ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/20 от 04.12.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-59/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Якутск 04 декабря 2020 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С., при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием прокурора Никонова В.В.,

с участием представителя истца ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, представителя истца АО «Теплоэнергосервис» ФИО2, представителя истца ГУП ЖКХ РС(Я)» ФИО3, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым заявлениям акционерного общества «Теплоэнергосервис», публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании пунктов 2.6(1).1, 2.7.6., 2.8.(1)1, 2.8(1).2, 2.8(1).3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 г. № 450-п, недействующими,

установил:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее Министерство ЖКХ и Э РС(Я)) № 450-п от 27 сентября 2017 г. утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» (далее Порядок).

Приказом Министерства ЖКХ и Э РС(Я) от 13.11.2019 № 470-п раздел 2 указанного Порядка дополнен пунктом 2.6(1): «Требования, которым должны соответствовать получатели субсидии ежемесячно на первое число месяца». Пунктом 2.6(1).1 Порядка установлено, что организация, получающая субсидию на теплоснабжение, должна обеспечить полный учет передаваемой тепловой энергии объекту потребления и осуществление расчетов за тепловую энергию с применением приборов учета, независимо от количества вводов в дом. При неисполнении настоящего требования применяется коэффициент согласно пункту 2.8(1).

Приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15.07.2020 №323- ОД внесены изменения в Порядок.

Так, пунктом 2.8.(1) установлены требования, которым получатели субсидии должны соответствовать. Пунктом 2.8(1).1 предусмотрено, что организация, получающая субсидию на отопление, должна обеспечить полный учет передаваемой тепловой энергии объекту потребления (многоквартирный дом) и осуществление расчетов за тепловую энергию с применением приборов учета, независимо от количества вводов в дом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При неисполнении настоящего требования применяется коэффициент, снижающий размер субсидии.

Пунктом 2.8(1).2. Порядка установлены случаи, при которых требования пункта 2.8(1).1 Порядка не применяются.

Пунктом 2.8(1)3. Порядка предусмотрено, что размер коэффициента, указанного в абзаце 2 подпункта 2.8(1).1 Порядка и методика его применения (далее - Методика применения коэффициента) утверждается приказом Главного распорядителя.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15.07.2020 №323-ОД раздел 2.7 Порядка предоставления субсидии дополнен пунктом 2.7.6 следующего содержания: «Текущее финансирование Организации приостанавливается в размере субсидии полученной при применении коэффициента, указанного в пункте 2.8(1) настоящего Порядка до выполнения требования указанного в пункте 2.8(1) настоящего Порядка, но не далее 1 июля финансового года следующего за отчетным годом.

Порядок восстановления финансирования субсидии, указанной в абзаце первом настоящего пункта, устанавливается Методикой применения коэффициента. В случае если Организация не исполнит требование, указанное в пункте 2.8(1) настоящего Порядка в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, приостановленная сумма субсидии направляется Агентством в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

ПАО «Якутскэнерго», АО «Теплоэнергосервис» ГУП «ЖКХ РС(Я)» оспаривают приведенные нормы Порядка, мотивируя следующим. Указанные организации являются теплоснабжающими, и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Указывают, что в совокупности оспариваемые нормы устанавливают применение коэффициента, снижающего размер субсидии, при отсутствии приборов учета на тепловую энергию, и при осуществлении расчетов расходными способами (по нормативам потребления), что, по мнению административных истцов, противоречит федеральному законодательству и является основанием для необоснованного снижения размера субсидии. Ссылаются на ч.2 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлено, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, как указывают истцы, Закон допускает коммерческий учет потребляемых коммунальных ресурсов, как на основании измерительных приборов учета, так и расчетным способом. Считают, что перекладывание обязанности по оснащению приборами учета тепловой энергии только на поставщиков коммунальных услуг, вразрез федеральному законодательству, является неправомерным.

В судебном заседании представители истцов поддержали исковые требования по изложенным в исках основаниям. Пояснили, что учет передаваемой тепловой энергии и осуществление расчетов возможно не только по показаниям приборов учета, но и по нормативам, в случае, если отсутствуют приборы учета, если они повреждены, утрачены. Между тем ответчик оспариваемыми нормами установил, что если расчеты и учет передаваемой энергии будет осуществляться на основании нормативов (расходным способом), размер субсидии на возмещение недополученных доходов будет снижен, затем ее выдача будет приостановлена и возвращена в бюджет республики. Таким образом, по мнению представителей истцов, ответчик, по сути, оспариваемыми нормами установил ответственность теплоснабжащих организаций за неисполнение обязанности по установке общедомовых приборов учета. Между тем, обязанность по оснащению приборами учета федеральным законодательством возложена не только на ресурсоснабжающие организации, но и потребителей.

Представитель ответчика не согласился с исковыми требованиями и пояснил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам, отвечает всем требованиям, установленным пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, им установлены цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Указывает, что Порядок отвечает положениям Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. № 887 (действовавших в период утверждения Порядка). Подпунктом «ж» пункта 4 Общих требований № 887 установлено право субъектов самостоятельно дополнительно устанавливать иные требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца.

Таким образом, по мнению ответчика, установление иных требований к получателям субсидий не противоречит действующему федеральному законодательству.

Представитель ответчика также ссылается на часть 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), и указывает, что указанной нормой на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

При неисполнении указанной нормы федерального законодательства, Порядком установлен коэффициент, понижающий размер субсидии.

Отмечает, что Административный ответчик, как уполномоченный орган субъекта, в соответствии с пп. 1.1., 3.39 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и Положения о его Коллегии, утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 25.12.2013 N 475, стремится к эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов, предусмотренному ст.4 Закона № 261-ФЗ.

Указывает также, что оспариваемым пунктом 2.8(1).2. установлены случаи, когда требования пункта 2.8(1).1 настоящего Порядка не применяются и, что приостановленный к выдаче размер субсидии, впоследствии (при исполнении обязанности по установке, замене приборов учета, возложенной на организации) подлежит восстановлению.

Включая пункты 2.6(1). 1, 2.7.6, 2.8(1), 2.8(1 ).2, 2.8(1 ).3 в Порядок, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) следует основной цели Порядка – возмещение фактически недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, что возможно лишь при учете поставляемого ресурса.

На основании изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требований истца полностью.

Представитель ответчика, ссылаясь на то, что Методика применения понижающего размер субсидии коэффициента до настоящего времени не разработана, заявила ходатайство о прекращении производства по делу. В удовлетворении ходатайства было отказано, о чем вынесено определение суда.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго», Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия), Акционерное общество «Теплоэнергосервис» являются ресурсоснабжающими организациями и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

По мнению истцов, оспариваемые пункты Порядка ограничивают их право на полное возмещение недополученных доходов, препятствуют получению такой субсидии, поскольку устанавливают требования, не предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 29.02.2016 "Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов об утверждении порядков предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я) определено органом, уполномоченным на принятие актов об утверждении порядков предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 27.09.2017 года № 450-п утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» (далее- Порядок).

Указанный нормативный акт опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 40, 12.10.2017, зарегистрирован в Министерстве по развитию институтов гражданского общества РС(Я) 06.10.2017 N RU140152017624)

Приказы от 13 ноября 2019 г. N 470-п и от 15.07.2020 N 323-ОД « О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450- П» зарегистрированы в Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) 22 ноября 2019 г. N RU140142019787 и 31 июля 2020 г. N RU140142020385, опубликованы в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2019 и 03.08.2020, соответственно.

Таким образом, административный ответчик является органом, уполномоченным на принятие актов об утверждении порядков предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в том числе на возмещение недополученных доходов при установлении льготных тарифов на коммунальные услуги.

Между тем, анализ оспариваемых норм Порядка позволяет сделать вывод о том, что ими регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Указанный вывод суда основан на том, что оспариваемые пункты Порядка частично воспроизводят положения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). В пункте 2(8).1 Порядка указано на обязанность получателей субсидии исполнять требования, предусмотренные статьей 13 названного Закона.

Однако нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, которыми регулируются отношения по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов в связи установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, не могут одновременно регулировать правоотношения по энергосбережению.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Законом об энергосбережении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Так, согласно статье 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года (пункт 1).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающему в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).

Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (пункт 7 - 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).

До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 названного выше Федерального закона обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 данной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 данной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных названным выше Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона об энергосбережении обязанность по организации учета энергетических ресурсов и осуществлении расчетов по приборам учета лежит на производителях энергетических ресурсов; субъектах, осуществляющих передачу энергетических ресурсов; потребителях энергетических ресурсов.

Из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель, определяя способы государственного регулирования энергосбережения, в том числе путем установления обязанностей по учету используемых энергетических ресурсов, одновременно регулирует эти отношения, устанавливает требования, предъявляемые к организации учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов, определяет объем обязанностей субъектов регулируемых отношений.

Исходя из приведенных федеральных норм, суд приходит к выводу о том, что Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я), определяя условия и требования, которым должны отвечать получатели субсидии на возмещение недополученных доходов, путем частичного воспроизведения норм федерального законодательства устанавливает обязанность только ресурсоснабжающих организаций осуществлять учет передаваемой энергии и расчеты по показаниям приборов учета.

Частичное воспроизведение норм федерального законодательства в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации свидетельствует об ином регулировании правоотношений, чем это предусмотрено федеральным законодателем.

Следует также учесть, что согласно подпункту 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 3 статьи 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится определение требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочиями по установлению дополнительных мер ответственности за невыполнение обязанностей установленных Законом об энергосбережении региональный законодатель не наделен.

Вместе с тем, анализ оспариваемых норм, с учетом пояснений представителей сторон, позволяет сделать вывод, что в случае, если учет передаваемой тепловой энергии и расчеты будут осуществлены по нормативам, то есть расходным способом, размер субсидии будет снижен, а затем финансирование может быть приостановлено с последующим возвращением в бюджет суммы субсидии.

Таким образом, региональный законодатель в рассматриваемом случае установил ответственность поставщиков тепловой энергии в виде снижения размера субсидии в случае учета передаваемой энергии и осуществлении расчетов по нормативам потребления.

Между тем, ответственность за невыполнение предусмотренной Законом об энергосбережении обязанности, в том числе, по учету производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов, по оснащению помещений приборами учета, предусмотрена федеральным законодательством.

Так, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение указанных обязанностей установлена административная ответственность, как потребителей коммунальных услуг, так и ресурсоснабжающих организаций.

Суд приходит к выводу, что такое регулирование вопросов предоставления субсидий, направляемых на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов, противоречит приведенным выше положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих полное возмещение недополученных доходов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

В данном случае суд приходит к выводу о признании оспариваемых норм недействующими с момента их принятия в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов истцов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые заявления акционерного общества «Теплоэнергосервис», публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) удовлетворить полностью.

Признать с момента принятия пункты 2.6(1).1, 2.7.6., 2.8.(1)1, 2.8(1).2, 2.8(1).3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 г. № 450-п (в редакции от 13.11.2019 № 470-п, 15.07.2020 №323- ОД), недействующими.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в том же источнике публикации, в каком опубликованы Приказы Министерства жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 13.11.2019 № 470-п и от 15.07.2020 №323- ОД.

На решение может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2020 года