07.2019 № 20п, а также по административному делу № 3а-137/2021 о признании недействующим постановления Министерства от 23.05.2018 № 11п, в редакции постановления Министерства от 29.01.2021 №1п, установлено нарушение порядка расчета нормативов ТКО, занижение количества расчетных единиц, что в денежном выражении привело к увеличению платы на 5,06 руб. с проживающего. Судом также установлено нарушение математических правил округления. С учетом судебных актов плата для населения за обращение с ТКО должна быть снижена как минимум на 5,49 руб. и составлять 97,64 руб., а норматив накопления ТКО не может превышать 2,25 м3/год.
В дополнении к административному иску представитель ФИО2 ФИО3 указал, что в соответствии с пунктом 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, пунктами 6, 7 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстрой России от 28.07.2016 № 524/пр, каждую категорию объектов следовало определить на территории не менее двух разных участков поселений и городских округов, по два муниципальных образования и не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения. Натурные замеры по категории домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, использованные для установления накопления ТКО, проводились только в одном муниципальном образовании – в г. Архангельске, что является нарушением законодательства. Таким образом, норматив накопления в размере 2,29 м3/год установлен на 1 человека только для жителей домов, участвующих в натурных замерах. Согласно ведомостям, представленным административным ответчиком по категориям МКД, в натурных замерах было избрано 3 объекта каждой категории только в Ломоносовском округе г. Архангельска, в Маймаксанском округе в замерах участвовало 2 дома – <адрес>, в округе Варавино-Фактория – 1 - <адрес>, в <адрес> 1 дом – <адрес>. Обращает внимание, что из представленных ранее при рассмотрении административных дел документов следует, что количество жителей МКД по <адрес> на 01.11.2018 составляло 202 чел., на 01.12.2018 – 200 чел., на 01.05.2019 – 199 чел., на 01.06.2019 -203 чел. В расчетах при установлении оспариваемого норматива, с учетом неучтенных расчетных единиц, по <адрес> занижено на 1 расчетную единицу, по сезону «Зима», по <адрес> - на 5 расчетных единиц по сезону «Весна», по <адрес> - на 13 расчетных единицы по сезону «Лето».
ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, его представитель ФИО3 требования поддержал, дополнительно указал, что административным ответчиком при установлении нормативов не соблюдено процентное отношение участков поселения и городских округов и общей численности населения такого поселения, городского округа.
Представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО4 с иском не согласился.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоИнтегратор» ФИО5 с административным иском не согласилась.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 3а-137/2021, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области на установление нормативов, что следует из подпункта 17 пункта 3 статьи 3 областного закона от 18.03.2013 № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», подпункта 19 пункта 9 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп.
Следовательно, оспариваемое Постановление принято уполномоченным органом. По указанному основанию административным истцом и участвующими в деле лицами оно не оспаривается.
Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 (далее Правила), нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 11, 12 Правил определения нормативов).
Пунктом 13 Правил определения нормативов установлено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 13 Правил определения нормативов).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 № 524/пр (далее – Методические рекомендации), категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям расчетными единицами по категории объектов «многоквартирные дома» являются 1 проживающий или 1 кв. метр общей площади.
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям (пункт 5 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5 (пункт 13 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
При установлении нормативов накопления ТКО впервые Министерством проведена закупка и заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Реализация мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области» от 22.08.2017 № 15 (реестровый номер закупки 012420000017003723) с автономной некоммерческой организацией «Институт развития регионов», по результатам которого проведены замеры по сезонам «Лето» и «Осень».
В 2018 г. Министерством была проведена закупка и заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» от 09.02.2018 № 1 (реестровый номер закупки 012420000017008233) с ООО «Большая Тройка», по результатам которого выполнены замеры по сезонам «Зима» и «Весна».
По итогам проведенных работ Постановлением от 23.05.2018 № 11п утверждены нормативы накопления ТКО на территории Архангельской области (277,7 кг/год и 2,19 м3/год на 1 проживающего, соответственно).
Постановлением от 04.07.2019 № 20п нормативы накопления ТКО изменены, установлены в размере 400,32 кг/год и 2,77 м3/год на 1 проживающего для многоквартирных жилых домов в населенных пунктах свыше 12 000 человек. В расчетах нормативов использованы результаты замеров по сезону «Лето», полученные в 2017 г. АНО «Институт Развития Регионов», результаты замеров по сезонам «Осень», «Зима», «Весна» 2018 - 2019 гг., полученные ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды».
Решением Архангельского областного суда от 05.08.2020 по административному делу № 3а-238/2020 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 (домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, в размере 400, 32 кг/год и 2, 77 м3/год на 1 проживающего) нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» (в редакции Постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04.07.2019 №20п).
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2021 по административному делу № 66а-10/2021 решение Архангельского областного суда от 05.08.2020 изменено, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 «Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек» таблицы нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018, в редакции, действовавшей на дату принятия решения суда первой инстанции. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением от 29.01.2019 № 1п нормативы накопления ТКО изменены, установлены в размере 316,16 кг/год и 2,39 м3/год на 1 проживающего для многоквартирных жилых домов в населенных пунктах свыше 12 000 человек.
Решением Архангельского областного суда от 20.04.2021 по административному делу № 3а-137/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 (домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, в размере 316,16 кг/год и 2,38 м3/год на 1 проживающего) нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 г. № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» (в редакции Постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.01.2021 № 1п).
Судом установлено неправильное определение административным ответчиком количества расчетных единиц, что повлекло увеличение размера норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.
При принятии оспариваемого постановления и установлении норматива накопления ТКО в размере 2,29 м3/год и 303,87 кг/год, административным ответчиком скорректировано количество расчетных единиц - жителей, проживающих по адресу <адрес>, использующих контейнерную площадку около <адрес> г. Архангельска.
Представленные сводные ведомости по сезонам судом проверены и соответствуют ранее поданным при рассмотрении административного дела № 3а-137/2021, скорректированным на количество не учтенных расчетных единиц (административное дело № 3а-137/2021 т. 1 л.д. 89-95).
Доводы административного истца о занижении количества расчетных единиц суд признает несостоятельными, противоречащими представленным доказательствам. Нарушений арифметических правил округления при корректировке расчета и издании оспариваемого постановления от 14.09.2021 № 14п судом не установлено. Ссылки на решение Архангельского областного суда по делу № 3а-137/2021 суд признает необоснованными, так как установленные указанным решением обстоятельства преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Представленные стороной административного истца сведения о количестве зарегистрированных лиц от 24.12.2020 суд отклоняет, поскольку как видно из ответа сведения даны по состоянию на 01.08.2018, 07.11.2018, 25.12.2018 и 01.03.2019, однако натурные замеры выполнялись по состоянию на 01.11.2018, 01.12.2018, 01.05.2019, 01.06.2019.
Суд также отклоняет доводы представителя административного истца о том, что при определении норматива накопления ТКО административным ответчиком не соблюдено процентное отношение участков поселения и городских округов и общей численности населения такого поселения, городского округа и в расчетах использовано 2 756/2 758 расчетных единиц по каждому сезону. Действительно, административным ответчиком в материалы дела представлены сводные ведомости по сезонам, где значится указанное выше количество расчетных единиц. Однако указанные данные являлись предварительными, исходя из представленных паспортов домовладений. При установлении нормативов 29.01.2019 общее количество расчетных единиц по сезону «Осень» составляло 4090, по сезону «Зима» - 4079, по сезону «Весна» - 4105, по сезону «Лето» - 4085. Расчетные единицы скорректированы на количество жителей, проживающих по адресу: <адрес> и составили при принятии нормативов в сентябре 2021 г. по сезону «Осень» - 4292, по сезону «Зима» - 4279, по сезону «Весна» - 4304, по сезону «Лето» - 4288.
Согласно пунктам 7, 8 Правил определения нормативов в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Таким образом, из приведенных норм Правил определения нормативов следует, что замеры надлежит проводить на участках поселений и городских округов, а не в целом по поселениям и городским округам.
Ссылки стороны административного истца о том, что для проведения натурных замеров должно быть выбрано не менее двух муниципальных образований суд признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Архангельская область не имеет в составе муниципальных образований с перечисленными отраслями хозяйства и промышленности или с большой площадью территорий районов, занятых особо охраняемыми природными территориями, что исключает применение указанного пункта при расчете и установлении нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; под городским округом - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Участки для натурных замеров выбраны административным ответчиком в г. Архангельске, а не отдельно по городским округам, в понимании административного деления города, что соответствует требованиям и Правил накопления ТКО и Методическим рекомендациям. Оснований к определению участков в количестве не менее трех категорий (пункт 8 Правил накопления ТКО) и/или двух (пункт 7 Методических рекомендаций) в каждом районе (округе) г. Архангельска не имелось.
Пункты 7 и 8 Правил определения нормативов подлежат применению во взаимосвязи и предполагают определение объектов для замеров ТКО исходя из численности населения муниципального образования, что в данном случае, как усматривается из материалов дела, было исполнено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО2 о признании частично недействующим постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» в редакции постановления от 14 сентября 2021 года № 14п отказать.
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено 21 декабря 2021 года.
Судья И. В. Рогова