ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/18 от 21.03.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯдело № 3а-59/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г. Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Семейкиной С.А.

при секретаре Сазановой С.П.

с участием прокурора прокуратуры ЯНАО ФИО1

представителя Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО ФИО2

заинтересованного лица представителя администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 в лице ее представителя ФИО5 о признании недействующим приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 в лице ее представителя ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т» со дня его принятия.

В обоснование требований административного искового заявления указано, что индивидуальный предприниматель ФИО4 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования поселок Пурпе Пуровского района ЯНАО с 01.12.2016 года по маршруту п.Пурпе-п.Пурпе-1 (карта маршрута регулярных перевозок серия 892702 № 000001), лицензия №89-001733 от 17.12.2013 года (регулярные перевозки по регулируемым тарифам), по тарифам установленным 26.03.2014 года Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа приказом № 20-т «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО4» в соответствии с которым установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильном транспортом в городском сообщении по маршруту: п.Пурпе-п.Пурпе-1, «п.Пурпе-1-п. Пурпе» в следующих размерах:

- за перевозку одного пассажира - 58 рублей 27 копеек

- за провоз одного места багажа - 58 рублей 27 копеек

Указанный приказ был отменен приказом административного ответчика №85-т от 19 сентября 2017 года.

В связи с отменой приказа административный истец была вынуждена приостановить регулярные перевозки по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту муниципального образования поселок Пурпе Пуровского района ЯНАО, чем нарушены ее права в сфере предпринимательской деятельности.

В судебное заседание административный истец ФИО4, ее представитель ФИО5 не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, настаивают на удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Указала, что оспариваемый нормативный правовый акт принят в рамках компетенции Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по результатам мониторинга официального сайта администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО, проведенного 18.09.2017 года. При этом установлено, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок размещена информация о том, что индивидуальный предприниматель ФИО4 осуществляет регулярные перевозки по маршруту «п. Пурпе-п.Пурпе-1» по нерегулируемым тарифам. Указанная информация послужила основанием для принятия оспариваемого приказа.

Представитель заинтересованного лица администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО ФИО3 считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению. Указала, что в соответствии с регистрационным номером маршрута регулярных перевозок № 1 реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в поселке Пурпе Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа индивидуальный предприниматель ФИО4 осуществляла регулярные перевозки по регулируемым маршрутам (маршрут 105, карта маршрута регулярных перевозок серия 892702 № 000001) до принятия оспариваемого нормативного правового акта. Указанный реестр действует с декабря 2016 года по настоящее время и размещен на официальном сайте администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО. Вместе с тем, при использовании функции «поиск» на официальном сайте администрации муниципального образования п. Пурпе Пуровского района ЯНАО может быть указана информация, которая была размещена ранее и является недействующей, что связано с особенностями размещения информации на сайте и невозможности ее удаления.

Прокурор прокуратуры ЯНАО ФИО1 считает административные исковые требования ФИО4 подлежащими удовлетворению в части признания незаконным приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т».

Свидетель ФИО6 указал, что при осуществлении мониторинга официального сайта администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО, проведенного 18.09.2017 года, установлено, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок размещена информация о том, что индивидуальный предприниматель ФИО4 осуществляет регулярные перевозки по маршруту «п. Пурпе-п.Пурпе-1» по нерегулируемым тарифам. Указанная информация послужила основанием для принятия оспариваемого приказа.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО № 20-т «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО4» установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильном транспортом в городском сообщении по маршруту: п.Пурпе-п.Пурпе-1, «п.Пурпе-1-п. Пурпе» в следующих размерах:

- за перевозку одного пассажира - 58 рублей 27 копеек

- за провоз одного места багажа - 58 рублей 27 копеек

19.09.2017 года Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса принят приказ № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т».

Указанный приказ оспаривается административным истцом ФИО4.

В соответствии с ч.3 ст.12 Закона автономного округа от 06 апреля 2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве» в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и законами автономного округа центральные исполнительные органы государственной власти автономного округа могут издавать приказы, имеющие нормативный правовой характер. Аналогичная норма содержится в статье 9 Закона автономного округа от 25 мая 2010 года № 56-ЗАО «Об исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа».

Согласно пп.2.13.11 пункта 2.1 Положения о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1081-П департамент осуществляет государственные функции по систематизации правовых актов автономного округа в установленной сфере деятельности.

Департамент осуществляет указанные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п.2.2.2. Положения о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 года № 1081-П.

Оспариваемый приказ опубликован в печатном издании «Красный Север» 22.09.2017 года специальный выпуск № 73 и 20.09.2017 года размещен на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа - http://правительство.янао.рф.

Указанный приказ принят уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), в том числе на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах поселения либо двух и более поселений одного муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.15 указанного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской федерации, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений ч.1 ст.14 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

В соответствии с требованиями ст.25 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, установившего маршрут, относится ведение реестра муниципальных перевозок.

На основании ч.2 ст.12 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения сведений о данном маршруте в реестре межмуниципальных перевозок.

Из требований ч.2.3 ст.26 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с регистрационным номером маршрута регулярных перевозок № 1 реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в поселке Пурпе Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа индивидуальный предприниматель ФИО4 осуществляет регулярные перевозки по регулируемым маршрутам (маршрут 105, карта маршрута регулярных перевозок серия 892702 №000001). Указанный реестр действует с декабря 2016 года по настоящее время.

Реестр размещен на официальном сайте администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО.

Частями 2,3 указанной статьи установлено, что осуществление регулярных перевозок обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положения настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которым заключен государственный или муниципальный контракт работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

В соответствии с указанными положениями закона был заключен муниципальный контракт от 14.03.2017 года № 7-МК-МКУ2017 между МКУ «Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления» п. Пурпе Пуровского района и административным истцом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальному маршруту муниципального образования п. Пурпе на 2017 год с условием предоставления субсидии на возмещение недополученных расходов, в связи с осуществлением транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года по утвержденному расписанию движения по указанным маршрутам.

Каких-либо решений со стороны администрации пос. Пурпе Пуровского района ЯНАО как в части изменения вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, так и в части отмены маршрутов регулярных перевозок не принималось.

В соответствии с положениями Закона № 124-ЗАО от 14 декабря 2007 года «Об установлении цен (тарифов) и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за их применением в Ямало-Ненецком автономном округе» основаниями для изменения цен (тарифов) может быть:

  1. Изменение затрат на производство товаров (услуг), вызванное ростом цен на топливо и оборудование, материальные ресурсы, тарифов на энергоресурсы, стоимости услуг сторонних организаций, переоценкой основных производственных фондов, а также в других случаях;
  2. Изменение перечня и размера, установленных федеральными нормативными правовыми актами обязательных отчислений и платежей;
  3. Изменение индексов потребительских цен, определяемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития на каждый финансовый год периода действия цен (тарифов);
  4. Наступление обстоятельств, не зависящих от субъекта регулирования, повлекших существенное воздействие на финансово-экономическое состояние субъекта регулирования (форм-мажорные обстоятельства).

Указанных обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отмены приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа приказом № 20-т от 26.03.2014 года «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО4».

Из обстоятельств дела следует, что при принятии оспариваемого нормативного-правового акта административным ответчиком была использована информация, размещенная на сайте администрации п. Пурпе Пуровского района ЯНАО, не соответствующая действительности, что послужило основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Суд находит, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права административного истца ФИО4 в сфере предпринимательской деятельности: право осуществления пассажирских перевозок и багажа по регулируемым тарифам на территории пос. Пурпе Пуровского района ЯНАО.

При указанных обстоятельствах требования административного истца ФИО4 в части признания недействующим приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т» подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, или не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с положениями п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного суд полагает признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия, поскольку он противоречит приказу Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 20-т от 26.03.2014 года «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО4» и не устанавливает новых норм (тарифа), которым мог бы руководствоваться административный истец.

Требования о возложении на административного ответчика принять в рамках устранения нарушений новый нормативный правовой акт не основаны на законе, поскольку при признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим вступает в действие приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 20-т от 26.03.2014 года «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО4», в связи с чем принятие иного нормативного правового акта не требуется.

Кроме того с учетом взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.

С учетом изложенного требования административного истца ФИО4 в части возложения обязанности на административного ответчика принять новый нормативный правовой акт в части установления тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе не подлежат удовлетворению.

Административный истец ФИО4 просит взыскать с ответчика судебные расходы: расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 50000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии с положениями ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом представлены доказательства несения указанных расходов: квитанция об оплате государственной пошлины (л.д.10), договор на оказание юридических услуг от 10 октября 2017 года, заключенный между ФИО4 и ФИО5(л.д.42-44), при этом из п.31 договора следует, что стоимость услуг по договору составляет 50 000 рублей; акт об оказании юридических услуг от 01.11.2017 года (л.д.45).

С учетом изложенного расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца ФИО4.

На основании ст.112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судом установлено, что ФИО4 понесла расходы по оплате услуг представителя, подлежащие распределению по правилам статьи 112 КАС РФ.

При этом суд при рассмотрении вопроса о взыскании расходов по оплате услуг представителя принимает во внимание сложность рассматриваемого дела, объем оказанной правовой помощи.

С учетом принципов соразмерности, разумности и справедливости, а также, принимая во внимание, что стороной ответчика не представлено доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу ФИО4 расходы на оплату услуг представителя в сумме 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО4 в лице ее представителя ФИО5 о признании недействующим приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т» со дня его принятия удовлетворить частично.

Признать недействующим приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 85-т от 19.09.2017 года «О признании утратившим силу приказа департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2014 года № 20-т» со дня его принятия.

Взыскать с Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной полшины в сумме 300 (триста) рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, а всего 50300 (пятьдесят тысяч триста) рублей.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти: газете «Красный Север» и на сайте Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 марта 2018 года.

Судья /подпись/ С.А. Семейкина