Дело № 3а-59/2019
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 23 марта 2020 года
Кировский областной суд в составе судьи Стёксова В.И.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительный центр» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации муниципального образования «Город Киров» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительный центр» (далее – ООО «Инвестиционно-строительный центр», административный истец), через своего представителя, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации муниципального образования «Город Киров» (далее – администрация города Кирова) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости. В обоснование указывает, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13687+/-41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности у административного истца возникло на земельный участок с кадастровым номером № – 21.12.2015.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 февраля 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 26044640,91 руб. Полагает, что кадастровая стоимость завышена, поскольку согласно отчету об оценке от 17.02.2020 №, выполненному ООО «Центр независимой экспертизы и оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4242970 руб. Результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика. До настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости указанного недвижимого имущества.
С учетом изложенного административный истец просил восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.12.2012 в размере 4242970 руб.
В письменном отзыве представитель административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО1 в удовлетворении исковых требований не возражает в связи с тем, что отчет подготовлен на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 01 января 2012 года.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Киров» в отзыве указал, что при условии восстановления срока на обращения в суд, по существу исковых требований не возражала.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области ФИО2 указала, что при условии восстановления срока на обращения в суд, по существу исковых требований не возражала, право на установление кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в отношении объекта недвижимости, в том числе размер рыночной стоимости, определенный в отчете оценщика, не оспаривала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Представителями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации города Кирова, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области заявлено о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие административных истца, ответчиков и заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Данный срок был установлен ввиду закрепленной статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действующей на момент принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Судом установлено, что ООО «Инвестиционно-строительный центр» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13687+/-41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12 февраля 2020 года следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенной на 01 января 2012 года, внесены в указанный реестр 01 августа 2013 года, кадастровая стоимость составляет 26044640,91 руб.
Постановлением администрации «Город Киров» от 06.06.2013 № 2210-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов по муниципальному образованию «Город Киров» по состоянию на 01 января 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что до настоящего времени результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости не внесены, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», из пункта 7 статьи 24 которого следует, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Как ранее указывалось, ООО «Инвестиционно-строительный центр» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13687+/-41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 августа 2013 года.
ООО «Инвестиционно-строительный центр» в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости представлен отчет от 17.02.2020 №, подготовленный по заданию административного истца ООО «Центр независимой экспертизы и оценки» на дату оценки 01 января 2012 года.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно статье 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
На основании части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в отчете ООО «Центр независимой экспертизы и оценки» установлена по состоянию на 01 января 2012 года правильно.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № оценщиком определена с применением сравнительного подхода методом сравнения продаж/предложений в размере 4242970 руб.
Суд, проанализировав отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Заключение оценщика отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Согласно положениям части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (статья 24.18).
ООО «Инвестиционно-строительный центр» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кировской области 18 февраля 2020 года.
19 февраля 2020 года комиссией было отказано в принятии заявления к рассмотрению по причине истечения пятилетнего срока на подачу заявления.
Действительно, действующим законодательством комиссия не наделена полномочиями по восстановлению срока на подачу заявлений. Такое право есть только у суда при рассмотрении административного дела. Отсутствие правового регулирования данного вопроса не должно нарушать прав лица, действующего добросовестно, неукоснительно следующего процедуре, установленной законом, поэтому суд полагает верным установить дату обращения ООО «Инвестиционно-строительный центр» с заявлением – 18 февраля 2020 года.
Административные исковые требования ООО «Инвестиционно-строительный центр» подлежат удовлетворению с учетом вышеприведенных норм законодательства.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительный центр» удовлетворить.
Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительный центр» срок для подачи административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере равном его рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13687+/-41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равном его рыночной стоимости в размере 4242970 (четыре миллиона двести сорок две тысячи девятьсот семьдесят) рублей.
Датой подачи административного искового заявления считать 18 февраля 2020 года.
Вступившее в законную силу решение суда по данному делу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда В.И. Стёксов