Дело №3а-593/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 25 декабря 2017 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., представителя административного истца ФИО1 по доверенности и ордеру адвоката Гудковой Н.Э., представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Киржач Киржачского района Владимирской области по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим со дня принятия решения Совета народных депутатов городского поселения город Киржач Киржачского района Владимирской области №4/57 от 30 ноября 2015 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области»,
УСТАНОВИЛ:
решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области №4/57 от 30 ноября 2015 года (далее - решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области (т.13, л.д.1-74). Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Красное знамя» №91 (13241) 11 декабря 2015 года и №92 (13242) 15 декабря 2015 года, начало его действия с момента официального опубликования в названном издании (т.14, л.д.18-35).
ФИО1 обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим решения Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57, со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области ему было отказано в удовлетворении заявления от 25 января 2016 года о формировании дополнительного земельного участка с целью увеличения границ земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером ****, адрес объекта: ****, путем перераспределения, со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач, утвержденными решением Совета народных депутатов №4/57 от 30 ноября 2015 года, испрашиваемый земельный участок входит в зону рекреационного назначения.
ФИО1 считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят с нарушением процедуры, установленной, в том числе статьями 31,32,33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, опубликован не в полном объёме, не соответствует частично генеральному плану муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области, нарушает его права, в том числе на благоприятные условия жизнедеятельности, на приобретение земельного участка в собственность, на формирование дополнительного земельного участка с целью увеличения границ земельного участка, находящегося у него в собственности, путем перераспределения, на ознакомление в полном объёме с муниципальным нормативным правовым актом, который к нему применён (т.1, л.д.2-9,24-33,т.14, л.д.210,211).
Административный истец ФИО1, не имеющий высшего юридического образования, направил для участия в судебном заседании своего представителя по доверенности и ордеру адвоката Гудкову Н.Э., имеющую высшее юридическое образование, которая поддержала заявленные требования с учётом изменений, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области (далее - СНД МО город Киржач) в своих письменных возражениях (т.1,л.д.85-89, т.14,л.д.46-48,165,166, т.15, л.д.1-6) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании его представителем по доверенности ФИО2, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемое решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57 принято в пределах компетенции СНД МО город Киржач, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, процедура принятия Правил землепользования и застройки не нарушена. При этом административный ответчик не отрицал того факта, что проект Правил землепользования и застройки не был опубликован в печатном издании, ссылаясь на возможность ознакомления с его содержанием в администрации названного муниципального образования, а также фактически признал несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану МО город Киржач в части установления зоны Р-2 и ОД-1 вместо указанной в генеральном плане зоны лугов, выявленное ранее прокуратурой Киржачского района, указывая, что в этой части ведутся соответствующие работы по внесению изменений в действующие Правила землепользования и застройки с целью их приведения в соответствие с генеральным планом.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области (далее - администрация МО город Киржач), явка которой не признана судом обязательной, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, уважительных причин его неявки не представила, в направленных в суд письменных возражениях не согласилась с заявленными требованиями, по тем же доводам, что и СНД МО город Киржач (т.15, л.д.7-12).
Исходя из положений части 9 статьи 208, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном суде граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьёй 55 настоящего Кодекса, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело без участия административного истца, не имеющего высшего юридического образования, ведущего настоящее дело через своего представителя по доверенности и ордеру адвоката Гудкову Н.Э., отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса, и не явившегося представителя администрации муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области, явка которого не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора об удовлетворении административного искового заявления, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации одновременного решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5,6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения не позднее чем по истечении десяти дней с даты его принятия (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10,11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (части 12,13,14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Исходя из положений части 5 статьи 28, частей 12,13 статьи 31 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют публикацию такого проекта, выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта правил землепользования и застройки, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта правил землепользования и застройки на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что муниципальное образование город Киржач Киржачского района Владимирской области является муниципальным образованием со статусом городского поселения (статья 2 Устава муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области), (т.13, л.д.103-242).
Утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям СНД МО город Киржач (статья 24 (в ранее действующей редакции), статья 25 (в ныне действующей редакции) Устава МО город Киржач) (т.13, л.д.103-242).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом доподлинно установлено нарушение процедуры подготовки проекта вышеназванных Правил землепользования и застройки.
Административным ответчиком не представлено в суд доказательств принятия главой местной администрации одновременного решения о подготовке проекта оспариваемых Правил землепользования и застройки и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке этого проекта как того требуют положения частей 5,6 статьи 31 ГрК РФ, а также официальной публикации сообщения о принятии такого решения не позднее чем по истечении десяти дней с даты его принятия, как того требует часть 7 статьи 31 ГрК РФ.
Вместо этого, в подтверждение указанных обстоятельств СНД МО город Киржач ссылался на постановление главы городского поселения город Киржач от 20 апреля 2015 года №326 «О подготовке проекта о внесении изменений (корректировке) в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области», официально опубликованное в издании «Красное знамя» №29 (13179) 28 апреля 2015 года, которым постановлено подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО город Киржач, утверждённых решением СНД МО город Киржач от 22 января 2014 года № 53/372, а также на постановление главы городского поселения город Киржач от 11 мая 2011 года № 252 «О создании комиссии по землепользованию и застройке городского поселения город Киржач Киржачского района» с приложением, содержащим перечень лиц, входящих в состав этой комиссии и постановление главы городского поселения город Киржач от 20 апреля 2015 года № 328, которым внесены изменения в упомянутое постановление главы городского поселения город Киржач от 11 мая 2011 года № 252, заключающиеся в изложении в новой редакции лишь приложения к этому постановлению, содержащего новый перечень лиц, входящих в состав этой комиссии (т.13, л.д.75-83,84,85).
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что в нарушение частей 5,6,7 статьи 31 ГрК РФ главой городского поселения город Киржач Киржачского района Владимирской области фактически не принималось одновременного решения о подготовке проекта оспариваемых ФИО1 Правил землепользования и застройки и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке указанного проекта и официальной публикации сообщения о принятии такого решения не позднее чем по истечении десяти дней с даты его принятия.
8 сентября 2015 года главой городского поселения город Киржач принято постановление № 836 «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области», в соответствии с которым постановлено провести публичные слушания по вопросу утверждения Правил землепользования и застройки МО город Киржач 13 ноября 2015 года в 09-00 в здании администрации по адресу: <...> улица, дом 8 «б», с указанием того, что жители МО город Киржач в период с 11 сентября по 13 ноября 2015 года могут ознакомиться с проектом этих Правил по адресу расположения названной администрации (кабинет 14), (т.13, л.д.86). Данное постановление опубликовано в издании «Красное знамя» №65 (13215) 11 сентября 2015 (т.13, л.д.87 - 96).
Вместе с тем проект оспариваемых ФИО1 Правил землепользования и застройки МО город Киржач, выносимый на публичные слушания, органами местного самоуправления не опубликован (обнародован), в том числе путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, по радио и телевидению. Доказательств обратного административным ответчиком в дело не представлено.
Этого обстоятельства не отрицали, как административный ответчик СНД МО город Киржач в своих письменных возражениях (т.1,л.д.85-89, т.14,л.д.46-48,165,166, т.15,л.д.1-6) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании его представителем по доверенности ФИО2, так и заинтересованное лицо администрация МО город Киржач в направленных в суд письменных возражениях (т.15, л.д.7-12).
При таком положении представленная административным ответчиком в материалы дела копия распечатки страницы с официального сайта администрации МО город Киржач, датированная 15 июня 2017 года (т.14, л.д.36,37), не может являться подтверждением размещения на сайте МО город Киржач проекта оспариваемых Правил землепользования и застройки в период проведения публичных слушаний, то есть с 11 сентября по 13 ноября 2015 года.
Само по себе указание в постановлении главы городского поселения город Киржач от 8 сентября 2015 года № 836 «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области» на возможность ознакомления с проектом этих Правил зелепользования и застройки по адресу расположения названной администрации не свидетельствует о выполнении органами местного самоуправления требований части 5 статьи 28, частей 12,13 статьи 31 ГрК РФ. Более того, доказательств размещения текстовых, графических (экспозиционных) материалов проекта оспариваемых административным истцом Правил землепользования и застройки в здании администрации МО город Киржач в период проведения публичных слушаний ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом также не представлено.
Кроме того, суд принимает во внимание при вынесении решения следующие доводы ФИО1, изложенные в административном исковом заявлении с учётом его изменений, поддержанные представителем административного истца в судебном заседании.
Протокол проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проекта оспариваемых Правил землепользования и застройки от 13 ноября 2015 года свидетельствует о том, что публичные слушания в нарушение положений части 12 статьи 31 ГрК РФ проведены фактически не комиссией по подготовке проекта этих Правил землепользования и застройки, состав которой, по мнению административного ответчика, был утверждён постановлением главы городского поселения город Киржач от 11 мая 2011 года № 252 «О создании комиссии по землепользованию и застройке городского поселения город Киржач Киржачского района» с учётом изменений, внесённых в него постановлением главы городского поселения город Киржач от 20 апреля 2015 года № 328, а заведующим отделом по архитектуре администрации МО город Киржач ЛАА и секретарём «публичных слушаний» ЕАО не являющейся членом упомянутой комиссии (т.13, л.д.97).
Заключение от 14 ноября 2015 года № 09 о результатах публичных слушаний в нарушение требований части 7 статьи 28 ГрК РФ, пунктов 3.12,3.13 решения СНД МО город Киржач от 29 апреля 2013 года №36/254, которым утверждён Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории МО город Киржач, не было опубликовано в течение 10 дней после окончания публичных слушаний в средствах массовой информации и не размещено на сайте муниципального образования.
Представленные административным ответчиком в материалы дела копии распечатки страниц с официального сайта администрации МО город Киржач, датированные 15 июня 2017 года (т.13, л.д.99-101), не могут являться подтверждением своевременного размещения на сайте МО город Киржач упомянутого заключения.
Приобщённые по ходатайству представителя административного истца в материалы дела нотариально заверенные скриншоты с официального сайта администрации МО город Киржач по состоянию на 17 мая 2016 года свидетельствуют о том, что представленные СНД МО город Киржач вышеупомянутые распечатки страниц с официального сайта администрации МО город Киржач, датированные 15 июня 2017 года, созданы на изменённой главной странице сайта (т.14, л.д.93-127).
Также в качестве доказательства того, что проект оспариваемых Правил землепользования и застройки и заключение о результатах проведения публичных слушаний от 14 ноября 2015 года № 09 не были своевременно размещены на официальном сайте администрации МО город Киржач, суд принимает представленные представителем административного истца скриншоты страниц с сайта указанной администрации, полученные из веб-архива Google (http://web.archive.org) (т.14, л.д.128-142). Несмотря на изложенные выше обстоятельства главой городского поселения город Киржач 17 ноября 2015 года было принято постановление №1141 «О направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области в Совет народных депутатов городского поселения город Киржач» (т.13, л.д.102).
В силу в части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации распределение полномочий органов местного самоуправления в процедуре подготовки и принятия правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему, представительный орган не вправе вносить изменения в представленный проект правил землепользования и застройки, а может лишь утвердить эти правила или направить проект главе местной администрации на доработку. Аналогичная правовая позиция в последующем была изложена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2017 года №593-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Омского городского Совета на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Тем не менее, из протокола №4 заседания СНД МО город Киржач от 30 ноября 2015 года усматривается, что последним вопросом в повестке дня было утверждение Правил землепользования и застройки. По информации заведующего отделом по архитектуре администрации города ЛАА из прокуратуры Киржачского района поступили замечания на указанные Правила, с которыми депутаты согласились, и в нарушение приведённых выше положений части 2 статьи 32 ГрК РФ проголосовали отдельно - «за проект Правил землепользования и застройки», предложенный администрацией города, отдельно - «за поправку, предложенную прокурором» и отдельно - «за решение в целом» (т.14, л.д.10-12).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57 официально опубликовано в издании «Красное знамя» №91 (13241) 11 декабря 2015 года (текстовая часть) и №92 (13242) 15 декабря 2015 года (графическая часть) (т.14, л.д.18-35).
Графическая часть состоит из трёх различных картографических объектов:
виды зон по основному функциональному назначению;
виды зон по характеру обустройства территории (по основным видам среды);
виды зон по поддержанию качества природных ресурсов и историко-культурной среды.
Указанные картографические объекты опубликованы в разрешении, очевидно недостаточном для восприятия содержащейся в этих приложениях информации, не позволяют установить ни границы отдельных участков, ни их зоны, а также понять содержание принятых Правил землепользования и застройки, не содержат названия улиц или указания на иные топографические ориентиры, напечатаны в черно - белом варианте, в том время как указанные документы предполагают условное цветное обозначение различных зон, условные обозначения (пояснительный текст на схеме), напечатаны нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет идентифицировать необходимую территориальную зону, в том числе испрашиваемого в заявлении от 25 января 2016 года ФИО1 земельного участка с целью увеличения границ земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером ****, адрес объекта: ****, путем перераспределения, в удовлетворении которого ему было отказано главой городского поселения город Киржач, что и явилось основной причиной обращения административного истца во Владимирский областной суд с настоящим административным исковым заявлением (т.1, л.д.2-14).
Бесспорных доказательств того, что указанные графические материалы, являющиеся неотъемлемым приложением оспариваемых административным истцом Правил землепользования и застройки, в полном объеме, своевременно (а не только картографический объект «Виды зон по характеру обустройства территории (по основным видам среды)», имеющий дату создания 29 апреля 2016 года, то есть спустя четыре с половиной месяца после публикации в печатном издании), на чем в судебном заседании настаивали административный истец в лице представителя и при даче заключения прокурор, участвующий в деле, были размещены на официальном сайте упомянутых органов местного самоуправления, СНД и администрацией МО город Киржач в суд не представлено.Более того, из копии письма главы городского поселения город Киржач в адрес уполномоченного по правам человека во Владимирской области от 27 мая 2016 года следует, что графическая часть оспариваемых Правил землепользования и застройки на сайте МО город Киржач не размещалась (т.15, л.д.15)
При таком положении суд приходит к выводу, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не может быть признан соблюдённым, что является самостоятельным основанием для признания его не соответствующим закону и не действующим.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Устойчивое развитие территорий, согласно статье 1 ГрК РФ, - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
По смыслу приведенных выше норм ГрК РФ, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела, решением СНД МО город Киржач от 28 августа 2009 года №58/846 утвержден Генеральный план МО город Киржач, согласно которому (графический материал в виде схемы использования территории (опорного плана)) территория на которой ФИО1 просил сформировать земельный участок в чём ему было отказано, находится в зоне «луга» (т.2, л.д.1-219, т.3, л.д.1, т.4, л.д.1, т.5, л.д.1, т.6, л.д.1, т.7, л.д.1, т.8, л.д.1, т.9, л.д.1, т.10, л.д.1, т.11, л.д.1, т.12, л.д.1, т.14, л.д.79,80).
В оспариваемых административным истцом Правилах землепользования и застройки (приложение № 1 «Виды зон по характеру обустройства территории (по основным видам среды)» указанная территория отнесена к иной зоне (ОД-1) (т.13, л.д.1-74, т.14, л.д.18-35,78).
Данное обстоятельство подтверждается также копиями представления прокурора Киржачского района, направленного в адрес главы администрации МО город Киржач и ответа на него (т.1, л.д.16-18,т.14, л.д.49), не оспаривается СНД и администрацией МО город Киржач (т.1,л.д.85-89, т.14,л.д.46-48,165,166, т.15, л.д.1-12).
Таким образом, при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки органом местного самоуправления в нарушение требований части 9 статьи 31 ГрК РФ не осуществлена проверка проекта названных Правил на соответствие требованиям генерального плана поселения.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с существенным нарушением порядка, установленного градостроительным законодательством Российской Федерации, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не может быть признан соблюдённым, его следует признать не действующим.
Согласно части 4 статьи 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Так как ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером ****, находящегося на территории МО город Киржач, то его права и законные интересы затрагиваются и нарушаются по изложенным выше основаниям Правилами землепользования и застройки, утверждёнными решением Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57, которое он вправе оспорить в судебном порядке.
С учётом изложенного все доводы СНД и администрации МО город Киржач о том, что оспариваемое решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57 не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, процедура принятия Правил землепользования и застройки не нарушена являются несостоятельными и опровергаются всей совокупностью доказательств, приведённых выше.
Само по себе наличие вступившего в законную силу решения Киржачского районного суда Владимирской области от 14 июля 2016 года, которым административный иск ФИО1 к администрации МО город Киржач о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, расположенного на территории этого муниципального образования, оставлен без удовлетворения, не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявленных им настоящих администраивных исковых требований, так как оспариваемый нормативный правовой акт - решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области», предметом проверки при вынесении упомянутого решения суда не являлось, обстоятельства, подлежащие установлению в настоящем административном деле, не устанавливались вступившим в законную силу решением Киржачского районного суда Владимирской области от 14 июля 2016 года (т.14, л.д.71-77).
Из представленных СНД МО город Киржач в материалы дела письменных документов следует, что в настоящее время проводится работа по подготовке и принятию новых Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области (т.14, л.д.50-70)
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», принимая во внимание, что оспариваемое решение Совета народных депутатов от 30 ноября 2015 года №4/57 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области», до вынесения судом решения применялось, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета народных депутатов городского поселения город Киржач Киржачского района Владимирской области от 30 ноября 2015 года №4/57 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области».
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органа местного самоуправления муниципального образования город Киржач Киржачского района Владимирской области «Красное знамя».
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов