ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-5/19ГОДА от 21.01.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-5/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2019 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

с участием прокурора Родионовой О.В.,

представителей по доверенности:

административного истца - ФИО1,

административного ответчика – ФИО2, ФИО3,

представителей

заинтересованного лица – ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15 декабря 2015 года № 57-к/3 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя и от 15 декабря 2017 года № 174-к/2 «О корректировке установленных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя»,

установил:

Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (далее - МП ЖКХ г. Шуи) обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнений (т. 2 л.д. 1) просило признать недействующими и не соответствующими Постановлению Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2013г. № 1746-э со дня принятия:

- постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 57-к/3 от 15.12.2015г. в части установления тарифа на транспортировку сточных вод (абз. 3 строки 2 приложения № 1 к постановлению) в части удельного расхода электрической энергии при транспортировке сточных вод (строка 5 столбец 8 Приложения 2 к постановлению) для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2018 год.

- постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 174-к/2 от 15.12.2017г. в части установления тарифа на транспортировку сточных вод (абз. 3 строки 2 приложения № 1 к постановлению) для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2018 год.

Административный иск с учетом неоднократного уточнения оснований иска в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) (т. 1 л.д. 45-46, 112-114, 140-141) в окончательной форме обоснован тем, что на территории городского округа Шуя и Шуйского муниципального района МП ЖКХ г. Шуи осуществляет деятельность по водоотведению от объектов абонентов, присоединенных к централизованной системе водоотведения. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» осуществляет эксплуатацию части централизованной системы водоотведения городского округа Шуя, являясь транзитной организацией, оказывающей услуги по транспортировке сточных вод. Между МП ЖКХ г. Шуи и ОАО ХБК «Шуйские ситцы» заключен договор по транспортировке сточных вод от 01.10.2012г. Размер платы на транспортировку сточных вод определяется исходя из тарифа, установленного административным ответчиком и объема оказанных услуг. Административный истец считает, что тариф на транспортировку сточных вод установлен с нарушением постановления Правительства от 13.05.2013г. № 406, Основ ценообразования и Методических указаний и нарушает законные права и интересы МП ЖКХ г. Шуя. По мнению административного истца, сети, заявленные ОАО ХБК «Шуйские ситцы» как транзитные, обществу не принадлежат. Так, канализационные сети, в том числе, проходящие через территорию ОАО ХБК «Шуйские ситцы», с использованием которых производится процесс транспортировки сточных вод протяженностью 2614,04м входят в состав технологического комплекса канализации № 1, расположенного по адресу: <...> <...> мкр. ФИО6, пер. Фабричный, ул. Фабричная, ул. 1,2 Московская, пер. Московский, ул. Сехская, пл. Вокзальная, ул. 1 Нагорная, ул. Аникина, ул. Балакова, ул. Заводская, ул. Кирова, ул. Ярославская, пер. 6 Нагорный, <...> Данный технологический комплекс находится в муниципальной собственности и согласно решению городской Думы городского округа Шуя от 19.12.2013г. № 238 передан в хозяйственное ведение МП ЖКХ г. Шуи. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.04.2018г. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» отказано в признании права собственности на участок канализационных сетей общей протяженностью 627,8 кв.м., входящим в данный технологический комплекс. Таким образом, у тарифного органа отсутствовали необходимые документы для открытия тарифного дела (а именно правоустанавливающие документы на объект). Расходы на электроэнергию регулируемой организации, определенные на 2016 год и как следствие на 2018 год, по мнению административного истца, являются завышенными в виду неправильного определения объемов потребления электроэнергии, показателя удельного расхода электроэнергии. Ежегодная корректировка валовой выручки на 2018 года осуществлена с нарушением положений раздела VII Методических указаний, а именно: Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области не осуществлен расчет необходимой валовой выручки, определяемой на отчетный год (2016 год) на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (п. 95 Методических указаний), в частности, не учтен необоснованно полученный ОАО ХБК «Шуйские ситцы» доход.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО7 поддержали заявленные исковые требования (в редакции от 18 января 2019 года) по вышеизложенным доводам.

Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 возражали по поводу удовлетворения административного иска, сославшись на доводы письменных возражений и дополнений к ним (т. 1 л.д. 118-121, 195-198).

Представители заинтересованного лица ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ФИО4, ФИО5 с административным иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах и устных пояснениях (т.1 л.д. 87-89, 142-143, т. 2 л.д. 11-14). Считали, что установленные тарифы являются обоснованными, при их расчете не допущено нарушений действующего законодательства, оспариваемые постановления не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и материалы тарифных дел, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2015 года № 57-к/3 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» (т. 1 л.д. 6) установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя, на 2016 - 2018 годы с календарной разбивкой, согласно приложению 1, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации установленных тарифов для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя, на 2016-2018 год, согласно приложению 2.

В частности, для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» установлены тарифы на транспортировку сточных вод с календарной разбивкой на 2018 год: с 01.01.2018г. по 30.06.2018г. – 5,53 руб. /куб.м., с 01.07.2018г. по 31.12.2018г. - 5,76 руб./куб.м.;а также показатели энергосбережения и энергетической эффективности - удельный расход электрической энергии – 0,963 кВт ч/куб.м.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15 декабря 2017 года № 174-к/2 «О корректировке установленных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» произведена корректировка установленных постановлением от 15 декабря 2015 года долгосрочных тарифов с 1 января 2018 года; приложение 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2015г. № 57-к/3 изложено в новой редакции (т.1 л.д. 10), а именно тариф на транспортировку сточных вод на период с 01.01.2018г по 30.06.2018г. установлен в размере 5,51 руб./куб.м., с 01.07.2018г. по 31.12.2018г. – 5,94 руб./куб.м.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» действует на основании Устава предприятия, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО ХБК «Шуйские ситцы» 26 июня 2009 года (л. 2-7 тарифного дела) и осуществляет, в том числе, деятельность по приему и передаче сточных вод согласно заключенных договоров (п. 3.4 Устава).

Постановлением Администрации городского округа Шуи № 960 от 25.06.2013г. (т.1 л.д. 12) МП ЖКХ г. Шуи определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения г.о. Шуя.

Между МП ЖКХ г. Шуи (организация ВКХ) и ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (транзитная организация) 1 октября 2012 года заключен договор № 2/1 по транспортировке сточных вод, согласно которому транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществлять перекачку сточных вод посредством ГНС (насосной станции) по канализационным сетям Организации ВКХ до очистных сооружений, а организация ВКХ обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод (т.1 л.д. 47-57).

Согласно п. 7.1. указанного договора оплата по договору осуществляется организацией ВКХ по тарифам на транспортировку сточных вод, устанавливаемым в порядке, определенным законодательством Российской Феедрации.

Оспариваемые административным истцом постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) являются нормативными правовыми актами и применяются при взаиморасчетах между МП ЖКХ г. Шуя и ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МП ЖКХ г. Шуя вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, процедуру их принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон № 416-ФЗ), а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания), утвержденными приказом Федеральной Службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относятся холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе, очистка сточных вод; прием и транспортировка сточных вод. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение и на транспортировку сточных вод (ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 7, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ тариф на водоснабжение, водоотведение, транспортировку сточных вод подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.4.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.

В соответствии с пунктами 12-14, 16-17, 25, 27 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что 27 апреля 2015 года ОАО ХБК «Шуйские ситцы» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с предложением об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2016 год с применением метода экономически обоснованных расходов, в связи с чем Департаментом было открыто тарифное дело, проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений.

На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 15 декабря 2015 года (протокол № 57/2, т.2 л.д. 19-26) принято решение об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя и долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации установленных тарифов для организаций, оказывающих услуги потребителям г.о. Шуя.

28 апреля 2017 года ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» обратилось с заявлением об открытии дела о корректировке тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2018 год, в связи с чем Департаментом энергетики и тарифов открыто тарифное дело и проведена экспертиза предложений организации.

На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 15 декабря 2017 года (протокол № 174/2, т.2 л.д. 27-31) принято решение о корректировке с 01.01.2018г. установленных долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя.

В соответствии с п.1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, решения данного органа оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) "Ивановской газете" и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации".

Текст оспариваемого Постановления от 15.12.2015г. № 57-к/3 опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 99(5893) от 18 декабря 2015 года, Постановления от 15.12.2017г. № 174-к/2 - в печатном издании «Ивановская газета» № 101 (6100) от 22 декабря 2017г.

Правомочность органа, принявшего оспариваемые Постановления, соблюдение установленной процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, перечисленных в данной статье (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Тарифы в сфере водоснабжения устанавливаются методом, выбранным органом регулирования тарифов, на основании критериев, установленных основами ценообразования, с учетом предложений регулируемой организации (части 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, пункт 24 Правил регулирования тарифов и пунктом 31 Основ ценообразования).

Как усматривается из материалов дела, в том числе, пояснительной записки по выбору метода регулирования (т. 1 л.д. 122-123), приказа Департамента энергетики и тарифов Ивановский области от 23 октября 2015 года № 65-у «О выборе методов регулирования тарифов на 2016-2018 годы в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ивановской области» (т.1 л.д. 130-134) тарифный орган, проанализировав регулируемый вид деятельности ОАО ХБК «Шуйские ситцы», представленные предприятием документы и установив, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не соответствует критериям, позволяющим использовать метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод сравнения аналогов, рассчитал долгосрочные тарифы для организации методом индексации с учетом положений п. 75 Основ ценообразования и ст. 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Административный истец полагал, что при утверждении тарифа на транспортировку сточных вод Департаментом были нарушены нормы п. 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку регулируемой организацией не были представлены правоустанавливающие документы на транзитные сети водопровода и канализации, в то время как часть сетей, заявленных как транзитные, обществу не принадлежат. По мнению административного истца, канализационные сети, в том числе, проходящие через территорию ОАО ХБК «Шуйские ситцы», протяженностью 2614,04м, входят в состав технологического комплекса канализации № 1. Данный технологический комплекс находится в муниципальной собственности и согласно решению городской Думы городского округа Шуя от 19.12.2013г. № 238 передан в хозяйственное ведение МП ЖКХ г. Шуи (т. 1 л.д. 20-21. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.04.2018г. (т.1 л.д. 25-31) ОАО ХБК «Шуйские ситцы» отказано в признании права собственности на участок канализационных сетей общей протяженностью 627,8 кв.м., входящим в данный технологический комплекс.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела и материалах тарифных дел документы, пояснения лиц, участвующих в деле, суд находит указанные доводы несостоятельными и не влияющими на законность оспариваемых нормативных правовых актов.

Согласно пп. «а» п. 17 указанных Правил к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Вместе с тарифными заявками в 2015 и 2017 годах, как следует из представленных тарифных дел, ОАО ХБК «Шуйские ситцы» представляло правоустанавливающие документы на объекты, используемые в деятельности по транспортировке сточных вод, а также договор о транспортировке сточных вод, заключенный с МП ЖКХ от 1 октября 2012 года, приложением к которому, в том числе, являются акт разграничения эксплуатационной ответственности канализационных сетей «Транзитной организации» и «Организации ВКХ» (т.1 л.д. 54), схема сетей водоотведения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (т.1 л.д. 56), которые эксплуатирует транзитная организация, проводит их обслуживание.

Оснований не доверять указанным документам у Департамента не имелось.

Факт того, что ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» согласно указанному договору эксплуатирует и обслуживает сети водоотведения, в состав которых входят, в том числе, сети, по мнению истца, не принадлежащие заинтересованному лицу на праве собственности, не оспаривалось и представителями административного истца при рассмотрении дела.

Решение Арбитражного суда Ивановской области, на которое ссылается административный истец, принято в 2018 году, и, соответственно в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области не представлялось и не могло быть учтено при принятии оспариваемых постановлений.

Согласно п. 74, 76 Основ, п.43, 85, 88 Методических указаний при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ. Согласно п. 58 Основ к текущим расходам регулируемой организации относятся, в том числе, расходы на приобретение электрической энергии.

В силу п. 64 Основ расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 настоящего документа.

Из материалов тарифных дел, экспертных заключений от 14.12.2015 (т. 1 л.д. 124-129) и 13.12.2017 года (т. 1 л.д. 135-137, т. 2 л.д. 18) следует, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ведет раздельный учет расходов на регулируемый вид деятельности и иные виды деятельности.

В соответствии с указанными выше нормами на 2016 год (базовый период) плановая величина расходов на электрическую энергию (11496663 руб.) определена Департаментом исходя из: планового объема транспортировки сточных вод на 2016 год, заявленного предприятием и подтвержденного, в том числе, письмом МП ЖКХ г. Шуя от 17.04.2015 № 858 (л. 91 тарифного дела 2015 года); удельного расхода электрической энергии на транспортировку стоков (0,963 кВтч/куб.м., установленного как долгосрочный параметр регулирования на 2016-2018 годы); фактической стоимости 1 кВтч электрической энергии, сложившейся в 2014 году (2,90 руб./тыс.кВт.ч) и прогнозных индексов цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных Минэкономразвития России на 2015, 2016 годы.

Соответственно плановая величина расходов на электрическую энергию при установлении тарифов в 2015 году на 2017- 2018 годы рассчитывалась с учетом прогнозных индексов роста цен на 2017, 2018 годы в размере 107,2% и 107,1% соответственно.

При корректировке тарифа на 2018 год как следует из экспертного заключения от 13.12.2017 года плановая величина расходов на электрическую энергию (13127292 руб.) определена аналогичным образом, т.е. исходя из планового объема транспортировки сточных вод на 2018 год (3663,71 тыс. куб. м.), определенного на основании письма МП ЖКХ г. Шуи от 11.04.2017г. № 803 тарифного дела 2017 года) в части объемов, поступающих из канализационных сетей МП ЖКХ г. Шуи, и расчетов относительно выпуска продукции на 2018 год в части производственных стоков ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (л. 49, 54, 59) тарифного дела 2017 года), удельного расхода электрической энергии, установленного как долгосрочный параметр регулирования (0,963 кВт.ч/куб.м.), фактической стоимости электрической энергии, сложившейся в 2016 году (3,34 руб./тыс.кВт.ч), прогнозного индекса цен на электрическую энергию, утвержденного Минэкономразвития России на 2017 год и на плановый период 2018, 2019 годов (1,065 и 1,046 соответственно).

Доводы относительно неправильного расчета удельного расхода электрической энергии в виду принятия завышенных объемов потребления электроэнергии, суд находит необоснованными.

Удельный расход электрической энергии является одним из долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, которые рассчитываются в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 72, подпункт "г" пункта 79, пункт 79(1) Основ ценообразования).

Оспариваемым Постановлением от 15 декабря 2015 года № 57-к/3 удельный расход электрической энергии как долгосрочный параметр регулирования утвержден на 2016, 2017, 2018 годы в размере 0,963 кВтч/куб.м.

Указанный удельный расход использован в расчете плановых затрат на электрическую энергию как на 2016 год, так и впоследствии (при корректировке) на 2018 год.

Расчет удельного расхода электрической энергии произведен органом регулирования с учетом положений, предусмотренных в пп. «е» п. 13, п.14 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 162/пр.

Из пояснений представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, экспертного заключения от 14.12.2015г. следует, что в целях установления тарифов и долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы были проанализированы представленные ОАО ХБК «Шуйские ситцы» обосновывающие материалы, в том числе, фактические показатели деятельности предприятия за 2014 год.

Удельный расход электрической энергии рассчитан путем деления суммарного расхода электрической энергии на транспортировку сточных вод за 2014 год в количестве 3783,5 тыс.кВт.ч. на фактический объем транспортировки стоков за 2014 год в объеме 3930,70 тыс. куб.м.

Порядок расчета указанного показателя административным истцом не оспаривался.

Фактический объем транспортировки стоков за 2014 год в объеме 3930700 куб.м. подтверждается материалами тарифного дела, в том числе выпиской из книги учета хозяйственных операций ОАО ХБК «Шуйские ситцы» по счету 62103 «Прием и передача сточных вод» (л. 221 тарифного дела 2015г.), актами приема-передачи услуг по водоотведению за 2014 год, подписанными ОАО ХБК Шуйские ситцы и МП ЖКХ г. Шуи (т.1 л.д. 182-193) Такой же фактический объем стоков указан в письме МП ЖКХ г. Шуя от 17.04.2015г. № 858 (л. 91 тарифного дела 2015г.).

Указанный объем в итоговом судебном заседании не оспаривали и представители административного истца.

Используемое в расчете удельного расхода электрической энергии фактическое потребление электрической энергии на нужды транспортировки сточных вод за 2014 год в количестве 3783,5 тыс. кВт.ч. определено Департаментом на основании произведенного ОАО ХБК «Шуйские ситцы» расчета расходов на приобретение электрической энергии за 2014 год (таблица 4) (л.99 тарифного дела 2015 г.), копии договоров электроснабжения ( л. 140-159 тарифного дела 2015 г.), расчета стоимости электроэнергии на ГНС (с КНС тк. Фабрики №2) за 2014 год за подписью главного экономиста ОАО ХБК Шуйские ситцы ФИО8 (л. 160 тарифного дела 2015 г.), а также дополнительно представленных в рамках рассмотрения тарифного дела на электронную почту уполномоченного по рассмотрению дела об установлении тарифа на транспортировку копий счетов фактур гарантирующих поставщиков электрической энергии ОАО «МРСК Центра и Приволжья» за январь-июнь 2014 года и ООО ЭСК «Гарант» за июль-декабрь 2014 года, копий справок о количестве потребленной электроэнергии по фидерам 610 ПС «Шуя-1» и 615 ПС «Шуя-1» по месяцам 2014 года по данным приборов учета и расчетов помесячного потребления электрической энергии по КНС в м. Филино (т.1 л.д. 199-206).

При этом Департамент энергетики и тарифов также принял во внимание, что указанный фактический объем электрической энергии не превышал величину планового потребления электрической энергии в размере 4360,374 тыс.кВт.ч., отраженную в представленном ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в составе тарифной заявки расчете потребности в электрической энергии на 2016 год, произведенный исходя из установленной мощности оборудования, участвующего в технологическом процессе транспортировки стоков, коэффициента полезного использования и времени работы оборудования (л. 99 тарифного дела 2015г.).

Все доводы административного истца основаны на предположениях о том, что оборудование ГНС фактически потребило меньше электрической энергии, чем зафиксировано приборами учета (в том числе, путем подключения после соответствующих приборов учета новых энергопринимающих устройств).

Как следует из пояснений заинтересованного лица, имеющихся материалов дела количество электрической энергии потребляемой ГНС, учитывается приборами учета, через которые присоединено только оборудование ГНС (фидер 610 ПС «Шуя-1 и фидер 615 ПС «Шуя-1).

При этом приборы учета приняты в эксплуатацию сетевой компанией, они проходят поверки в установленные законодательством сроки, сведения с приборов учета передаются в сетевую организацию, на основании указанных показаний производится оплата, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы (договоры энергоснабжения, сведения о месте исполнения и порядке определения объемов взаимных обязательств сторон по договору энергоснабжения, счета фактуры) (т.1 л.д. 144-181, л. 140-159 тарифного дела 2015 года, л. 101-115 тарифного дела 2017 года). Технологическое присоединение нового энергопринимающего оборудования возможно только с соблюдением определенного порядка и также производится сетевой организацией (п.п. 2, 8, 10, 15,17, 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861).

Представители административного истца указывали на то, что фактически имеющееся оборудование не может потреблять заявленное количество электрической энергии, которое по расчету ОАО ХБК «Шуйские ситцы», имеющемуся в материалах тарифного дела 2015 года, составляло на 2016 год 4360374 кВт/ч.

Однако при определении удельного показателя расхода электрической энергии Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области указанное количество электроэнергии и не было принято к расчету. Были приняты во внимание именно перечисленные выше документы о фактическом потреблении электрической энергии, объем которого меньше, чем заявлен в предложении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2016 год (базовый год).

Таким образом, при установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2016-2018г. административный ответчик проверил и принял только экономически обоснованные затраты на приобретение электрической энергии (мощности) по фактическим данным о приобретении за 2014 год, принял во внимание фактически оказанный в 2014 году объем услуг по транспортировке сточных вод, применил установленные Минэкономразвития России прогнозные индексы роста цен, что соответствует законодательству в сфере регулирования тарифов по водоснабжению и водоотведению.

Ссылка административного истца на то, что в нарушение п. 95 Методических указаний Департамент энергетики и тарифов Ивановской области не осуществлен расчет необходимой валовой выручки, определяемой на отчетный год (2016 год) на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, а именно - не учтен необоснованно полученный ОАО ХБК «Шуйские ситцы» доход, связанный в том числе, с некорректным расчетом удельного расхода электроэнергии, является несостоятельной.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования). НВВ и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, применяемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).

Корректировка производится в соответствии с формулами, предусмотренными разделом VII Методических указаний.

Как следует из пояснений Департамента действительно, корректировка необходимой валовой выручки в части дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования, не производилась, поскольку не была заявлена регулируемой организацией.

Такая позиция органа регулирования не противоречит пунктам 90, 95 Методических указаний, учитывая, что в силу подпункта "к" пункта 17 Правил регулирования тарифов расчет дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования представляется такой организацией в составе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.

Более того, из пояснений представителя Департамента в судебном заседании следует, что такой расчет Департаментом был произведен. Согласно полученным данным, необходимо было бы увеличить НВВ, что привело бы к увеличению тарифа, в то время как административный истец не является регулируемой организацией и настаивает на нарушении его прав завышенным размером тарифа.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15 декабря 2015 года № 57-к/3 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя и от 15 декабря 2017 года № 174-к/2 «О корректировке установленных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» федеральному законодательству не противоречат, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.

Оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15 декабря 2015 года № 57-к/3 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя и от 15 декабря 2017 года № 174-к/2 «О корректировке установленных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Степанова

Мотивированное решение составлено 27 января 2019 года.