Дело № 3а–596/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 19 июля 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,
с участием представителей административного истца ФИО1 – ФИО2, административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Мамбетова Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил :
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года, номер публикации : ….
27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации : ….
28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2020 года, номер публикации : ….
Административный истец ФИО1 обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края недействующими в части включения в Перечни, утвержденные перечисленными приказами, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу : …, собственником которого она является.
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослалась на то, что спорный объект включен в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами необоснованно, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку возлагает на нее обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. Принадлежащее ей имущество имеет назначение – «нежилое здание», площадью 2204,4 кв. м., наименование : «склад торговой конторы», что свидетельствует о том, что данный объект не отвечает критериям торговых или офисных объектов, не подпадает под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 заявленные в иске требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО3 поддержала представленные в суд письменные возражения, пояснила, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Объект недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности административному истцу, включен в спорные Перечни в связи с тем, что наименование объекта, содержащееся в выписке из ЕГРН от 18 марта 2021 года – «склад торговой конторы», что отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, проверив приказы министерства имущественных отношений в оспариваемой части на соблюдение порядка их принятия, на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я., полагавшего административные исковые требования обоснованными, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, площадью 2204,4 кв. м, назначение : нежилое, наименование - склад торговой конторы, расположенный по адресу : …, находится в собственности административного истца ФИО1 на основании договора купли-продажи нежилых помещений и земельного участка от 3 июля 2013 года, что подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре недвижимости (том 1 л. д. 42-45).
Таким образом, административный истец вправе оспаривать указанные в иске постановления органа исполнительной власти Ставропольского края, затрагивающие ее права и законные интересы, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущества рассчитывается из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года, номер публикации : ….
27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации : ….
28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2020 года, номер публикации : ….
В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен находящийся в собственности административного истца ФИО1 объект недвижимости с кадастровым номером …, назначение : нежилое, наименование – склад торговой конторы, площадью 2204,4 кв. м., количество этажей 2, расположенный в … районе … края, г. … (том 1 л. д. 43-45).
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанные оспариваемые приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в установленном порядке в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенные приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».
В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе, требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенность определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившей в законную силу с 1 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий :
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Из письменных возражений и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что в оспариваемые Перечни объект недвижимости с кадастровым номером …, расположенный по адресу : …, включен в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку наименование объекта недвижимости, содержащееся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости – «склад торговой конторы».
В судебном заседании установлено, что в собственности административного истца ФИО1 находится объект недвижимости с кадастровым номером …, площадью 2204,4 кв. м., назначение – нежилое, наименование – склад торговой конторы, количество этажей, в том числе подземных этажей : 2, в том числе подземных 0, расположенный в … районе … (том 1 л. д. 43-45).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером …:6, площадью 20161 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения складов, в пределах которого находятся еще 15 строений (том 1 л. д. 47-49).
Право собственности административного истца на нежилое здание склада торговой конторы и земельный участок, на котором оно расположено, возникло на основании договора купли-продажи нежилых помещений и земельного участка от 3 июля 2013 года. Ранее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорное здание значилось как основное здание – склад торговой конторы, назначение : нежилое здание, площадью 2204,4 кв. м., литер : Р3, этажность : 2 (том 1 л. <...>).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером … в размере 30 158 690 руб. внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен находящийся в собственности административного истца ФИО1 объект недвижимости с кадастровым номером …:148, площадью 2204,4 кв. м., назначение – нежилое, наименование – склад торговой конторы, количество этажей, в том числе подземных этажей : 2, в том числе подземных 0, расположенный в … районе ….
Из системного толкования вышеприведенных норм федерального налогового законодательства и законодательства Ставропольского края, регулирующего налоговые правоотношения, следует, что в Ставропольском крае налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения : торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 кв.м. и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 250 кв. м., назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов и обладают признаками торгового центра, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами административного дела не подтверждается, что принадлежащее административному истцу нежилое здание на момент включения в оспариваемые Перечни подходило к вышеуказанным условиям и критериям, установленным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что исключало возможность его включения в Перечни как объекта недвижимого имущества, отвечающего требованиям подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз.
Подпункт 1 пункта 1 и подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на который ссылается ответчик, не предусматривают наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания торговым центром (комплексом), устанавливая в пункте 4 иные критерии к этому : 1) здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно экспликации, содержащейся в плане объекта недвижимости (инвентарный номер …), нежилое здание литеры Р3, Р4, Р5, Р8 общей площадью 2204,4 кв. м., состоит из следующих помещений :
- литер Р3 1 этаж - два склада, два бытовых помещения, два кабинета, помещение, два туалета; 2 этаж - помещение и архив;
- литер Р4 1 этаж – кабинет, архив, бухгалтерия, коридор, бытовое помещение, шкаф, туалет, умывальная;
- литер Р4 2 этаж – кабинет, архив, бухгалтерия, столовая, туалет, умывальная, коридор;
- литер Р8 1 этаж – коридор;
- литер Р5 – 2 обеденных зала, кухня, разделочный цех, склад хранения продуктов, щитовая, раздевалка, санузел, мойка, два коридора.
Из приведенных данных плана объекта недвижимости усматривается, что в нежилом здании с кадастровым номером … не имеется помещений, позволяющих отнести это здание к торговому центру (комплексу).
Из содержащихся в техническом плане объекта недвижимости на спорное здание сведений следует, что оно включает в себя помимо прочих помещения с назначением : «столовая», «обеденный зал», «кухня», «обеденный зал», «разделочный цех». Вместе с тем, совокупность площадей помещений, которые отнесены в экспликации к поэтажному плану здания к помещениям общественного питания – 104,2 кв. м., не превышает 20% от общей площади здания 2204,4 кв. м., что свидетельствует об отсутствии предусмотренных подпунктами 2 пунктов 3, 4 и абзаца 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для вывода о предназначении здания с кадастровым номером … для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
То обстоятельство, что в здании имеются помещения с наименованием «кабинет», не свидетельствует о его предназначении для использования таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Доказательств тому, что в указанном здании предусмотрено размещение офисов, административным ответчиком не представлено.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:6, на котором расположено спорное здание - для размещения складов, также бесспорно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Указанное свидетельствует о том, что принадлежащий административному истцу спорный объект недвижимости мог быть включен в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 процентов общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая их стоимость, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2015 года № 54-п (далее - Порядок).
Доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, проводились мероприятия по обследованию вышеназванного нежилого здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни, административным ответчиком не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, министерством имущественных отношений Ставропольского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
В связи с изложенным, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений нежилое здание с кадастровым номером …, указанное в оспариваемых пунктах Перечней, не могло быть включено в Перечни, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, ни техническая документация на данное здание, ни представленные сведения из ЕГРН не позволяют сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используется в указанных целях.
С учетом приведенных мотивов требования административного истца подлежат удовлетворению, а спорные пункты Перечней объектов недвижимого имущества на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985, от 27 декабря 2019 года № 1317, от 28 декабря 2020 года № 1462 - признанию не действующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законам Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз и от 05 ноября 2015 года № 109-кз.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативно-правовые акты со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2019-2021 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на один год – 2019, 2020, 2021), признание отдельных положений недействующими с момента принятия нормативных правовых актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящийся в собственности ФИО1 объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административные исковые требования ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части включения в пункт … объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу : ….
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в пункт … объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу : ….
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в пункт … Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу : ….
Обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет – портале правовой информации Ставропольского края.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июля 2021 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.