Дело № 3а-59/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клепчи С.Н.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 14 июня 2017 г. административное дело по административному иску Плеханова Игоря Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Плеханов И.А. 10 мая 2017 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 4 336 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, разрешенное использование – территория склада, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 7 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, в том числе и указанного земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, стоимость земельного участка с кадастровым номером: № составляет 3301 170 руб. 24 коп. Дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2010 г.
На основании отчёта об оценке объектов оценки № 40-01/17 от 20 апреля 2017 г., выполненному оценщиком ИП К.О.Н., по состоянию на 1 января 2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № составляет 774 800 руб., что существенно ниже кадастровой стоимости участка.
Экспертным заключением № 779/2017 от 28 апреля 2017 г. ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет (эксперт Л.В.В.) указанный отчет признан обоснованным и соответствующим действующему законодательству об оценочной деятельности.
Значительное завышение кадастровой стоимости земельного участка относительно его рыночной стоимости затрагивает интересы и права административного истца, как плательщика земельного налога.
Ссылаясь на положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Плеханова И.А. по доверенности – Суханова Ю.В. на заявленных административных исковых требованиях настаивала, выразила согласие с определенной оценщиком ИП К.О.Н. рыночной стоимостью земельного участка, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявила.
Административный истец Плеханов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области Степанова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще, представила отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курганской области Рогова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщала, представила отзыв, в котором заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ Федеральной кадастровой палаты по Курганской области Зайцев Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела была извещен надлежаще, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что на основании договора купли – продажи земельного участка № 679 от 24 октября 2012 г. Плеханов И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 4 336 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – территория склада. Указанное обстоятельство подтверждено представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 45-АА 498800 от 7 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, в том числе и стоимости земельного участка с кадастровым номером: №, которая по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 3301 170 руб. 24 коп., что подтверждается выпиской и Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2017 г.
Согласно отчету об оценке объектов оценки № 40-01/17 от 20 апреля 2017 г., выполненному оценщиком ИП К.О.Н. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № была определена в размере 774 800 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Экспертным заключением № 779/2017 от 28 апреля 2017 г. ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет (эксперт Л.В.В.) указанный отчет признан обоснованным и соответствующим действующему законодательству об оценочной деятельности.
10 мая 2017 г. представитель Плеханова И.А. - Суханова Ю.В. обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав административного истца, как собственника указанного земельного участка, поскольку он платит налог исходя из его кадастровой стоимости, являющейся завышенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспорить физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: № является 1 января 2010 г.
Таким образом, именно на эту дату (1 января 2010 г.) в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка, что согласуется с положением п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку участвующими в деле лицами в установленном законом порядке не оспорены представленные административным истцом результаты оценки по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы участниками процесса не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения по делу судебной экспертизы, поскольку отчет оценщика ИП К.О.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка отвечает требованиям закона и является допустимым доказательством по делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Плехановым И.А. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: №, равной его рыночной стоимости в размере 774 800 руб., определенной по состоянию на 1 января 2010 г. отчетом оценщика ИП К.О.Н. № 40-01/17 от 20 апреля 2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Плеханова Игоря Александровича, обратившегося в Курганский областной суд 10 мая 2017 г., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области, Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 4 336 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - территория склада, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 774 800 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья С.Н. Клепча