ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-5/2020МОТИВИ от 07.04.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 3а-5/2020 мотивированное решение составлено 07.04.2020

(с учетом выходных дней)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2020 г. город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Камерзана А.Н.

при секретаре Лащенко И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 13 июня 2019 г. № 237,

установил:

постановлением Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 65 541 946 рублей 68 копеек.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области (далее - Комиссия) от 13 июня 2019 г. № 237 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в сумме 18215000 рублей.

Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее администрация города Оленегорска, администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения Комиссии, ссылаясь на его незаконность.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. с кадастровым номером *, представив отчет индивидуального предпринимателя ФИО2 № * от 16 апреля 2019 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 18215 000 рублей.

Решением Комиссии от 13 июня 2019 г. № 237 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика. Разница в стоимости земельного участка составляет 72 процента.

Административный истец полагает, что представленный в Комиссию отчет индивидуального предпринимателя ФИО2 № * от 16 апреля 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также федеральным стандартам оценки (далее - ФСО).

В частности, оценщиком необоснованно использованы объекты-аналоги из низкого ценового диапазона, нарушены принципы, установленные пунктом 5 ФСО № 3.

Поскольку отчет выполнен с нарушением обязательных требований федеральных стандартов оценки, законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, не может быть признана достоверной и не может служить основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, указанной в представленном отчете.

Кадастровая стоимость земельного участка была существенно снижена на основании установления его рыночной стоимости, чем нарушены права и законные интересы муниципального образования, являющегося получателем налога на имущество физического лица.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13 июня 2019 г. № 237.

Представитель административного истца администрации города Оленегорска в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном возражении на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска (л.д. 33-34).

Представитель административного соответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области (далее - Комиссия) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

Заинтересованные лица ФИО1, Правительство Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Суд, проверив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

На основании части 28 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью *** кв. м. с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., находится в собственности ФИО1 с _ _ (л.д. 57). Земельный участок поставлен на кадастровый учет _ _ . (л.д.23).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 апреля 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 65541946, 68 рублей (л.д. 56).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области № 585-ПП от 25.11.2016.

28 мая 2019 г. ФИО1 обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра в Мурманской области от 20.09.2012 № П/373 при Управлении Росреестра по Мурманской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка (л.д. 55).

Извещение о проведении 13 июня 2019 г. заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было направлено в адрес администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области 30 мая 2019 г. (л.д. 54).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 13 июня 2019 г. № 237 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. была определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 18215 000 рублей (л.д. 52).

На основании данного решения комиссии в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 18215000 рублей (л.д. 22).

Копия решения комиссии от 13 июня 2019 г. № 237 поступила в адрес администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области 26 июня 2019 г. (л.д. 11).

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что у комиссии были достаточные правовые основания для удовлетворения заявления ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Согласно материалам дела о кадастровом споре, к поступившему в комиссию заявлению ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка был представлен отчет № * от 16 апреля 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер *, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО2, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 18215 000 рублей.

Как следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19 названного Постановления).

В целях проверки выводов отчета № * от 16 апреля 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровый номер *, выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО2, судом назначена судебная экспертиза.

Согласно экспертному заключению индивидуального предпринимателя ФИО3 № * от 14 февраля 2020 г. (эксперт ФИО3), отчет № * от 16 апреля 2019 г. индивидуального предпринимателя ФИО2 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. В отчете нарушения, которые могли бы повлечь установление неверной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., не выявлены.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает что результаты проведенной по делу судебной экспертизы подлежат принятию.

Заключение эксперта соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.

Содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, проверил обоснованность выводов оценщика о величине рыночной стоимости земельного участка.

Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия эксперта подтверждены, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено.

Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263, предписывает соответствующим комиссиям проверять содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости на соответствие требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.

Приведенные положения Порядка Комиссией при принятии оспариваемого решения соблюдены в полной мере, следовательно, у Комиссии были достаточные правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере, определенном в отчете № * от 16 апреля 2019 г.

В силу вышеизложенного, административное исковое заявление о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 13 июня 2019 г. № 237 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 13 июня 2019 г. № 237 отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья А.Н. Камерзан