ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-5/2016 от 18.02.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 3а-5/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень 18 февраля 2016 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пленкиной Е.А.,

при секретаре Б.А.Д.

с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Тюменьснабцентр» ФИО1, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Тюменьснабцентр» к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Тюменьснабцентр» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание и строение, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......>., по состоянию на 01 января 2011 года; земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб., по состоянию на 23 апреля 2013 года; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником указанных земельных участков. Постановлением Правительства Тюменской области № 530-п от 02 декабря 2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> в размере <.......>. по состоянию на 01 января 2011 года. В соответствии с кадастровой справкой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена по состоянию на 23 апреля 2013 года и составляет <.......>.. Согласно отчетам ООО «Аксерли» <.......>, <.......> от 19 июня 2015 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, на которые представлены положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» <.......> и <.......> от 30 июня 2015 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2011 года составляет <.......> коп., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 23 апреля 2013 года составляет <.......> коп.. Административный истец указывает, что поскольку содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков существенно превышает их действительную рыночную стоимость, права административного истца как налогоплательщика нарушены. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области заявление ООО «Тюменьснабцентр» об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости отклонено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от 20 октября 2015 года (т.1, л.д.173), имеющий высшее юридическое образование, уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы: земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2011 года – в размере <.......> коп., земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 23 апреля 2013 года – в размере <.......> коп..

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 17 сентября 2015 года (т.1, л.д.227), имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав письменный отзыв (т.1, л.д.213-219), содержащий возражения относительно представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также процессуального статуса Управления Росреестра по Тюменской области. Суду пояснила, что возражений относительно результатов проведенной судебной экспертизы не имеет.

На основании определения судьи Тюменского областного суда от 26 ноября 2015 года процессуальный статус Управления Росреестра по Тюменской области определен в качестве заинтересованного лица (т.1, л.д.234-235).

Представители административных ответчиков Правительства Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, представители заинтересованных лиц Администрации г.Ишима, Администрации г.Тюмени в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки в суд не представили.

В письменных возражениях административный ответчик Правительство Тюменской области, а также заинтересованное лицо Администрация г.Тюмени просили в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя возражения несоответствием представленных административным истцом отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.2, л.д.13-17, 21-25).

В письменном отзыве административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области оставил принятие решения на усмотрение суда (т.1, л.д.198-202).

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Ишима в письменных возражениях просил отказать административному истцу в требованиях к Администрации г.Ишима (т.1, л.д.239).

В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству на основании определения судьи Тюменского областного суда от 16 ноября 2015 года процессуальный статус Администрации г.Ишима и Администрации г.Тюмени определен в качестве заинтересованных лиц.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту также Закон о кадастре).

Как закреплено в части 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с нормами ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, ООО «Тюменьснабцентр» является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание и строение, расположенного по адресу: <.......>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <.......> от <.......> (т.1, л.д.15), а также собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: <.......>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <.......> от 30 декабря 2014 года (т.1, л.д.16).

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером <.......>, кадастровый номер <.......> равнозначен кадастровому номеру <.......> (т.1, л.д.209).

Земельный участок, принадлежащий административному истцу, с кадастровым номером <.......> включен в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01 января 2011 года в Постановлении Правительства Тюменской области от 02 декабря 2013 года № 530-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области», и составляет <.......> коп., что подтверждается кадастровой справкой (т.1, л.д.150).

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> его кадастровая стоимость определена на дату 23 апреля 2013 года и составляет <.......>. (т.1, л.д.149).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно ч.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Исходя из системного анализа приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

В обоснование требований об установлении рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, в материалы дела были представлены отчеты <.......> и <.......> от 19 июня 2015 года, составленные оценщиком ООО «Аксерли», об оценке рыночной стоимости земельных участков (т.1, л.д.17-53, 79-118).

Согласно указанным отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2011 года составляет <.......>., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 23 апреля 2013 года составляет <.......>..

На указанные отчеты экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» даны заключения <.......> и <.......> от 30 июня 2015 года, согласно которым отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (т.1, л.д. 55-78, 119-145).

Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 557 и № 558 от 18 августа 2015 года поданные 23 июля 2015 года заявления ООО «Тюменьснабцентр» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонены (т.1, л.д.143-148).

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с наличием возражений административного ответчика и заинтересованных лиц относительно представленных административным истцом отчетов об оценке по ходатайству административного истца по делу проведена судебная экспертиза, на разрешение эксперта судом поставлены вопросы об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2011 года и земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 23 апреля 2013 года, а также о соответствии представленных административным истцом отчетов об оценке требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартов и правил оценки.

Согласно заключению эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Новация» ФИО3. от 27 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2011 года определена в размере <.......>., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 23 апреля 2013 года определена в размере <.......>., экспертом также сделан вывод о соответствии отчетов ООО «Аксерли» <.......>, <.......> от 19 июня 2015 года требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам и правилам оценки (т.2, л.д.95-160).

Уточнив административные исковые требования, административный истец просил об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенном по результатам судебной экспертизы.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

В силу вышеизложенных обстоятельств, с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом в качестве достоверного доказательства итоговой величины рыночной стоимости земельных участков суд принимает заключение эксперта.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Тюменской области от 02 декабря 2013 года № 530-п, а также средние удельные показатели кадастровой стоимости, установленные указанным Постановлением, определены методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как в представленном заключении эксперта производилась оценка конкретных земельных участков с кадастровыми номерами <.......> и <.......> с учетом их индивидуальных характеристик.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Тюменьснабцентр» требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание и строение, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......>. по состоянию на 01 января 2011 года; земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......>. по состоянию на 23 апреля 2013 года.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату обращения ООО «Тюменьснабцентр» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 23 июля 2015 года.

Требования ООО «Тюменьснабцентр» о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку при установлении в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости самостоятельного разрешения в судебном порядке требований о возложении обязанности внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости не требуется. В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, установленном указанной нормой, поэтому основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.

Руководствуясь ст.245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тюменьснабцентр» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание и строение, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной <.......>., по состоянию на 01 января 2011 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной <.......>., по состоянию на 23 апреля 2013 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 23 июля 2015 года.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.

Решение в окончательной форме составлено 24 февраля 2016 года

Судья Тюменского областного суда Е.А. Пленкина