№ 3а-5/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань
24 июля 2020 г. Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при помощнике судьи Смахтиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 Магомеда-Расула Магомеда-Саидовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением к агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, Управлению Росреестра по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в котором указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12103003 кв.м, из категории – пастбищ, предоставленного под выпас скота, расположенного по адресу <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 1 января 2015 г. на основании постановления агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 г. № 14 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области" в размере 21785405 руб., тогда как рыночная стоимость объекта составляет 10166 523 руб. согласно отчету об оценке № от 14 октября 2019 г. ООО Экспертное агентство «Дело +».
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с рыночной стоимостью влечет нарушение прав административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер арендных платежей. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной по состоянию на 1 января 2015 г..
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме. Неявка участвующих в деле лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.
Административный ответчик филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области в письменных возражениях указал на отсутствие правовых оснований для участия филиала в рассмотрении настоящего административного дела. Управление Росреестра по Астраханской области оставило разрешение данного спора на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования, просила определить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы в размере 10771673 руб.
Представитель административного ответчика агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО3 в судебном заседании не оспаривал права обращения административного истца с указанными требованиями, полагал необходимым определить рыночную стоимость объекта недвижимости в размере 19307 000 руб. 00 коп., согласно заключению судебной эксперты Общества с ограниченной ответственностью «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» № 1 от 15 января 2020 г.
Аналогичное мнение высказал в судебном заседании и представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Черноярский район» ФИО4
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав эксперта ФИО5, исследовав представленные доказательства, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18). К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке объекта оценки (часть 16 статьи 24.18).
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец, является главой крестьянского фермерского хозяйства и арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 12103003 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под выпас скота, месторасположение установлено относительно ориентира, <адрес>.
Согласно договору аренды № 6 от 3 марта 2009 г., договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 8 августа 2014 г. б/н, дополнительному соглашению № 3 от 10 апреля 2018 г. размер арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, таким образом, административный истец является лицом, которое вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функциональное регулирование в сферах имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения объектами, находящимися в государственной собственности Астраханской области. Агентство принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, участвует в работе комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 г. № 14 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области, по состоянию на 1 января 2015 г.
Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 12103003 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под выпас скота, по состоянию на 1 января 2015 г. определена в размере 21785 405 рублей 40 копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской их Единого реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указал, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО ЭА «ДЕЛО+» № 11-10-1-5 от 14 октября 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на эту дату составила 10166 523 руб.
Поскольку имелись сомнения в достоверности представленного административным истцом отчета об оценке, в целях определения действительной рыночной стоимости земельного участка, по инициативе заинтересованного лица судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз».
Согласно заключению судебной эксперты № 1 от 15 января 2020 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 19307 000 руб. 00 коп.
Проверяя заключение судебной экспертизы, установлено наличие противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, которые по мнению эксперта ФИО6, обусловлены техническими ошибками при расчетах, и применением иных коэффициентов. В ходе судебного разбирательства экспертом дважды уточнялась рыночная стоимость объекта недвижимости. Эксперт дополнительно проанализировал рынок недвижимости, проверил расчеты и, применив иной коэффициент, пришел к окончательному выводу о размере рыночной стоимости объекта оценки 17395000 руб.
В связи с установленными противоречиями в заключении судебной экспертизы, судом назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Автономной некоммерческой организации по проведению судебных экспертиз и иных исследований «Базис».
Из заключения № 82-20 повторной оценочной судебной эксперты от 3 июня 2020 г. следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 10771 673 руб. 00 коп.
С учётом заключения судебной оценочной экспертизы административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в определённом экспертизой размере.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключение повторной оценочной судебной эксперты, сопоставив его содержание с материалами административного дела и допросив в судебном заседании эксперта ФИО5, суд приходит к выводу о соответствии заключения требованиям, предъявляемым законодательством, является относимым, допустимым и достоверным.
Заключение повторной оценочной судебной эксперты подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим специальное высшее образование, необходимый стаж экспертной работы, а также содержит все необходимые сведения, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения,
При проведении исследования судебный эксперт руководствовался Федеральными законами "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральными стандартами оценки, Справочником оценщика недвижимости под ред. ФИО7. Кроме того, использовались Публичная карта Росреестра, сведения из периодической печати, интернет-сайтов.
Повторная оценочная судебная экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела. Само заключение повторной оценочной судебной эксперты содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении повторной оценочной судебной эксперты, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении экспертизы не просили.
Представитель административного истца в судебном заседании согласилась с результатами судебной экспертизы, полагая, что рыночная стоимость земельного участка определена правильно.
Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные административным истцом доказательства, Астраханский областной суд приходит к выводу об обоснованности рыночной стоимости земельного участка в размере 10771 673 рублей по состоянию на 1 января 2015 г.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой подачи заявления для административного истца является дата его обращения в суд 28 октября 2019 г.
руководствуясь статьями 175-176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административное исковое заявление Главы крестьянского хозяйства ФИО1 Магомеда-Расула Магомеда-Саидовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 12103003 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под выпас скота, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного <адрес> по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 10771 673 (десять миллионов семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят три) руб. 00 коп. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 28 октября 2019 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 7 августа 2020 г.