ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-5/19 от 24.04.2020 Омского областного суда (Омская область)

УИД 55OS0000-01-2019-000154-81

Дело № 3а-5/2019

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2020 г. г. Омск

Судья Омского областного суда Ершова Л.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А. О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Сергеев А.О., являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...>, <...>, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости (том 1 л.д.7-13).

Определением суда от 17 октября 2019 года административное исковое требование Сергеева А.О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> выделено в отдельное производство с выделением соответствующих материалов дела (том 1 л.д. 1-4).

Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», выводы отчета об оценке, выполненного оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «Арус» Мосиной Е.В., административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию 1 июня 2017 года в размере его рыночной стоимости, равной <...>. Одновременно просил определить период действия установленной кадастровой стоимости с 1 июня 2017 года до даты утверждения новой кадастровой оценки (том 1 л.д.12).

При уточнении требований административный истец просил определить период действия установленной судом кадастровой стоимости в размере рыночной с 30 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года (том 1 л.д.59).

Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Омской области полагал заявленное требование не подлежащим удовлетворению (том 1 л.д. 42-47).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области Кадочникова П.А. против удовлетворения административного иска возражала. Указала, что 5 августа 2019 года на основании решения Комиссии в кадастр внесена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2017 года в размере рыночной, равной <...>, датой начала применения указанной кадастровой стоимости является 1 января 2019 года (том 1 л.д.238-239).

Представитель Администрации города Омска Окишев К.В. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь, что повторное оспаривание кадастровой стоимости не допускается (том 1 л.д.230-237).

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в письменных отзывах возражали против удовлетворения заявленных требований (том 1 л.д. 207-209, 218-221).

В поступившем в суд заявлении Сергеев А.О. просил рассмотреть указанное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства (том 2 л.д.60).

Лица, участвующие в деле, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением Омского областного суда от 24 апреля 2020 года постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу положений абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (абзац 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Сергеев А.О. в соответствии с договором аренды от 28 июля 2017 года, заключенным с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 580 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Кировский АО, <...> (том 1 л.д.17-20).

Пунктом 2.1 договора аренды предусмотрено определение размера арендной платы расчетным путем с использованием кадастровой стоимости земельного участка.

При постановке на кадастровый учет кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года №50-п по состоянию на 1 июня 2017 года в размере <...> (том 1 л.д. 16, 23).

8 июля 2019 года Сергеев А.О. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка. Решением Комиссии от 31 июля 2019 года № 162 заявление Сергеева А.О. удовлетворено. В отношении данного земельного участка по состоянию на 1 июня 2017 года установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, равной <...>, на основании отчета № 22/18, выполненного 25 марта 2019 года оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «Арус» Мосиной Е.В. (том 1 л.д. 210-212).

Решением Омского областного суда от 25 ноября 2019 года (дело №3а-131/2019) административное исковое заявление Администрации города Омска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения Комиссии от 31 июля 2019 года №162 оставлено без удовлетворения (том 2 л.д. 33-37). Решение вступило в законную силу 11 марта 2020 года (том 2 л.д.38-45).

Таким образом, Сергеевым А.О. реализовано право на пересмотр кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> путем подачи заявления в Комиссию.

Обращение с настоящим административным иском по существу сводится к заявлению требования о распространении действия кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной, установленной решением Комиссии, на период с 30 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года (том 1 л.д.59).

Разрешая спор, суд исходит из положений абзацев 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающих, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела усматривается, что административный истец неоднократно обращался в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Как указывает в письменных пояснениях административный истец, первое обращение в Комиссию в отношении данного земельного участка имело место 10 октября 2018 года, при этом величина рыночной стоимости, которую просил установить Сергеев А.О., была иной - <...>. Решением Комиссии от 24 октября 2018 года указанное заявление отклонено в связи с несоответствием представленного отчета требованиям Федеральных стандартов оценки.

21 декабря 2018 года Сергеев А.О. повторно обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и установлении в том же размере, что и 10 октября 2018 года. Указанное заявление возвращено в связи с отсутствием выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д.55-56).

После устранения указанного нарушения заявление рассмотрено Комиссией на заседании 23 января 2019 года и вынесено решение № 11 об отклонении заявления в связи с несоответствием представленного отчета требованиям Федеральных стандартов оценки (том 1 л.д. 213-215).

Решение Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и установлении ее в размере рыночной принято, как указывалось выше, по обращению Сергеева А.О., имевшему место 8 июля 2019 года. При этом в отчете, на основании которого установлена рыночная стоимость, содержалась совершенно иная величина рыночной стоимости. Таким образом, установление рыночной стоимости Комиссией в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> является результатом рассмотрения заявления Сергеева А.О., поданного в Комиссию 8 июля 2019 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Однако в силу прямого указания в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку Сергеев А.О., являясь арендатором спорного земельного участка, реализовал свое право на пересмотр кадастровой стоимости путем обращения с заявлением в Комиссию 8 июля 2019 года, решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> пересмотрена, учитывая приведенное выше регулирование Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» о порядке применения установленной решениями Комиссии рыночной стоимости, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового требования Сергеева А. О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении по состоянию 1 июня 2017 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости, равной <...>, с периодом действия установленной кадастровой стоимости с 30 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Судья Л.А. Ершова