ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/2022 от 21.03.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-59/2022 (3а-691/2021)

УИД 25ОS0000-01-2021-001217-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Информационно-кадастровый центр» города Находки к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Информационно-кадастровый центр» города Находки (далее – МУП «ИКЦ» г. Находки), в лице конкурсного управляющего Прилипко Д.В. обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания с кадастровым номером , общей площадью 1450,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное здание принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 декабря 2021 № КУВИ-002/2021-161126416, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....

Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости согласно Отчёту № 317 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 8 ноября 2021, составленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Краевой центр оценки» (далее – ООО «Краевой центр оценки») Немцевым А.Г. по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....

Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы МУП ««ИКЦ» г. Находки как плательщика налога на имущество организаций, поскольку влечёт увеличение размера данного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также делает менее привлекательным предложение о продаже имущества должника-банкрота.

Просит суд: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером , общей площадью 1450,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной ... по состоянию на 1 января 2019 года.

Представитель административного истца, представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Конкурсный управляющий МУП «ИКЦ» г. Находки Прилипко Д.В. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца и представил письменные пояснения, где указал, что решением Арбитражного суда Приморского края от 12 ноября 2021 года МУП «ИКЦ» г. Находки признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство, утверждён конкурсный управляющий. Конкурсный управляющий обязан организовать продажу имущества должника в интересах кредиторов. В случае если цена продажи муниципального имущества должника-банкрота будет существенно отличаться от кадастровой стоимости в меньшую сторону, любое заинтересованное лицо, сославшись на недостоверные сведения в Едином государственном реестре недвижимости сможет оспорить результаты торгов по продаже имущества должника-банкрота. Поскольку кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости и налога на имущество физических лиц, в связи с завышением кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, из числа потенциальных покупателей будут исключены физические лица, а также организации, которые планируют приобрести имущество. Так же указал, что здание с кадастровым номером

в хозяйственной деятельности не использовалось, фактически было заброшено. Однако в целях пополнения конкурсной массы имущество должника до его реализации может быть передано в аренду третьим лицам, при таких условиях административный истец будет вынужден оплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, что в свою очередь будет нарушать интересы кредиторов рассчитывающих на погашение своих требований. Просит административные исковые требования удовлетворить.

Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, где указано, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» на территории Приморского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края, утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п. Данное постановление в настоящее время действует и не обжаловано. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ по государственной оценке на основании большого количества различных ценообразующих факторов. Обратившись в суд с данным административным исковым заявлением, административный истец воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Заинтересованным лицом администрацией Находкинского городского округа Приморского края подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, и представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которым полагают, что административным истцом не указано, как именно затронуты его права и обязанности. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статёй 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).

Согласно статье 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В суде установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «ИКЦ» г. Находки на праве хозяйственного ведения принадлежит объект недвижимости: здание с кадастровым номером , общей площадью 1450,8 кв.м, назначение: нежилое, количество этажей: 2, местоположение: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 16 января 2018 года сделана запись № -25/010/2018-3.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 декабря 2021 года № КУВИ-002/2021-161126416, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Так в обоснование требований, административным истцом МУП «ИКЦ» г. Находки представлен Отчёт № 317 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 8 ноября 2021 года, составленный оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Немцевым А.Г. из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером , общей площадью 1450,8 кв.м, назначение: нежилое, этажность: 2, адрес: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....

Суд, оценивая Отчёт № 317 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 8 ноября 2021 года, составленный оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Немцевым А.Г. приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.

Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; ответственность оценщика на период проведения оценки была застрахована, срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности не истек. Указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с применением доходного подхода к оценке. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчётах не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.

Доказательств несоответствия Отчёта № 317 от 8 ноября 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.

Административным истцом также представлены: решение Арбитражного суда Приморского края от 12 ноября 2021 года по делу № А51-9297/2021, заключение специалиста от 5 ноября 2021 года № 02-11/21, выполненное обществом с ограниченной ответственностью «Центр судебной экспертизы» (далее - ООО «Центр судебной экспертизы»), а также Положение о порядке, сроках и условиях продажи недвижимого имущества МАП «ИКЦ» г. Находки от 14 января 2022 года.

На основании решение Арбитражного суда Приморского края от 12 ноября 2021 года (дело № А51-9297/2021) МУП «ИКЦ» г. Находки признано не состоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство по упрощённой процедуре сроком на шесть месяцев.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

По сути своей конкурсное производство - это процедура ликвидации несостоятельной организации путём консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными, в том числе, в случае если на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (часть 1 статьи 449 ГК РФ).

Из заключения специалиста от 5 ноября 2021 года № 02-11/21, составленного экспертами ООО «Центр судебной экспертизы» Зваричем А.Л., Прасолом В.Д. следует, что физический износ нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 декабря 2018 года, составляет 70%, здание находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, при котором нормальная эксплуатация объекта возможна только при проведении капитального ремонта.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером затрагивает интересы административного истца как правообладателя не только в сфере налоговых правоотношений, но и гражданского оборота, поскольку любое заинтересованное лицо, сославшись на недостоверные сведения в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровой стоимости нежилого здания, сможет оспорить результаты торгов по продаже имущества должника-банкрота.

Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае МУП «ИКЦ» г. Находки, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований МУП «ИКЦ» г. Находки об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.

В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 15 декабря 2021 года (дата сдачи административного искового заявления в почтовое отделение для направления в суд).

Руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Информационно-кадастровый центр» города Находки к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером с кадастровым номером , общей площадью 1450,8 кв.м, назначение: нежилое, количество этажей: 2, местоположение: Приморский край, г. Находка, в 65 м к северо-западу от здания по ул. Спортивная, 51г, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи муниципальным унитарным предприятием «Информационно-кадастровый центр» города Находки заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером считать 15 декабря 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова