ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/17 от 07.08.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 августа 2017 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Черепановой О.М.

с участием прокурора Болдоевой Э.В., представителя Совета депутатов муниципального образования «Тункинский район» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 33а-59/2017 по административному иску главы муниципального образования «Тункинский район» ФИО2 об оспаривании в части Устава муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Совета депутатов МО «Тункинский район» от 24 декабря 2014 года № 1 принят Устав МО «Тункинский район» Республики Бурятия (далее – Устав).

Частью 1 статьи 25 Устава предусмотрено, что к компетенции Совета депутатов относится, в том числе дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей руководителя администрации.

Часть 1 статьи 33 Устава предусматривает, что глава муниципального района имеет полномочие с согласия Совета депутатов назначать на должность первого заместителя и заместителей руководителя администрации.

Глава МО «Тункинский район» ФИО2 обратился в Верховный Суд РБ с административным иском об оспаривании указанных положений Устава по мотиву их противоречия федеральному законодательству.

Совет депутатов МО «Тункинский район» требования не признал, ссылаясь на соответствие Устава требованиям федерального законодательства.

Глава МО «Тункинский район» в заседание суда не явился, его представитель направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

В заседании суда представитель Совета депутатов поддержала возражения, после окончания объявленного перерыва в заседание не явилась.

Прокурор в заключении указала, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.

Рассмотрев дело, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный иск главы района подлежит рассмотрению по существу, поскольку оспариваемые положения Устава касаются полномочий главы муниципального района назначать на должности первого заместителя и заместителей руководителя администрации.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Указанный порядок при принятии Устава МО «Тункинский район» соблюден, Устав принят решением Совета депутатов МО «Тункинский район» 24 декабря 2014 года.

Проверив оспариваемые нормы на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что они противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования перечислены в части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Такого полномочия представительного органа муниципального образования как согласование кандидатур на должности в местной администрации данная норма не содержит.

В части 11 статьи 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В федеральном законодательстве отсутствует норма о необходимости согласования с представительным органом муниципального образования кандидатур на должности в местной администрации

Следовательно, указание в Уставе такого условия как согласование с Советом депутатов МО «Тункинский район» вопросов о назначении на должности первого заместителя и заместителей руководителя администрации района и освобождении от должностей не соответствует федеральному законодательству.

То обстоятельство, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования, не означает, что представительный орган вправе закрепить в уставе муниципального образования любые полномочия по своему усмотрению.

Вопросы, которые должны определяться в уставе, перечислены в части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ и среди них не указан такой вопрос как определение порядка участия представительного органа местного самоуправления в назначении на должности в местной администрации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Руководствуясь статьями 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявлениеглавы муниципального образования «Тункинский район» ФИО2 удовлетворить полностью.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 25 Устава муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия в части слов «дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей руководителя администрации».

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 33 Устава муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия в части установления обязанности главы муниципального района получать согласие Совета депутатов МО «Тункинский район» на назначение на должности первого заместителя и заместителей руководителя администрации.

Сообщение о принятом решения суда подлежит опубликованию в газете «Саяны» и муниципальном вестнике в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Булгытова