№ 3а-59/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2019 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареСафоновой М.В., с участием прокурора Крылова Д.И., представителя административного истца ФИО1 рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании решения Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 08 августа 2017 г. №287 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Хаалампинскогосельского поселения» в части недействующими,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в судебном порядкеоспорилрешениеСовета Сортавальского муниципального района Республики Карелияот 08 августа 2017 г. № 287«Об утверждении Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения»в части включения земельного участка площадью (...) кв.м, расположеного по адресу: (...) в территориальные зоны«Жи. Зона малоэтажной жилой застройки (существующая)» и «Жлпх. Зона приусадебных участков личного подсобного хозяйства (существующая)», установленные картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения.
Требования мотивированы тем, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не позволяет сформировать его и поставить на кадастровый учет.
Считая, что включение Советом Сортавальского муниципального района Республики Карелия (далее – Совет, административный ответчик) земельного участка на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения (далее – Правила) в две территориальные зоны,без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрКРФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)нарушает права административного истца на оформление и использованиеземельного участка, ФИО2 просилпризнать его недействующим в части.
В судебном заседании представитель административного истца просила удовлетворить административные исковые требования, пояснив, что процедура и компетенция административного ответчикапо принятию нормативного правового акта не оспаривается.
Иныелица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, заслушав заключение прокурора,полагавшего административный иск удовлетворить,суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатациюпри осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемое решение, которым утверждены Правила землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения, принято уполномоченным органом, подписано главой муниципального образования и опубликовано в установленном порядке.
В силу ст.32ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
РешениемСовета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 08 августа 2017 г. № 287 утверждены Правила землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения.
Решение № 287 включено в регистр муниципальных правовых актов НГР –RU10001710201700052 от 25 августа 2017 г.
Оспариваемое решение было опубликовано в газете «Ладога Сортавала» № 34 от 11 августа 2017 г.
Процедура внесения изменений в Правила выполнена в соответствии с п.8 ч.1, ст.33 ГрК РФ, ст.28 Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.
Таким образом, административным ответчиком соблюдены форма и вид, а также процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Установлено, что административный истец является собственником жилого дома (...) согласно свидетельству о праве на наследство по закону от (...).
Жилой дом расположен на земельном участке, границы которого в соответствии с требованиями законодательства не определены, но существуют на местности более 15 лет.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейсяпланировки территории и существующего землепользования.
Частью1 статьи 30ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Судом установлено, что при разработке оспариваемого нормативного правового акта требования приведенных норм права были нарушены.
При этом земельный участок, фактически сложившийся для обслуживания жилого дома, находится в двух территориальных зонах:«Жи. Зона малоэтажной жилой застройки (существующая)» и «Жлпх. Зона приусадебных участков личного подсобного хозяйства (существующая)».
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что решение Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 08 августа 2017 г. № 287, утвердившее оспариваемыефрагменты карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселенияв части установления территориальных зонне соответствует требованиям статей 30,34ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию установления границ функциональных и территориальных зон с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требования административного истца в части оспаривания нормативного правового акта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку ФИО2 при подаче административного иска уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., с административного ответчика подлежит возмещению административному истцу указанная сумма.
Руководствуясь ст.ст.111, 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать не действующимисо дня вступления в законную силу решения суда
решение Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 08 августа 2017 г. № 287 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения» в части включения земельного участка площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...) со следующими координатами характерных точек (...) в территориальные зоны «Жи. Зона малоэтажной жилой застройки (существующая)» и «Жлпх. Зона приусадебных участков личного подсобного хозяйства (существующая)», установленные картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хаалампинского сельского поселения.
Обязать Совет Сортавальского муниципального района Республики Карелияопубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.
Взыскать сСоветаСортавальского муниципального района Республики Карелияв пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРоссийской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 19 апреля 2019 г.