ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/2022 от 15.06.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-59/2022

10OS0000-01-2022-000094-76

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителей административного истца ФИО1, административного ответчика и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района
ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании не действующими решений Совета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 5 «Об утверждении Генерального плана Деревянкского сельского поселения» и № 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском о признании не действующими решений Совета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 5 «Об утверждении Генерального плана Деревянкского сельского поселения» и № 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения» в части включения части земельного участка с кадастровым номером 10:20:0080113:470, расположенного по адресу: (.....), в функциональную и территориальную зоны Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» в следующих координатах характерных точек в системе координат МСК-10: (...).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат части 4 статьи 30, статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку земельный участок находится в двух функциональных и территориальных зонах Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами», что нарушает права административного истца и препятствует реализации прав собственника на заключение соглашения о перераспределении находящегося в собственности земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Деревянкского сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района требования не признал, обосновав мотивами, изложенными в отзыве на административное исковое заявление, указал, что наложение части земельного участка на функциональную и территориальную зоны Ж-2 возникло после того, как границы земельного участка были определены и поставлены на кадастровый учет. Мероприятия по внесению изменений в оспариваемые нормативные правовые акты запланированы на 2023 г.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия в отзыве на иск оставило разрешение спора на усмотрение суда.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

ФИО3 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 декабря 2021 г. № 35843/12.4-21 административному истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что образование земельного участка приведет к нарушению требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ, поскольку в соответствии с документами градостроительного зонирования предполагаемый к образованию земельный участок расположен в территориальных зонах Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами».

Согласно карте функциональных зон п. Деревянка Генерального плана Деревянкского сельского поселения (далее - Генеральный план) и карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения (далее - Правила землепользования и застройки) имеет место наложение части земельного участка в обозначенных административным истцом координатах на функциональную и территориальную зоны Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами».

В силу пункта 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемым нормативным правовым актом осуществлено градостроительное зонирование земельного участка, принадлежащего административному истцу, ФИО3 является лицом, имеющим право обратиться с настоящим административным иском.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу части 1 статьи 7, пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки сельского поселения относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно Уставу Прионежского муниципального района (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Прионежского муниципального района (статьи 20, 21 Устава).

На XXХХ сессии Совета Прионежского муниципального района приняты решения от 22 июня 2021 г. № 5 «Об утверждении Генерального плана Деревянкского сельского поселения» и № 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения».

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, в надлежащей форме, подписаны уполномоченным лицом.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд отмечает следующее.

Требования закона к порядку подготовки и утверждения генерального плана поселения установлены в статье 24 ГрК РФ.

Так, в соответствии с частью 2 указанной статьи решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (части 11, 12 статьи 24 ГрК РФ).

В силу части 13 статьи 24 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которые включают в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний по проекту либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, и 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Как указано в части 12 статьи 31 ГрК РФ, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13 статьи 31 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет» (части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

11 июня 2019 г. администрацией Прионежского муниципального района в лице
и.о. Главы администрации ФИО4 принято постановление № 554 «О подготовке проектов Генерального плана, Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения Прионежского муниципального района». Данным постановлением также утвержден состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проектов. Постановление опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Прионежье» от 14 июня 2019 г. № 22.

Постановлением Главы Прионежского муниципального района ФИО5
от 09 марта 2021 г. № 13 назначены публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения с проведением собраний участников публичных слушаний 12 апреля 2021 г. Постановление опубликовано в печатном издании «Прионежье» от 12 марта 2021 г. № 9, тексты проектов размещены на официальном сайте Прионежского муниципального района. Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано также на официальном сайте Прионежского муниципального района. В опубликованных сообщениях указано о дате открытия и сроке проведения экспозиции проектов, порядке и сроке предоставления предложений и замечаний по проектам, указано о размещении проектов на официальном сайте Прионежского муниципального района.

Также представлена книга учета посетителей экспозиции проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаний, согласно которой экспозиция проектов проводилась в период с 12 марта по 09 апреля 2021 г.

Согласно представленным протоколам и заключению о результатах публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки
от 13 апреля 2021 г. собрания участников публичных слушаний были проведены 12 апреля 2021 г. в двух населенных пунктах, водящих в состав сельского поселения. По результатам проведения публичных слушаний принято решение о внесении необходимых изменений в проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки. К протоколам публичных слушаний приложены перечни принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, составленные в соответствии с требованиями части 19 статьи 5.1 ГрК РФ.

Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано
в печатном издании «Прионежье» от 16 апреля 2021 г. № 14 и на официальном сайте Прионежского муниципального района.

С учетом результатов работы согласительной комиссии по проекту Генерального плана, заключения о результатах публичных слушаний 07 июня 2021 г. Глава администрации Прионежского муниципального района ФИО6 постановил принять решение о согласии с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки и о направлении проектов в Совет Прионежского муниципального района. К данному постановлению составлена пояснительная записка.

22 июня 2021 г. Совет Прионежского муниципального района принял решение № 5 «Об утверждении Генерального плана Деревянкского сельского поселения» и решение № 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения», которые были опубликованы в официальном печатном издании «Прионежье» от 25 июня 2021 г. № 24 (9456) и на официальном сайте Прионежского муниципального района.

Таким образом, предусмотренный положениями статей 24, 30-35 ГрК РФ порядок подготовки и принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения, их утверждения административным ответчиком нарушен не был.

Процедура, компетенция при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена.

Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану (статьи 31, 34 ГрК РФ).

В соответствии с нормами статей 1, 34 и 35 ГрК РФ территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения от 21 октября 2021 г. № 8 по результатам рассмотрения заявления ФИО3 принято решение о целесообразности внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения границ функциональной и территориальной зон Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» и установления для земельного участка с кадастровым номером функциональной и территориальной зон Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Комиссией установлено, что земельный участок расположен в двух функциональных и территориальных зонах Ж-2 и Ж-1, границы территориальной зоны Ж-2 внесены в ЕГРН 30 августа 2021 г., сведения о границе земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 30 сентября 2021 г.

12 ноября 2021 г. на основании данного заключения комиссии администрацией Прионежского муниципального района принято постановление № 1184 «О подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план и Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения Прионежского муниципального района», которым утвержден план мероприятий по подготовке проекта, предусматривающий проведение соответствующих мероприятий в 2023 г.

Факт нахождения земельного участка в двух функциональных и территориальных зонах Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» и Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» подтверждается картой функциональных зон
п. Деревянка Генерального плана Деревянкского сельского поселения и картой градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения, заключением кадастрового инженера от 14 апреля 2022 г.

В соответствии со статьями 1, 36 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Нахождение спорного земельного участка в двух функциональных и территориальных зонах создает неопределенность его правового режима.

Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания их не действующими в части.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания административного искового заявления обоснованным судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и признании оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 КАС РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 5
«Об утверждении Генерального плана Деревянкского сельского поселения» и № 6
«Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения» в части включения части земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), в функциональную и территориальную зоны Ж-2 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» в следующих координатах характерных точек в системе координат МСК-10: .

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу ФИО3 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 15 июня 2022 г.