ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-59/2023 от 15.09.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-59/2023

УИД 28OS0000-01-2023-000009-91

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 сентября 2023 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н., представителей административных истцов ООО «Спецавтохозяйство» - Тюрина М.Ю., Пашиной М.В., представителей административного ответчика управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Рудаковой А.Н., Кольцовой О.В., Агашкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании не действующими отдельных положений нормативного правового акта, и административному исковому заявлению ООО «Спецавтохозяйство» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании не действующими отдельных положений нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальные предприниматели Казанцев А.К., Белов В.Н., Баранене А.Ю., Гучинская Л.И., Жук Т.Н., Чуркин А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» обратились в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее по тексту также - управление). Из указанного административного искового заявления и письменных дополнений к нему, а также пояснений представителя административных истцов Антоновой Н.Н. в судебном заседании следует, что приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 гг. Приказом управления № 122-пр/у от 24 ноября 2022 года установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год согласно приложениям №№ 1 - 5 к настоящему приказу. Полагают, что указанный нормативный правовой акт принят с нарушением положений Основ ценообразования, Правил регулирования, а также методических указаний в области установления тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так, при корректировке долгосрочного тарифа согласно экспертному заключению применены данные территориальной схемы, отдельные положения которой решением суда признаны недействующими. При этом в случае, ее не применения, как на это указывает управление в судебном заседании, это прямо противоречит пункту 90 Основ ценообразования. При расчете тарифа обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту также - ТКО) на 2023 год управлением объем ТКО определен на основании фактических данных об объеме (массе) ТКО образованных на территории Амурской области в соответствии со статистической отчётностью по форме 22-ЖКХ (ресурсы) за 2021 год, что противоречит пункту 18 Основ ценообразования, пункту 14 Методических рекомендаций. Управление при расчете тарифа для региональных операторов использованы недостоверные сведения об объеме образования ТКО. При определении объема образования ТКО по 4 кластеру неправомерно применён коэффициент перевода массы к объему ТКО - 88,31 кг/куб.м. Экспертное заключение не соответствует пункту 18 Правил регулирования и не отвечает принципам обоснованности. Управлением неверно произведена индексация собственных расходов регионального оператора в связи с неверной корректировкой расходов на транспортирование отходов. При расчете тарифа управлением допущена арифметическая ошибка, что привело к экономической необоснованности расходов регионального оператора ООО «Полигон» по расходам на захоронение ТКО. С учетом уточнений административных исковых требований, административные истцы просят суд признать не действующим приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 гг», в редакции приказа № 122-пр/у от 24 ноября 2022 года «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у», в части установления предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по четвертому и пятому кластеру Амурской области.

ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области. Из указанного административного искового заявления и письменных дополнений к нему, а также пояснений представителя административных истцов Тюрина М.Ю., Пашиной М.В. в судебном заседании следует, что приказом управления от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у для ООО «Спецавтохозяйство» был установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей 2023 год. Управлением расходы на оплату труда были учтены не фактические, а рассчитаны исходя из расчетной численности 9,58 ед и проиндексированы на индекс потребительских цен на 2023 год, что противоречит пункту 42 Основ ценообразования, пункту 31 Методических указаний. Фактические расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды за период 2021 г. составляют 16285,4 тыс. руб., учтены в тарифе на 2023 год на сумму 6027,5 тыс. руб. Управлением были исключены расходы на амортизацию автомобиля и офисной техники заявленные организацией на сумму 75,83 тыс.руб, что противоречит пункту 21 Методических указаний. Также их необходимой валовой выручке на 2023 год управлением были исключены расходы на уплату транспортного налога, заявленные организацией в сумме 37,97 тыс.руб, что противоречит пункту 23 Методический указаний. В нарушение пункта 15 Основ ценообразования, пунктов 13,17,18 Правил регулирования тарифов управлением не был проведен в полном объеме анализ поступившей на установление тарифов бухгалтерской и статистической отчетности предприятия и не запрошены необходимые дополнительные материалы и информация, а именно в части расходов по заработной плате, амортизации, величины налогов. Просит суд признать недействующим приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр» в части установления тарифа для ООО «Спецавтохозяйство», возложить обязанность на управление рассмотреть по существу заявление ООО «Спецавтохозяйство» на государственное регулирование предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с учётом расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходов на амортизацию автомобиля и офисной техники, расходов на уплату транспортного налога.

Определением Амурского областного суда от 9 июня 2023 года указанные административные дела объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство с присвоением № 3а-59/2023.

В письменных возражениях административный ответчик управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и в судебном заседании его представители Рудакова А.Н., Кольцова О.В., Агашкина Е.В. с предъявленными административными исковыми требованиями не согласились, указав, что оспариваемый административными истцами в части нормативный правовой акт принят управлением в пределах предоставленных полномочий и соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Расходы на оплату труда административно управленческого персонала определены по формуле (52) в соответствии с пунктом 92 Методических указаний с применением уточненного фактического индекса потребительских цен на 2021 год в размере 106,7% взамен ранее учтенного 103,6% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет несколько регулируемых видов деятельности (региональный оператор по обращению с ТКО, захоронение ТКО), а также захоронение отходов, не относящихся к ТКО. При этом на предприятии не ведется раздельный учет по регулируемым видам деятельности, что является нарушением п. 6 (1) Основ ценообразования. Поскольку ООО «Спецавтохозяйство» не подтвердило экономическую обоснованность расходов на амортизацию, они не учитывались. По тем же основаниям был исключен транспортный налог. На 2023 год объемы ТКО определены с учетом пункта 86 Методических указаний исходя из фактических данных за последний отчетный год (2021) на основании представленных региональными операторами ООО «Спецавтохозяйство», ООО «Полигон» форм статистической отчетности (22-ЖКХ (ресурсы)) за 2021 год. Среднее изменение количества отходов за три года определено управлением равным 1, что соответствует требованиям Методических указаний. Отнесение образованных отходов к тому или иному виду отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов при заполнении статистической отчетности относится к компетенции регулируемой организации, а не органа управления. Управление не является уполномоченным органом, осуществляющим контроль над полнотой и достоверностью заполнения регулируемыми организациями форм статистической отчетности. При корректировке тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО управление не использовало данные территориальной схемы обращения с отходами Амурской области, утверждённой приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 11 ноября 2022 года № 541-ОД, в части определения объемов ТКО. При определении расходов на транспортирование ТКО на 2023 год управлением учтено изменение схемы потоков отходов на территории кластера 4 в связи с вводом в эксплуатацию мусороперерабатывающего завода «БлагЭко», кластера № 5 - в связи с приостановкой деятельности полигона ЗАТО Циолковский. ТКО, образованные на территории ЗАТО Циолковский, транспортируются на полигон в г. Свободный. Решением Амурского областного суда от 24 июля 2023 года по делу № 3а-45/2023 часть положений территориальной схемы обращения с отходами признаны не действующими с момента вступления судебного акта в законную силу. Между тем, внесение изменений в территориальную схему обращения с отходами, а также признание ее или ее части недействующей не является основанием для пересмотра тарифов в сфере ТКО. При расчете тарифа управлением арифметических ошибок допущено не было. Возможность направления соответствующего запроса, предусмотренная пунктом 13 Правил регулирования тарифов, не является безусловной обязанностью регулирующего органа, а относится к его полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости. Экспертное заключение соответствует пункту 18 Правил регулирования тарифов. Просят в удовлетворении административных исковых требований административным истцам отказать.

В письменных возражениях заинтересованное лицо ООО «Полигон» полагает, что применение коэффициента плотности для всех категорий потребителей, который рассчитан только исходя из нормативов для домовладений, является недопустимым, так как масса и объем ТКО, образующихся на территории кластера 4 это ТКО от разных категорий потребителей.

Административные истцы индивидуальные предприниматели Казанцев А.К., Белов В.Н., Баранене А.Ю., Гучинская Л.И., Жук Т.Н., Чуркин А.Б., представители заинтересованных лиц ООО «Полигон», министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе посредством телефонограмм, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило. При данных обстоятельствах, на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение участвующего в деле прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 17, статьи 18, статьи 21 и части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 - 2023 гг. согласно приложениям №№ 1 - 5 к настоящему приказу.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у» установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год согласно приложениям №№ 1 - 5 к настоящему приказу; в приказ управления от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 - 2023 гг.» (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 154-пр/у) были внесены соответствующие изменения.

Приложением № 4 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у установлены следующие предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Полигон» (кластер 4: г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года: 1) прочие потребители - 497,24 руб./куб. м, население - 497,24 руб./куб. м; 2) прочие потребители - 5963,23 руб./т; население - 5963,23 руб./т.

Приложением № 5 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у установлены следующие предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (кластер 5: г. Свободный, ЗАТО Циолковский, г. Шимановск, Мазановский район, Свободненский район, Селемджинский район, Шимановский район) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года: 1) прочие потребители - 492,75 руб./куб. м, население - 492,75 руб./куб. м; 2) прочие потребители -1971,00 руб./т; население - 1971,00 руб./т.

Таким образом, региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство» в соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ вправе оспорить указанный нормативный правовой акт в части установления тарифов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство».

Из материалов административного дела следует, что административные истцы Казанцев А.К., Белов В.Н., Баранене А.Ю., Гучинская Л.И., Жук Т.Н., Чуркин А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с розничной торговлей продовольственными и промышленными товарами:

- Казанцев А.К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (промтоварный магазин);

- Жук Т.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 380,8 кв.м. (промтоварный магазин);

- Белов В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 122 кв.м., (1/2 доля) (промтоварный магазин);

- Чуркин А.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 149,7 кв.м. (промтоварный магазин);

- Баранене А.Ю., зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилого помещения, площадью 246,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (магазин);

- Гучинская Л.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, является собственником нежилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 163 кв.м., <адрес>, <адрес>, в которых осуществляет предпринимательскую деятельность под размещение продовольственных магазинов арендатор ООО «Торговая компания «Амур-Алко».

ООО «Торговая компания «Амур-Алко» зарегистрировано в ЕГРЮЛ <дата>, его генеральным директором Общества является Гучинская Л.И., юридический адрес: <адрес>, основной вид деятельности: розничная торговля напитками в специализированных магазинах.

По каждому из соответствующих торговых объектов региональными операторами ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» (по территориальности) осуществляется начисление платы за услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Как следует из пунктов 1, 2 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

В пункте 4 названной статьи перечислены виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые подлежат регулированию, среди них: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что индивидуальные предприниматели Казанцев А.К., Белов В.Н., Баранене А.Ю., Гучинская Л.И., Жук Т.Н., Чуркин А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» вправе оспорить указанный нормативный правовой акт в части его положений: Казанцев А.К., Белов В.Н., Баранене А.Ю., Гучинская Л.И., Жук Т.Н., Чуркин А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Полигон» (кластер № 4), Гучинская Л.И., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» также предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (кластер № 5).

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании Закона об отходах производства и потребления, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», которым утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее - Методические указания), Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 год и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года № 491 утверждено Положение об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Положение).

В силу пункта 1.1. Положения управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.

Из материалов административного дела следует, что региональными операторами ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» поданы заявления о корректировке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год (ООО «Полигон» - 31 августа 2022 года, ООО «Спецавтохозяйство» - 1 сентября 2022 года).

Управлением в отношении региональных операторов ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» открыты дела по корректировке установленных долгосрочных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; период регулирования, в отношении которого осуществляется корректировка тарифов - 2023 год; выбранный метод регулирования - метод индексации.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования.

В рамках данных дел экспертной группой Управления подготовлены экспертные заключения, содержащие анализ экономической обоснованности заявленных региональными операторами ООО «Полигон», ООО «Спецавтохозяйство» расходов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2023 год.

Согласно протоколу заседания Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 107-22/у от 24 ноября 2022 года, проведенного в составе 6 членов правления, на заседании единогласно было принято решение об установлении (корректировке) предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год согласно приложениям №№ 1 - 5 к настоящему приказу; о внесении изменений в приказ управления от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 - 2023 гг.».

В соответствии пунктами 5.1, 5.6 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, для определения основных направлений деятельности управления и принятия решений в сфере государственного регулирования цен и тарифов образуется коллегиальный орган - Правление в количестве не более 9 человек; Правление считается правомочным, если в заседании Правления (в рассмотрении дела) участвовало более половины членов Правления.

Приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у и от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 декабря 2019 года и соответственно 29 ноября 2022 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках его компетенции, в установленной форме, с соблюдением порядка его принятия и опубликования.

Проверка соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, показала следующее.

Из позиции административного истца ООО «Спецавтохозяйство» следует, что в нарушение пункта 42 Основ ценообразования, пункта 31 Методических указаний расходы на оплату труда управлением были учтены не фактические, а рассчитаны исходя из расчетной численности 9,58 ед и проиндексированы на индекс потребительских цен на 2023 год. При этом фактические расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды за период 2021 года составляют 16285,4 тыс. руб., учтены в тарифе на 2023 года на сумму 6027,5 тыс. руб. Полагает, что управлением подлежали учету фактические расходы на оплату труда.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 31 Методических указаний предусмотрено, что при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды. Указанные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 26 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

Согласно подпункту «б» пункта 32 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, соответственно включаются в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

Из материалов административного дела, в том числе пояснительной записки о корректировке единого тарифа на услугу, следует, что региональным оператором ООО «Спецавтохозяйство» при корректировке предельного единого тарифа на 2023 год было заявлено об изменении численности персонала организации и расходов на оплату труда и социальные нужды. ООО «Спецавтохозяйство» указало, что в тарифе регионального оператора по обращению с ТКО по статье расходы на оплату труда и социальные нужды заложены затраты ниже сложившихся фактических расходов. Данная разница сложилась по причине несоответствия фактической численности персонала в организации и принято при расчёте тарифа, разница составляет 18,42 человек.

Согласно материалам тарифного дела, предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в отношении регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» установлены на долгосрочный период регулирования 2020-2023 г.г.

На первый год долгосрочного периода регулирования (2020 год) расходы на оплату труда ООО «Спецавтохозяйство» определены управлением на основании пункта 26 Методических указаний.

Расходы на оплату труда персонала по обслуживанию договоров учтены управлением на 2020 год в сумме 4434,87 тыс.руб., исходя из тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 11618,40 руб. (утвержденная на 2019 год приказом «Об установлении минимальной тарифной ставки оплаты труда рабочего первого разряда» от 28 марта 2019 года № 44р в размере 11280,0 руб. с применением индекса роста потребительских цен на 2020 год - 103,0%) и нормативной численности персонала на обслуживание договоров в количестве 9,58 ед.

Согласно экспертному заключению и протоколу заседания Правления № 107-22/у от 24 ноября 2022 года на 2023 год управлением произведена корректировка НВВ регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации индекс потребительских цен на 2023 год определён в размере 106,0%, взамен ранее учтенного 104,0%.

Главой VI Методических указаний определены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе приведены формулы, на основании которых рассчитывается предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается в соответствии с пунктом 85 настоящих Методических указаний с учетом следующих особенностей: величины, определяются в соответствии с пунктом 86 настоящих Методических указаний; величина индексируется в соответствии с пунктом 91 настоящих Методических указаний; величина рассчитывается в соответствии с пунктом 92 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 86 Методических указаний при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами орган регулирования тарифов учитывает количество отходов и, определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

где: - собственные расходы регионального оператора в году (i + 1), руб.;, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.; - прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.; - сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний, руб.; ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1); - корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км; - коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 настоящих Методических указаний определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

Согласно пункту 92 Методических указаний корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

где: - корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.; - фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.; - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, руб.; - корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.; - корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования.

Из анализа приведенных положений следует, что на последующие годы долгосрочного периода регулирования (2021-2023) расходы на оплату труда подлежат индексации на индекс роста потребительских цен на соответствующий год в соответствии с пунктами 91,92 Методических указаний.

Таким образом, управлением нарушений норм действующего законодательства в сфере тарифного регулирования при применении уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации допущено не было.

Довод административного истца ООО «Спецавтохозяйство» о применении фактических значений параметров расчета взамен прогнозных в указанной части основан на неверном толковании законодательства в сфере тарифного регулирования.

Из позиции административного истца ООО «Спецавтохозяйство» следует, что управлением в нарушение пунктов 21, 23 Методических указаний при корректировке тарифа на 2023 год были исключены расходы на амортизацию автомобиля и офисной техники, заявленные оператором на сумму 75,83 тыс.руб., а также из необходимой валовой выручки на 2023 год исключены расходы на уплату транспортного налога, заявленные оператором в сумме 37,97 тыс.руб.

Из материалов административного дела, в том числе пояснительной записки к заявлению о корректировке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство», приложенных к заявке документов, следует, что ООО «Спецавтохозяйство» заявлены расходы в общей сумме 75,83 тыс.руб. на амортизацию автомобиля марки «ГАЗ САЗ 967» и многофункционального устройства HP Laserjet 400 M 428fdn. В качестве обоснования расходов представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 2021 год без разбивки по видам деятельности, инвентарные карточки на указанные объекты.

Согласно экспертному заключению и протоколу заседания Правления № 107-22/у от 24 ноября 2022 года расходы на амортизацию управлением исключены из тарифа в полном объеме, также не учтен транспортный налог в необходимой валовой выручке на 2023 год.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам, используемым для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Согласно пункту 23 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов учитывается, в том числе транспортный налог.

Как следует из материалов тарифного дела, в том числе инвентарной карточки объекта - многофункционального устройства HP LaserJet 400 M 428fdn, его стоимость составляет 29,74 тыс. руб.

Автомобиль марки «ГАЗ САЗ 2507», государственный регистрационный знак <номер>, в соответствии с инвентарной карточкой относится к структурному подразделению АУП.

В представленной ООО «Спецавтохозяйство» учетной политике, утвержденной приказом ООО «Спецавтохозяйство» от 1 июля 2020 года, способ распределении по видам деятельности не отражен.

Письмом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на имя и.о. директора ООО «Спецавтохозяйство» Вощелевой Н.В. от 16 сентября 2022 года № 08-04-2197 регулируемой организации указывалось на необходимость предоставления ряда документов относительно подтверждения заявленных расходов, помимо прочего, отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002) с расшифровкой по осуществляемым видам деятельности (разъяснено, что в материалах тарифного дела представлен отчет в целом по предприятию без разбивки по видам деятельности); оборотно-сальдовые ведомости и анализ счетов 90.1, 90.2 (в целом по предприятию, в том числе по осуществляемым видам деятельности, включая нерегулируемые) за 2021 год.

Однако на запрос регулятора, организацией не была представлена информация, отражающая выручку и себестоимость по каждому виду деятельности, включая нерегулируемые.

ООО «Спецавтохозяйство» не представлено обоснование для каких целей используется указанное имущество.

По запросу управления от 16 сентября 2022 года № 08-04-2197 ООО «Спецавтохозяйство» представило уведомление налогового органа об уплате транспортного налога за 2021 год: КО-503В-2 - вакуумная машина, FOTON BJ 3043 D8HBA-2 - самосвал, трактор, TOYOTA NOAN - микроавтобус, FAW CA5153XXYP9K2LE (2 шт) - автофургон, DAEWOO BS 106 - автобус для городского и пригодного передвижения, ВАЗ 21061 - легковой автомобиль, ГАЗ САЗ 2507, государственный регистрационный знак 967ОР28, - самосвал, SHANTUI SD22 - бульдозер.

Суд соглашается с доводами управления о том, что данные транспортные средства могут быть использованы оператором для осуществления других видов деятельности. Управление обоснованно исходило из того, что отсутствие расшифровки по видам деятельности не позволяет определить принадлежность указанных объектов к виду деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, а также начисляется ли амортизация по указанным объектам в расходах по видам деятельности, не относящимся к регулируемым.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа.

В соответствии с пунктом 6 (1) Основ ценообразования регулируемая организация ведет раздельный учет доходов и расходов, массы и объема твердых коммунальных отходов, обращение с которыми осуществляет, по каждому такому виду деятельности.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет несколько регулируемых видов деятельности (региональный оператор по обращению с ТКО, захоронение ТКО), а также захоронение отходов, не относящихся к ТКО. Однако ООО «Спецавтохозяйство», в нарушение указанных правил, не ведется раздельный учет по регулируемым видам деятельности, что подтвердили представители административного истца в ходе рассмотрения дела.

Доводы административного истца ООО «Спецавтохозяйство» о том, что в нарушение пункта 15 Основ ценообразования, пунктов 13,17,18 Правил регулирования тарифов управлением не был проведен в полном объеме анализ поступившей на установление тарифов бухгалтерской и статистической отчетности предприятия и не запрошены необходимые дополнительные материалы и информация, в том числе в части амортизации, величины налогов, суд находит несостоятельными.

Как указывалось выше, письмом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16 сентября 2022 года № 08-04-2197 ООО «Спецавтохозяйство» предлагалось предоставить дополнительные документы, в том числе в этом письме указывалось о том, что в материалах тарифного дела представлен отчет в целом по предприятию без разбивки по видам деятельности.

Кроме того, суд отмечает, что согласно пунктам 7, 8 Правил регулирования тарифов обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифов, возложена на организацию, подающую предложение об установлении тарифа.

Неисполнение данной обязанности имеет своим следствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.

Исходя из положений пункта 13 Правил регулирования тарифов, на тарифный орган не возложена безусловная обязанность по дополнительному запросу документов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов, в том числе и в связи с тем, что отсутствие каких-либо документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.

С учетом изложенного, управлением регулирования цен и тарифов Амурской области обоснованно и в соответствии с п. 22 Правил регулирования исключены расходы на амортизацию, из необходимой валовой выручки на 2023 год исключен транспортный налог.

Из возражений управления также следует, что в соответствии с пунктом 2.1 учетной политики ООО «Спецавтохозяйство», утвержденной приказом директора от 1 июля 2020 года, объект принимается к учету в качестве основного средства, если стоимость превышает 60,00 тыс. руб.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, оргтехника, не соответствующая указанным параметрам, не может быть признана амортизационным имуществом и в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статья 254 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отнесению к материальным расходам предприятия.

Суд находит данный довод заслуживающим внимание, вместе с тем, отмечает, что указанное основание в качестве исключения данных расходов из тарифа в экспертном заключении и в протоколе заседания Правления № 107-22/у не приведено.

В соответствии с абзацем 5 пункта 90 Основ ценообразования в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренные схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, до объектов, используемых для энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

Из материалов административного следует, что при корректировке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2023 год управление руководствовалось нормативными правовыми актами в сфере обращения с ТКО, в том числе территориальной схемой обращения отходами Амурской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 11 ноября 2022 года № 541-ОД, согласно которой на 2023 год было предусмотрено изменение схемы потоков отходов на территории кластеров 4,5:

по кластеру 4 - ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающего завода «БлагЭко»,

по кластеру 5 - в связи с приостановкой деятельности полигона ЗАТО Циолковский. Твердые коммунальные отходы, образованные на территории ЗАТО Циолковский, транспортируются на полигон г. Свободного.

Согласно экспертным заключениям и протоколу заседания Правления № 107-22/у от 24 ноября 2022 года объемы ТКО на 2023 год определены управлением с учетом фактических данных за последний отчетный год (2021 год) на основании представленных региональными операторами ООО «Спецавтохозяйство» и ООО «Полигон» форм статистической отчетности в виде 22-ЖКХ (ресурсы) за 2021 г.

Расходы на транспортирование отходов в отношении региональных операторов ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» определены управлением на первый год регулирования (2020 год) исходя из цены транспортирования, указанной в договорах на транспортирование, заключенных в результате проведения конкурсных процедур.

На последующие годы долгосрочного периода регулирования (в том числе 2023 год) корректировка расходов на транспортирование управлением определены с учетом изменения индекса потребительских цен, объемов твердых коммунальных отходов, а также с учётом изменения схемы потоков, рассчитанных исходя из объемов ТКО, учитываемых на определённый период регулирования, и средней цены транспортирования.

Цена транспортирования на 2023 год определена исходя из цены транспортирования, учтенной управлением при установлении тарифов на 2022 год с учётом уточнённого индекса потребительских цен в размере 106,0% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Пункт 91 Методических указаний, вопреки утверждению представителя административных истцов - Антоновой Н.Н., управлением не нарушен, формулы (49), (50) применены верно.

На территории кластера № 4 отходы транспортируются с мест образования на территорию мусороперерабатывающего завода «БлагЭко» только по одному плечу, соответственно при применении формулы, управлением правомерно не учитывалось расстояние второго плеча.

Решением Амурского областного суда от 24 июля 2023 года по делу № 3а-45/2023 отдельные положения территориальной схемы обращения c отходами Амурской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области № 541-ОД от 11 ноября 2022 года, признаны недействующими с момента вступления судебного акта в законную силу.

Вместе с тем, до настоящего времени указанный судебный акт в законную силу не вступил.

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункт 8). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10).

Таким образом, в период действия территориальной схемы, в том числе ее отдельных положений, которые в последующем признаны судом недействующими с момента вступления судебного акта в законную силу, региональные операторы в силу требований статьи 24.6 Закона об отходах и потребления руководствовались и руководствуются схемой потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренной данной территориальной схемой.

Соответственно, признание в судебном порядке не действующими отдельных положений территориальной схемы не свидетельствует о неправомерности использования управлением при корректировке тарифов на 2023 год данных территориальной схемы в части схемы потоков твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра предусмотренных настоящим пунктом.

Внесение изменений в территориальную схему обращения с отходами, а также признание ее или части недействующей не является основанием для пересмотра тарифа в сфере ТКО.

Исходя из позиции представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. объём ТКО управлением установлен в нарушение пункта 18 Основ ценообразования и пункта 14 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящим Методическим указаниям на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

В случае, если в соответствии с территориальной схемой происходит изменение зоны (территории), с которой твердые коммунальные отходы поступают на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава твердых коммунальных отходов, поступающих на объект, в том числе в связи с осуществлением обработки, обезвреживания и энергетической утилизации отходов на иных объектах, такие изменения учитываются при определении объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с данными, представленными в территориальной схеме, и (или) расчетом регулируемой организации.

Между тем, приведенными положениями установлен общий принцип определения объемов ТКО.

При этом главой VI Методических указаний определены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,, осуществляется по формулам, предусмотренных в пункте 85 Методических указаний. В своем составе учитываются, в том числе - объем (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i, м3 (тонн), и - объем (масса) отходов, направляемая (планируемая к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj в году i, м3 (тонн).

В соответствии с пунктом 95 Основ ценообразования на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается в соответствии с пунктом 85 настоящих Методических указаний с учетом следующих особенностей: величины, определяются в соответствии с пунктом 86 настоящих Методических указаний; величина индексируется в соответствии с пунктом 91 настоящих Методических указаний; величина рассчитывается в соответствии с пунктом 92 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 86 Методических указаний при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами орган регулирования тарифов учитывает количество отходов и, определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае, если территориальная схема не предусматривает изменений, количество отходов на очередной год рассчитывается по приведенным в настоящем пункте формулам, в которых числе прочего рассчитывается - среднее изменение количества отходов за 3 года, процентов. В случае отсутствия наблюдений за соответствующие годы, отношение соответствующих объемов отходов определяется равным 1.

Принимая во внимание, что региональные операторы ООО «Спецавтохозяйство», ООО «Полигон» осуществляют деятельность по обращению с ТКО начиная с 1 апреля 2019 года, статистическая отчетность за три предшествующих года отсутствует.

Из материалов тарифных дел следует, что управлением на 2023 год определены объемы ТКО из фактических данных за последний отчётный год (2021) на основании представленных региональными операторами ООО «Спецавтохозяйство», ООО «Полигон» форм статистической отчетности (22-ЖКХ (ресурсы) за 2021 год, среднее изменение количества отходов за три года определено управлением равным 1, что соответствует пункту 86 Методических указаний.

Таким образом, нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования в указанной части управлением допущены не были, а доводы представителя административных истцов Антоновой Н.Н. суд находит основанными на неверном толковании норм материального права.

Рассматривая доводы представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о том, что представленные статистические сведения об объеме образования ТКО являются недостоверными, в связи с чем, управлением они не могли быть приняты при определении объема ТКО, суд приходи к следующему.

В соответствии со статьей 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 29 июля 2022 года № 535 утверждена форма № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы» (приложение № 12), в котором региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами указывают объем коммунальных ресурсов и услуг в натуральном выражении, всего, а также с разбивкой на соответствующие категории. При заполнении формы обеспечивается полнота и достоверность содержащихся в ней данных.

Приказом Росстата от 9 октября 2020 года № 627 утверждена форма отчетов № 2-ТП (отходы), в которой с 2020 года указываются все отходы с указанием наименования видов отходов, класса опасности отхода, кода отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, куда входят и твердые коммунальные отходы.

Из материала административного дела следует, что при проведении мониторинга соблюдения стандартов раскрытия информации, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (действующими до 1 сентября 2023 года), региональными операторами ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части услуг регионального оператора по обращению с ТКО) за 2021 год.

Суд соглашается с доводами управления о том, что у органа регулирования отсутствует обязанность проверять данные статистической отчетности, поскольку статистическая отчетность организации является официальным источником информации, за правильность и заполнения которой несет ответственность регулируемая организация.

Вместе с тем, при наличии явных противоречий, выявленных в статистических данных, орган регулирования надлежит дать данному обстоятельству оценку с точки зрения применения их при утверждении тарифов, и не лишен возможности запросить у регионального оператора дополнительные сведения.

Из доводов представителей административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. следует, что в разделе № 1 формы 22-ЖКХ (ресурсы) ООО «Полигон» на 2021 год количество образованных отходов гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями указано - 755133 м3/62928 т, исполнителями коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК,ЖК, иные специализированные потребительские кооперативы) - 61021 м3/5084 т, что в общем объеме составляет 1 254 470 м3/104 510 т. Однако 755133 м3/62928 т +61021 м3/5084 т составляет 761234 м3/68012 т (разница - 493236 м3/36498 т).

В разделе № 1 формы 22-ЖКХ (ресурсы) ООО «Спецавтохозяйство» на 2021 год количество образованных отходов гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями указано - 272141 м3/68035 т, исполнителями коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иные специализированные потребительские кооперативы) - 8557 м3/2139 т, что в общем объеме составляет 472809 м3/118202 т. При этом 272141 м3/68035 т + 8557 м3/2139 т составляет 280698 м3/70174 т (разница - 192111 м3/48028 т).

Количество образованных отходов бюджетнофинансируемыми организациями в статистической отчетности по форме 22-ЖКХ (ресурсы) ООО «Полигон», ООО «Спецавтохозяйство» не приведено.

Согласно ответов на запрос суда ООО «Полигон» от 5 сентября 2023 года № 6236 и ООО «Спецавтохозяйство» от 5 сентября 2023 года № 5383 в разделе 1 формы 22-ЖКХ (ресурсы) Росстатом не предусмотрено заполнение граф бюджетофинансируемые организации, что также подтверждается утвержденной формой Росстатом, в соответствующих графов которых проставлено «Х».

Таким образом, отсутствие данных сведений само по себе под сомнение представленные данные не ставит.

Из доводов представителей административных истцов Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. также следует, что в разделе II формы 2-ТП (отходы) регионального оператора ООО «Полигон» на 2021 год указано, что общий объем ТКО составляет 104507,18 т, в том числе: смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке ТКО (образованных в жилых помещениях) - 13,23 т, отходы (мусор) об уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания - 15 т, отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов - 406, 57 т, мусор от офисных и бытовых помещений организацией не сортированный (исключая крупногабаритный) - 22081 т, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог - 31,16 т, мусор и смет уличный - 1827,11 т, отходы из жилищ не сортированный (исключая крупногабаритные) - 33 838,47 т, отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий - 848,76 т, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений - 1 492,54 т, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами - 984,47 т, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами - 1 494,17 т, мусор от офисных помещений организаций практически не опасный - 21450, 57 т, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками - 971,05 т., растительные отходы при уходе за газонами и цветниками - 338,28 т, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев - 220,15 т, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства - 9 406,34 т, отходы из жилищ крупногабаритные - 9088, 31 т. Итого, фактический объем, образованных в жилых домах, - 42940,01 т, прочие потребители 61567,17 т, что не соответствует сведениям, отраженным в форме 22-ЖКХ.

Между тем, согласно пояснительной записке ООО «Полигон» к годовой форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в разделе II формы 2-ТП (отходы) указаны сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, предоставляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с ТКО. Исходя из представленной информации видно, что у ООО «Полигон» образовалось собственных ТКО в размере 3,3 тонны и на территории кластера 4 образовано ТКО в размере 104507,18 г.

Следовательно, 104507,18 т +3,3 т, итого 104510, 48 т, что соответствует разделу I формы 22-ЖКХ (ресурсы) (с учётом применения правил округления - 104510 т).

Заявление представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о том, что ООО «Спецавтохозяйство» по пятому кластеру в форме 2-ТП указано только два вида отходов - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) и мусор от офисных и бытовых помещений организацией несортированный (исключая крупногабаритный), под сомнение представленные статистические данные об объеме ТКО также не ставит.

В целом доводы приведенные представителем административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о недостоверности статистических данных, не свидетельствуют о том, что у органа регулирования имелись безусловные основания для запроса у регионального оператора дополнительных сведений по представленным статистическим данным, и они не могли быть приняты для определения объема образования ТКО.

Позицию представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о том, что при определении объема образования ТКО по 4 кластеру Управлением неправомерно применен коэффициент перевода массы к объему ТКО - 83,31 кг/м3, тогда как в этом случае подлежал применению коэффициент плотности установленный постановлением правительства Амурской области № 606 от 30 декабря 2016 года, суд находит основанной на неверном толковании норм материального права.

Постановлением правительства Амурской области № 606 от 30 декабря 2016 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области согласно приложению к настоящему постановлению. Из указанного приложения следует, что коэффициент плотности (250 кг/м3) является расчетным и относится только к категории домовладений.

В соответствии с пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505, в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Управлением, как указывалось выше, при расчете регулируемых тарифов, в том числе при определении объема (массы) ТКО, использованы фактические данные, отраженные в статистической отчетности за последний отчетный год, что соответствует пункту 18 Основ ценообразования, пунктам 14, 86 Методических указаний.

Соответственно, исходя из представленных сведений, управлением расчетным путем правомерно определен коэффициент плотности.

Заявление представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о том, что ООО «Веранг ДВ» не имеет возможности сортировать тот объем ТКО, который предусмотрен к образованию в кластере № 4 (104, 51 тыс. т при плотности 83,31 кг/м3 ), возможности переработки ТК при массе образования ТКО 104,51 тыс. т. имеется только при плотности 250кг/м3, т.е. в объеме 418,04 тыс./м3, суд не может принять во внимание, поскольку приказом управления от 18 ноября 2022 года № 115-пр/у установлены предельные тарифы на обработку ТКО в отношении ООО «Веранг ДВ» (г. Благовещенск). Указанный нормативный правовой акт предметом проверки в рамках настоящего административного дела не является.

Довод представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» - Антоновой Н.Н. о допущенной управлением при корректировке тарифа арифметической ошибки (в части расходов регионального оператора ООО «Полигон» по захоронению ТКО, п.1.1. экспертного заключения) опровергается представленной управлением калькуляцией по расчету предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению ТКО с цифровыми значениями с 5 знаками после запятой.

В соответствии приложениями 2-22 Методических указаний расчет тарифа, а также всех его составляющих производится в формате электронных таблиц в MS Excel.

Подобный расчет не нарушает и не затрагивает права и законные интересы административных истцов индивидуальных предпринимателей Казанцева А.К., Белова В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркина А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко».

Вопреки утверждению административных истцов экспертные заключения соответствуют пункту 18 Правил регулирования и отвечают принципам экономической обоснованности расходов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, оспариваемые положения данного нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, отвечают общеправовым критериям определенности, ясности и не допускают неоднозначное толкование, в удовлетворении заявленных административных исковых требований индивидуальным предпринимателям Казанцеву А.К., Белову В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркину А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» и ООО «Спецавтохозяйство» надлежит отказать согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований индивидуальным предпринимателям Казанцеву А.К., Белову В.Н., Баранене А.Ю., Гучинской Л.И., Жук Т.Н., Чуркину А.Б., ООО «Торговая компания «Амур-Алко» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 гг», в редакции приказа № 122-пр/у от 24 ноября 2022 года «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у», в части установления предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по четвертому и пятому кластеру Амурской области, - отказать.

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Спецавтохозяйство» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 122-пр/у «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр» в части установления тарифа для ООО «Спецавтохозяйство», возложении обязанности на управление рассмотреть по существу заявление ООО «Спецавтохозяйство» на государственное регулирование предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, с учётом расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходов на амортизацию автомобиля и офисной техники, расходов на уплату транспортного налога, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 29 сентября 2023 года

Председательствующий судья Е.С. Диких