Дело № 3а-5/2022 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2022 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. при секретаре Александровой И.В. с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 о признании нормативного правового акта недействующим, установил: Советом депутатов городского округа Власиха Московской области 17.06.2020 принято решение №152/24 о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты городского округа Власиха Московской области. Указанным решением Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Власиха Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 23.05.2012 N 47/27 (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 02.11.2018 N 125/44, от 28.08.2019 N 139/34) дополнено разделом "6. Проведение публичных слушаний посредством видео-конференц-связи». В Положение об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Власиха Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 20.06.2018 N 120/26 внесены изменения, дополнив раздел II пунктом 13 предусматривающий в случае введения режимов повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения на территории Московской области, городского округа Власиха Московской области проведение общественных обсуждений осуществляется в режиме видео-конференц-связи на официальном сайте городского округа Власиха Московской области. В соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу с 17.06.2020 года. Опубликовано в печатном издании "Вести Власихи", N 6, 20.06.2020 (спецвыпуск). Административный истец ФИО1, являясь жителем городского округа и депутатом Совета депутатов городского округа Власиха Московской области обратилась в Одинцовский городской суд Московской области 15.05.2020 года с административным исковым заявлением к председателю Совета депутатов городского округа Власиха ФИО3 о признании незаконными действий председателя Совета депутатов и признания решения Совета депутатов городского округа от 17.06.2020 №152/24 непринятым. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 20.10.2020 года в удовлетворении требований отказано. Определением судебной коллегией по административным делам Московского областного суда от 21.03.2021 года решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменено, дело передано на рассмотрение Московского областного суда в качестве суда первой инстанции. В ходе рассмотрения дела ФИО1 заявленные требования уточнила (л.д.8 том 3). В качестве соистца к участию в деле с самостоятельными требованиями обратилась также житель округа и депутат Совета депутатов округа ФИО2 (л.д.90 том2). В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на заседании Совета депутатов 17.06.2020 г. рассматривался вопрос о внесении изменения в отдельные нормативные правовые акты городского округа в частности в Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории округа, Положение об организации и поведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в округе в части проведения публичных слушаний в режиме видео-конференц-связи. На заседании присутствовало 14 депутатов, голоса разделились по данному вопросу поровну 7- за и 7 против. Вместе с тем, председателем Совета ФИО4 было озвучено решение о принятии решения о внесении изменений в отдельные нормативные акты городского округа с учетом решающего голоса председателя. Административные истцы полагают, что нормативный акт противоречит Федеральному законодательству, в частности Федеральному закону №131-ФЗ, председателем Совета превышены полномочия, нарушен принцип равенства депутатов, установленный законодательно. Нормативный правовой акт принят в нарушение процедуры его принятия подлежит отмене с момент его принятия. Совет депутатов городского округа Власиха Московской области в суд представителя не направил, в ходатайстве, поданном в суд 08.04.2022 года, возражал протии заявленных требований, указывая, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку на заседании Совета депутатов 15.09.2021 года принято решение, которым оспариваемое решение отменено. Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, возражала против прекращения производства по делу указав, что 25.12.2020 года на официальном сайте городского округа были проведены публичные слушания по проекту разработки схемы теплоснабжения. Данные публичные слушания были проведены в виде конференции посредством программы ZOOM. Таким образом, нормативный акт был применен не только к административным истцам, но и всем жителям округа. ФИО2 в судебное заседание не явилась, представитель по доверенности ФИО5 поддержал заявленные требования, полагал, что неправомерные действия председателя ФИО3 по оглашению заведомо незаконного решения являются основанием для направления в адрес следственных органов частного определения для возбуждения уголовного дела. Против прекращения производства по делу возражал, так как оспариваемый нормативный правовой акт не отменен данные о нем имеются в реестре Министерства юстиции Российской Федерации, применяется и продолжает нарушать права и интересы жителей. Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В. полагавшей, что требования административных истцов предлежат удовлетворению, а нормативный акт признанию недействующим с момент его принятия, приходит к следующему выводу. Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Административные истцы являются депутатами Совета депутатов городского округа Власиха Московской области и жителями городского округа. Как установлено судом 25.12.2020 года на официальном сайте городского округа были проведены публичные слушания по проекту разработки схемы теплоснабжения. Данные публичные слушания были проведены в виде конференции посредством программы ZOOM. 24.12.2020 Советом депутатов округа принято решение о бюджете городского округа Власиха Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023годов и о внесение изменений в решение Совета депутатов городского округа Власиха Московской области на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 годы. В режиме видеоконференцсвязи проведению заседания Совета депутатов по созыву внеочередного заседания. Таким образом, нормативный акт в период его действия был применен не только к административным истцам, но к неопределенному кругу лиц. В связи с проверкой оспариваемого нормативного правового акта в порядке абстактного нормоконтроля оснований для прекращения производства по делу суд не усмотрел. Разрешая спор по существу суд, исходит из следующего. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации). Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула). Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 43 Федерального Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Согласно статьи 5 Устава городского округа Власиха Московской области Устав является основным нормативным правовым актом городского округа Власиха Московской области и устанавливает систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также гарантии их осуществления на территории городского округа Власиха Московской области. В соответствии со статьей 4 Устава правовую основу местного самоуправления в городском округе Власиха Московской области составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации), нормативные правовые акты Московской области, Устав городского округа Власиха Московской области, решения, принятые на местных референдумах, иные муниципальные правовые акты городского округа Власиха Московской области. В силу статьи 23 Устава Совет депутатов городского округа Власиха Московской области состоит из 15 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Как следует из материалов дела, Советом депутатов городского округа Власиха Московской области проведено очередное заседание Совета в повестку которого был включен вопрос под №5 по внесению изменений в отдельные нормативные правовые акты городского округа Власиха Московской области, а именно по внесению изменений в Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Власиха Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 23.05.2012 N 47/27 (с изменениями и дополнениями) и в Положение об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Власиха Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 20.06.2018 N 120/26 предусматривающих в случае введения режимов повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения на территории Московской области, городского округа Власиха Московской области проведение общественных обсуждений осуществляется в режиме видео-конференц-связи на официальном сайте городского округа Власиха Московской области. Согласно протокола №152 75-го заседания Совета депутатов на заседании присутствовали 14 депутатов. По пятому вопросу повестки заслушали начальника правового отдела, депутатов, жителей, по результатам вопрос поставлен на голосование. По результатам голосования голоса распределились 7 депутатов за и 7 депутатов против. С правом решающего голоса председателя Совета депутатов решение по вопросу принятия решения 17.06.2020 № 152/24 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты городского округа Власиха Московской области» было принято и опубликовано. Таким образом, решение принято в соответствии с полномочиями и компетенцией представительного органа муниципального образования. В силу подп. «в» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Как следует из п. 4 ст. 24 Устава на заседаниях Совета депутатов городского округа Власиха Московской области каждый депутат имеет один голос. В случае равенства голосов голос председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области является решающим. Голосование на заседаниях Совета депутатов городского округа Власиха Московской области может быть открытым (в том числе поименным) и тайным. Случаи применения каждого вида голосования устанавливаются регламентом Совета депутатов городского округа Власиха Московской области. Решением Совета депутатов городского округа Власиха от 30.10.2019 №143/40 утвержден Регламент Совета депутатов городского округа Власиха. Пунктом 3 ст. 37 предусмотрено, что результаты открытого голосования отражаются в протоколе заседания всегда поименно в отношении депутатов, оставшихся при голосовании в меньшинстве, воздержавшихся или уклонившихся от голосования. При равенстве голосов "за" и "против" поименно фиксируются депутаты, проголосовавшие "против". Голос председательствующего является решающим. Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). В силу требований части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В силу части 3 статьи 43 приведенных положений закона представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный Федеральный закон также специально регламентирует порядок принятия решений представительного органа муниципального образования по вопросам о преобразовании муниципальных образований, который применим и к случаям объединения поселений муниципального района: решения по вопросам преобразования муниципальных образований, в том числе объединения муниципальных образований, принимаются при условии обязательного проведения публичных слушаний по данному вопросу с соблюдением установленного порядка проведения таких слушаний (пункт 4 части 3 и часть 4 статьи 28). В этом случае обязательное проведение публичных слушаний является дополнительной гарантией учета мнения населения, выражаемого представительным органом муниципального образования (в ред. Федеральных законов от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ). В соответствии с приведенным правовым регулированием право решающего голоса председателя представительного органа муниципального образования не предусматривается. Решением Московского областного суда от 3.09.2021 года вступившим в законную силу 31.03.2022 года часть 4 статьи 24 Устава городского округа Власиха Московской области в части слов : «В случае равенства голосов голос председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области является решающим» признана не действующей с момента вступления решения в законную силу. Поскольку установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону № 131-ФЗ, он подлежит признанию недействующим (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ). Следовательно, действия председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, выраженные как часть процедуры принятия в объявлении на заседании Совета решения принятым в соответствии с пп. «в», п. 2 ч.8 ст.213 КАС РФ являются незаконными. Как установлено судом, в ходе рассмотрения дела 15.09.2021 года решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области принято решение №168/36 об отмене решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 17.06.2020 N 152/24 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты городского округа Власиха Московской области». Как разъяснено пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Определяя момент, с которого решение должно быть признано не действующим, суд полагает необходимым учесть, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права неопределенного круга лиц, но на момент принятия решения судом оспариваемый акт уже отменен, суд применительно к данному делу находит целесообразным, что он подлежат признанию недействующими с 15.09.2019 года. Суд также учитывает, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулировании не имеется препятствий по пересмотру реализованных на его основании прав в независимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акта признан недействующим. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Власиха. На оснвоании изложенного и руководствуясь ст. 177-178,215 КАС РФ суд, РЕШИЛ: требования ФИО1 и ФИО2 -удовлетворить. Признать недействующим решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 17.06.2020 N 152/24 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты городского округа Власиха Московской области» с 15.09.2021 года. Возложить на Совет депутатов городского округ Власиха Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в местном печатном издании, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 20.04.2022 года. Судья М.Ю. Елизарова |