ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-598/2016 от 06.09.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-598/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 06 сентября 2016 года

Нижегородский областной суд в составе: председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Якимовой А.О., с участием: прокуроров ФИО6, ФИО7, административного истца ФИО2, представителя Территориальной избирательной комиссии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва – ФИО8, представителя ФИО1ФИО10, представителей Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» - ФИО11, ФИО9,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО20 об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 ФИО19 обратился в суд с административным исковым заявлениям об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1, ссылаясь на то, что 16 июня 2016 года постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области -V на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва. Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 09 июня 2016 года «О совмещении избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва» на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района города Нижнего Новгорода возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.

ФИО3 ФИО21 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый избирательным объединением региональное отделение в Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» (постановление ТИК Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 11 августа 2016 года ).

ФИО1 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (постановление ТИК Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 22 июля 2016 года ).

Согласно общедоступной информации официальных средств массовой информации в отношении ФИО1 Советским районным судом города Нижнего Новгорода 26 апреля 2004 года был внесен обвинительный приговор по статьям 285, 286 УК РФ. Однако, в документах, представленных для регистрации, в т.ч. в заявлении о согласии баллотироваться от 05 июля 2016 года ФИО1 не указал сведения о наличии судимости. Таким образом, ФИО1 скрыл сведения о своей судимости, которые существовали на момент принятия территориальной избирательной комиссией постановления о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , но не были и не могли быть ей известны.

Судом в качестве соответчика в дело был привлечен ФИО1, в качестве заинтересованного лица в дело было привлечено Нижегородское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия», о чем вынесены соответствующие определения.

В судебном заседании ФИО2 поддержал заявленные требования, указал, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Нижегородского района города Нижнего Новгорода с полномочиями окружной избирательной комиссии ФИО8 не согласилась с заявленными требованиями, просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ФИО1ФИО10 не согласилась с заявленными требованиями, просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представители Нижегородского Регионального отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» - ФИО11, ФИО9 не согласились с заявленными исковыми требованиями.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст.ст.150, 243 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2016 года постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области -V на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 09 июня 2016 года «О совмещении избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва» на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района города Нижнего Новгорода возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.

ФИО2 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» (постановление ТИК Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 11 августа 2016 года ).

ФИО1 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый Нижегородским региональным отделением Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (постановление ТИК Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 22 июля 2016 года ).

Из имеющегося в материалах дела заявления ФИО1 о согласии баллотироваться от 05 июля 2016 года видно, что сведения о судимости кандидата в заявлении отсутствуют.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом «з» пункта 7 названной статьи (установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости), а также подпунктом «а» пункта 7 в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Анализ содержания приведенной нормы свидетельствует о том, что сокрытие кандидатом сведений о судимости федеральный законодатель предусматривает как в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.

Статьей 33 ФЗ №67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, поданном в избирательную комиссию в письменной форме, выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1).

Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Анализируя приведенные нормы суд приходит к выводу, что обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.

Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2004 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения права занимать руководящие должности в органах местного самоуправления сроком на два года. В соответствии со ст.80.1 УК РФ ФИО1 освобожден от назначенного наказания в связи с изменением обстановки.

Вступившим в законную силу приговором Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 ноября 2004 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде штрафа. В соответствии со ст.80.1 УК РФ ФИО1 освобожден от назначенного наказания в связи с изменением обстановки. Данные факты подтверждены также сведениями ИЦ ГУМВД России по Нижегородской области (л.д.64).

Между тем из заявления ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, поданного в избирательную комиссию 11 июля 2016 года видно, что ФИО1 сведения о судимости указаны не были (л.д.69).

При этом обстоятельства наличия у ФИО1 судимости являются вновь открывшимися, поскольку существовали на момент принятия постановления территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2016 года , но не были и не могли быть известны территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа .

Анализ приведенных выше норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, а также предусматривающих основания для отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на вхождение в состав представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.

При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Суд считает, что в рамках настоящего дела достоверно установлен факт сокрытия ФИО1 сведений о судимости, указание которых в силу закона, предъявляющего в этой части повышенные требования к кандидату и его репутации, является обязательным и необходимо для формирования полного и объективного восприятия избирателями информации о кандидате, притом что именно кандидат обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться, четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению и заполнению документов, необходимых для его регистрации, и несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

Доводы представителей ответчиков о том, что ФИО1 в ТИК Нижегородского района в порядке п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ 19 июля 2016 года было представлено заявление об уточнении данных о кандидате в депутаты, которым заявление ФИО1 о согласии баллотироваться дополнено сведениями о судимости, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства с достоверностью свидетельствующие о том, что указанные сведения были представлены до дня рассмотрения вопроса о регистрации ФИО1, в материалах дела не содержатся и стороной ответчиков не представлены.

Имеющееся в материалах дела заявление об уточнении данных о кандидате ФИО1 относительно его судимости не может быть признано достаточным доказательством для установления факта внесения изменений о судимости ФИО1 до дня рассмотрения вопроса о его регистрации, поскольку обстоятельства появления данного заявления в документах, представленных ФИО1 в территориальную избирательную комиссию, не установлены.

По запросу суда из окружной избирательной комиссии были затребованы надлежащим образом заверенные копии (в судебное заседание – подлинники) документов, представленных ФИО1 в территориальную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу . В представленных суду копиях вышеуказанное заявление отсутствовало при наличии всех иных документов. Заявление об уточнении данных о кандидате в депутаты было представлено непосредственно в судебное заседание представителем ТИК Нижегородского района по доверенности ФИО8 При этом в Списке документов для ОИК заявление об уточнении данных о кандидате в депутаты от 19 июля 2016 года не поименовано. Представитель ТИК Нижегородского района в судебном заседании не смог пояснить, кому, когда и при каких обстоятельствах было представлено заявление об уточнении данных о кандидате ФИО22

Не смог представитель ТИК Нижегородского района назвать обстоятельства, при которых указанное заявление ФИО1 оказалось среди документов, представленных суду. Напротив, по данным журнала входящей документации поступление такого заявления в ТИК Нижегородского района ни 19 июля 2016 года ни в последующие дни не зарегистрировано.

Судом установлено, что 13 июля 2016 года ФИО1 представил в ТИК Нижегородского района пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, в т.ч. заявление о согласии баллотироваться без указания сведений о судимости. 14 и 15 июля 2016 года ФИО1 в ТИК Нижегородского района были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты. ФИО1 были выданы Подтверждения получения документов, представленных при выдвижении.

Как следует из протокола рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом ФИО1 в окружную избирательную комиссию от 18 июля 2016 года, каких либо нарушений действующего законодательства, либо замечаний по составу и содержанию документов установлено не было. Регистрация кандидата была назначена на 22 июля 2016 года на 11 часов 20 минут, о чем свидетельствует запись на папке с документами, представленными кандидатом ФИО1

С целью проверки достоверности сведений относительно судимости ФИО1 окружной избирательной комиссией был направлен запрос в ИЦ ГУМВД России по Нижегородской области.

Согласно ответу на указанный запрос от 20 июля 2016 года, сведениями о наличии имеющихся или имевшихся судимостей в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ИЦ ГУМВД России по Нижегородской области не располагает. Данный ответ поступил в ТИК Нижегородского района 21 июля 2016 года, Вх., и что нашло отражение в таблице наличия сведений о кандидате (запрос-ответ). Вместе с тем, по запросу суда ИЦ ГУМВД России по Нижегородской области была представлена информация о наличии у ФИО1 судимости (л.д.64).

Постановлением ТИК Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 22 июля 2016 года ФИО23 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО13 (члены ТИК Нижегородского района) не могли объяснить природу появления заявления ФИО1 об уточнении данных о кандидате от 19.07.2016г. в документах, представленных ФИО1 в территориальную избирательную комиссию, при этом пояснили, что вся входящая корреспонденция фиксируется в специальном журнале с присвоением порядкового номера. Свидетели указали, что регистрация дополнительных документов, представленных кандидатом, также возможна в указанном журнале с присвоением порядкового номера и проставлением даты. Фиксация приема документов от кандидата также возможна путем выдачи Подтверждения получения документов, представленных при выдвижении. При этом прием документов может быть осуществлен любым членом территориальной избирательной комиссии, находящимся на рабочем месте, который делает соответствующую запись в специальном журнале о проделанной работе. Из объяснений свидетеля ФИО12, ответственной за внесение данных в автоматизированную информационную систему ГАС «Выборы» следует, что данные по кандидату в депутаты ФИО1 были внесены из первоначально представленных документов, в том числе из заявления о согласии баллотироваться. Впоследствии каких-либо изменений, в том числе о его судимости, в указанную систему не вносилось.

Согласно данным о кандидате ФИО1, размещенным в открытом доступе в сети «Интернет» (официальный сайт Избирательной комиссии Нижегородской области), на 01 сентября 2016 года сведения о его судимости отсутствуют.

Вышеуказанные показания свидетелей суд признает достоверными доказательствами, поскольку в силу ст.59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются, в том числе и показания свидетелей, которые в данном случае были получены в судебном заседании, свидетели предупреждены об уголовной ответственности, в связи с чем, не доверять данным показаниям у суда оснований не имеется, тем более, что они согласуются с иными доказательствами, представленными в материалы дела.

Согласно журналу дежурств членов ТИК Нижегородского района 19 июля 2016 года в помещении ТИК Нижегородского района с 09.00 часов до 13.30 часов находился ФИО14, который осуществлял регистрацию входящей документации и изучал законодательство; с 11.00 часов до 13.30 часов – ФИО15, которая осуществляла подготовку документов для запросов по кандидатам; с 13.30 часов до 18.00 часов – ФИО16, которая осуществляла проверку документов кандидата Якимова, представленных на регистрацию, принимала документы о кандидате ФИО17

Согласно журналу входящей документации, 19 июля 2016 года каких-либо документов от кандидата ФИО1 в ТИК Нижегородского района не поступало и не регистрировалось.

Из имеющегося в материалах дела Заявления об уточнении данных о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО1 от 19 июля 2016 года видно, что данное заявление не имеет входящего номера, т.е. данное заявление не было принято и зарегистрировано в ТИК Нижегородского района, что свидетельствует о том, что на день рассмотрения вопроса о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты данный документ не мог быть представлен в ТИК Нижегородского района. Кроме того, как пояснила свидетель ФИО13, штамп на заявлении проставлен в нижней его части, что свидетельствует о незнании лицом, проставивший данный штамп требований инструкции по делопроизводству. Данный штамп должен проставляться в верхней части поступивших заявлений, что подтверждается иными документами, поступившими в ТИК Нижегородского района. При этом доказательств выдачи ФИО1 Подтверждения получения документов, представленных при выдвижении, материалы дела также не содержат. Само по себе наличие штампа ТИК Нижегородского района на заявлении при отсутствии надлежащей регистрации заявления об уточнении данных от 19 июля 2016 года не может являться подтверждением исполнения кандидатом обязанности по предоставлению в ТИК Нижегородского района сведений о судимости.

Анализ подлинных материалов, представленных ФИО1 в территориальную избирательную комиссию, а также иные документы, представленные по запросу суда, позволяют суду прийти к выводу, что на день рассмотрения вопроса о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты указанное заявление отсутствовало, что свидетельствует о сокрытии ФИО1 сведений о его судимости.

В целях предоставления информации в избирательную комиссию Нижегородской области для размещения сведений в избирательных бюллетенях и информационном плакате был составлен лист биографических данных зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1 с которым последний был ознакомлен 29 августа 2016 года и согласовал достоверность указанных сведений. Сведения о судимости данный лист не содержит. Данный факт также свидетельствует о намерении ФИО1 скрыть сведения о судимости.

Сведения (биографические данные) о зарегистрированных кандидатах, областных списках кандидатов, о размере и источниках доходов и имуществе зарегистрированных кандидатов являются приложением к Порядку информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, областных списках кандидатов при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 17 июня 2016 года и являются обязательным документом для предоставления в Избирательную комиссию Нижегородской области для размещения указанных сведений в избирательных бюллетенях и информационном плакате.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 названной статьи).

Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, судом не может быть признано вышеуказанное заявление об уточнении данных о кандидате от 19 июля 2016 года доказательством, подтверждающим тот факт, что указанное заявление было представлено 19 июля 2016 года либо в иной день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты ФИО1

Иная оценка представленных доказательств приведет к нарушению принципа равенства кандидатов, поскольку позволит принять участие в выборах кандидату, выдвинутому с нарушением требований действующего законодательства, и препятствует иным кандидатам в реализации своего пассивного избирательного права быть избранными в результате демократических, честных, равных и свободных выборов.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что имеются основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва ФИО1, выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу по мотиву сокрытия сведений о судимости.

Руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО3 ФИО24 удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2016 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин