Дело № 3а-5/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2017 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре – Волотовой А.В.,
с участием прокурора Махиня В.В., представителя административного истца ООО «АВМ» - ФИО1, представителя Правительства Севастополя - ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску ЖСК «Жилстрой», ООО «АВМ» об оспаривании постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1058 - ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 г. № 668 – ПП «О прекращении на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства»,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК «Жилстрой», ООО «АВМ» обратились в суд с указанными административными исковыми заявлениями, которые объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В обоснование иска административные истцы указали, что оспариваемое постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1058-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 г. № 668 – ПП «О прекращении на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства» не соответствует предписаниям статьи 12 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения – Севастополя» и нарушает их право на ведение строительных работ, осуществляемых на основании деклараций о начале выполнения строительных работ, зарегистрированных Инспекцией архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе до 18.03.2014 г.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Правительство Севастополя просит отказать административному истцу в удовлетворении иска, поскольку принятие Постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1058-ПП согласовано с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов административных истцов. Кроме того, обжалуемый нормативный правовой акт принят с целью обеспечения защиты и реализации прав граждан на благоприятную окружающую городскую среду, защиты зеленых насаждений, недопущения застройки в зонах зеленных насаждений общего пользования и других лесопарковых территорий.
В судебном заседании представитель ООО «АВМ» на иске настаивала, представитель Правительства Севастополя просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Прокурор в заключении по делу полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Представитель ЖСК «Жилстрой» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Оспариваемым административными истцами постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1058 - ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12 июля 2016 № 668 – ПП «О прекращении на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства» (далее – Постановление № 1058 – ПП) установлено, что на территории города Севастополя разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ, выданные до 18 марта 2014 г., прекращают свое действие со дня вступления в силу настоящего постановления, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящего постановления (пункт 1).
Правила, установленные в пункте 1 настоящего постановления, не применяются, если на момент вступления в силу настоящего постановления завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 г. (пункт 2).
Исключения, предусмотренные в пункте 2 настоящего постановления, не применяются, если на основании разрешительных, декларативных и уведомительных документов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства на территориях, которые в соответствии с градостроительной документацией, указанной в пункте 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП, относятся к зонам зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, специальных зеленых насаждений города Севастополя (пункт 3).
Кроме того, пунктами 4 и 5 определено, что Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя в соответствии с возложенными полномочиями устанавливает факт (наличие) исключительного условия, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления. Признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 12.07.2016 г. N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства".
Постановление № 1058 – ПП было опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru) 10.11.2016 г.
Основные принципы правового регулирования, связанного с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
Указанным Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).
При этом переходный период для урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации действовал со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года (статья 6).
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
Одновременно в части 1 статье 12.1 названного закона предусмотрено, что особенности регулирования в том числе градостроительных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом из приведенных норм следует, что в отношении перечисленных документов в области градостроительных отношений город Севастополь вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование, в том числе, поскольку в качестве одного из условий действия этих документов федеральный законодатель указал, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 31 и частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов губернатора издает постановления Правительства Севастополя.
Статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Перечисленные в оспариваемом Постановлении № 1058 – ПП разрешение на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения подготовительных работ, декларация о начале строительных работ, выданные до 18 марта 2014 г., относятся к градостроительной деятельности, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГрК РФ признается деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемой в том числе в виде строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Письмом Минстроя России от 19.09.2016 г. № 30574- ХП/09 согласован проект постановления Правительства Севастополя «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности».
Таким образом оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Севастополя и, принимая его, Правительство Севастополя не нарушило положения статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
При этом, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, строительство объектов капитального строительства может осуществляться только на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2).
Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 г. N 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, которое устанавливает особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых выданы до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.
Таким образом, Постановление N 1058-ПП не означает в принципе невозможность осуществления строительства, которое может осуществляться после получения разрешения в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами, в связи с чем не ограничивает права застройщиков, оформивших разрешительные документы до 18 марта 2014 г., а исходя из существа градостроительных отношений устанавливает особенности правового регулирования в названной сфере, закрепив право на завершение начатого строительства на земельных участках, разрешенное использование которых соответствует этим целям.
Учитывая изложенное, поскольку Постановление № 1058–ПП принято Правительством Севастополя в пределах его компетенции и с соблюдением порядка принятия, не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административных истцов, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 215, 217 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Жилищно – строительному кооперативу «Жилстрой» и Обществу с ограниченной ответственностью «АВМ» отказать в удовлетворении административного иска об оспаривании постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1058 - ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 г. № 668 – ПП «О прекращении на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства».
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства города Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич