Дело № 3а-5/2022 (3а-90/2021)
УИД 12OS0000-01-2021-000082-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 14 февраля 2022 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
с участием прокурора Янгабышева С.Г.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл ФИО2,
представителя заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319, официально опубликованным на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф 17 августа 2021 года, утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы» (далее – Документ планирования регулярных перевозок).
Нормативный правовой акт вступил в силу 28 августа 2021 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года (пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319).
В целях, указанных в пункте 1, Документ планирования регулярных перевозок предусматривает отмену всех существующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» и установление новых муниципальных маршрутов, которые не будут дублировать муниципальные маршруты городского наземного электрического транспорта.
В соответствии с пунктом 20 перечня муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола», подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» с 1 апреля 2022 года, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок (далее - Перечень), отменяется маршрут № 40к (сады «Ветеран» - Туруновское кладбище) по основанию несоответствия статусу муниципального маршрута.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 20 указанного Перечня, в последующем дополнив предмет административного иска требованием о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 в части слов «настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года» (л.д. 153-156).
В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 указала, что при подготовке и принятии Документа планирования регулярных перевозок допущены существенные нарушения требований действующего законодательства - части 1 статьи 2, статьи 3, части 5 статьи 19, части 9 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл», пунктов 5, 7 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года № 13, поскольку по состоянию на момент принятия Документа планирования регулярных перевозок не были проведены предварительный анализ действующей сети городских муниципальных маршрутов, необходимые научные исследования и иные мероприятия, запланированные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл к проведению в срок до 31 декабря 2021 года, что привело к тому, что решение об отмене муниципальных маршрутов принято в отсутствие законных оснований, является произвольным, так как Документ планирования не содержит обоснования необходимости и целесообразности реорганизации действующей транспортной сети на территории ГО «Город Йошкар-Ола», не устанавливает перечня конкретных мероприятий по развитию регулярных перевозок. При подготовке проекта Документа планирования регулярных перевозок не были соблюдены принципы открытости и доступности его для публичного обсуждения, чем нарушены права административного истца, который также оказался заведомо лишен возможности подготовиться к предстоящим конкурсным процедурам, так как не имеет информации о предстоящих изменениях в части планируемых маршрутов, вида и количества транспортных средств и т.п.
По мнению административного истца, отмена маршрута регулярных перевозок № 40к осуществлена в отсутствие оснований, установленных пунктом 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67, а также без объективной необходимости с учетом востребованности данного маршрута у населения. Кроме того, названный маршрут является межмуниципальным, в реестр муниципальных маршрутов внесен ошибочно, вследствие чего его включение в Перечень произведено с нарушением пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ.
Нарушение своих прав и законных интересов как перевозчика ИП ФИО1 усматривает в том, что при принятии Документа планирования регулярных перевозок не был соблюден баланс интересов всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок, вследствие чего, являясь заинтересованным лицом, она оказалась лишена возможности принять участие в публичных обсуждениях, внести свои предложения и рекомендации, осуществить подготовку к возможным открытым конкурсам и участвовать в них. Нормативный правовой акт в оспариваемой части вводит для нее как субъекта предпринимательской деятельности избыточные, не основанные на законе, запреты и ограничения, нарушает конституционные права.
В части оспаривания положения о придании обратной силы нормативному правовому акту административный истец указывает, что распространение его действия на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ и ранее принятому постановлению Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года № 13.
В дополнении к административному исковому заявлению от 7 февраля 2022 года административный истец указал, что в нарушение части 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» проект Документа планирования регулярных перевозок был утвержден без общественных обсуждений. Кроме того, проект был представлен на согласование в соответствующие органы не в той редакции, в которой он был в последующем принят.
В письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему (л.д. 130-134, 184-188, 203-204) административный ответчик Правительство Республики Марий Эл заявленные требования не признает, указывая, что утверждение Документа планирования регулярных перевозок входит в компетенцию Правительства Республики Марий Эл, которое приняло оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных полномочий, при соблюдении установленной процедуры, порядка опубликования и введения его в действие. До 1 января 2021 года уполномоченным органом по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» являлась администрация ГО «Город Йошкар-Ола», которая осуществляла деятельность без принятия документа планирования регулярных перевозок. С 1 января 2021 года эти полномочия, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления, перешли к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, которое в связи с отсутствием документа планирования регулярных перевозок начало проводить работу по его подготовке и принятию. Утвержденный Правительством Республики Марий Эл Документ планирования регулярных перевозок не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца. Кроме того, маршрут № 40к, перевозки по которому осуществляет ИП ФИО1, изначально был установлен администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» с нарушением требований законодательства, он не соответствует статусу муниципального маршрута и не мог быть внесен в реестр муниципальных маршрутов.
В письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 78-83) заинтересованное лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее также Минтранс Республики Марий Эл, Министерство) полагает административный иск ИП ФИО1 не подлежащим удовлетворению. Указывает, что Минтранс Республики Марий Эл с 1 января 2021 года осуществляет функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола», возложенные федеральным законом на органы местного самоуправления. Документ планирования регулярных перевозок принят на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года № 13 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл». В рамках названного Порядка Министерство провело анализ действующей сети муниципальных маршрутов на территории ГО «Город Йошкар-Ола» и межмуниципальных маршрутов на территории республики, при этом действующее законодательство требований в отношении оформления и содержания аналитических материалов не содержит. 19 мая 2021 года на официальном сайте министерства было размещено информационное сообщение о начале подготовки документа планирования регулярных перевозок, предложения принимались министерством до 19 июня 2021 года, однако от перевозчиков предложений по документу планирования не поступило. 17 августа 2021 года официально опубликовано оспариваемое постановление Правительства Республики Марий Эл, которое распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года. В соответствии с Документом планирования регулярных перевозок с 1 апреля 2022 года отменяются муниципальные маршруты регулярных перевозок согласно Перечню, в том числе маршрут № 40к, который отменяется по основанию несоответствия статусу муниципального маршрута.
Маршрут № 40к, который был установлен администрацией ГО «Город Йошкар-Ола», фактически является межмуниципальным, так как проходит по территории двух муниципальных образований, и не должен был включаться в реестр муниципальных маршрутов. В связи с этим в ноябре 2020 года должностным лицом Ространснадзора в адрес администрации городского округа вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований Федерального закона № 220-ФЗ. 31 мая 2021 года Министерство издало приказ № 103 об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок № 40к со дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 40-П «Сады «Ветеран» - Йошкар-Ола (остановочная площадь «Туруново-3»)». Пунктом 2 названного приказа срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 40к продлен до дня начала осуществления перевозок по вышеуказанному межмуниципальному маршруту, о чем была уведомлена ИП ФИО1 Таким образом, решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок № 40к принималось независимо от принятия Документа планирования регулярных перевозок.
Придание Документу планирования регулярных перевозок обратной силы – распространение его на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, соответствует статье 6 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», части 2 пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Права административного истца принятием оспариваемого нормативного правового акта не нарушены.
В судебном заседании, начавшемся 26-27 января 2022 года, административный истец ИП ФИО1 и представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержали в полном объеме, представитель административного истца дал подробные объяснения по существу публичного спора, просил административный иск удовлетворить.
В судебном заседании, начавшемся 26-27 января 2022 года, представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл ФИО2 административный иск не признала, дала объяснения согласно представленному отзыву и дополнениям к нему.
В судебном заседании, начавшемся 26-27 января 2022 года, представители заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО3, ФИО5 полагали отсутствующими основания для удовлетворения административного иска, дали объяснения, соответствующие содержанию представленного отзыва на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Янгабышева С.В. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» на 2021 - 2023 годы.
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф 17 августа 2021 года.
Нормативный правовой акт вступил в силу 28 августа 2021 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года (пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что на основании лицензии от 29 апреля 2019 года, действующей бессрочно, ИП ФИО1 осуществляет перевозки пассажиров автобусами (л.д. 25).
В соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» на срок с 23 июля 2018 года до 14 июня 2021 года, ИП ФИО1 осуществляла указанные перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 40к (сады «Ветеран» - Туруновское кладбище) (л.д. 26).
13 мая 2021 года в связи с предстоящим истечением срока действия указанного свидетельства она обратилась с заявлением о его продлении и выдаче карт маршрута № 40к на неограниченный срок в Минтранс Республики Марий Эл (л.д. 29).
Письмом от 17 мая 2021 года № 03-2865 Министерство сообщило заявителю о том, что с 1 января 2021 года полномочия по организации перевозок в границах ГО «Город Йошкар-Ола» переданы от администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Минтрансу Республики Марий Эл, при этом администрация не представила документы, подтверждающие основания для включения муниципальных маршрутов в реестр муниципальных маршрутов и правомерность выдачи свидетельств и карт на данные маршруты, что не позволяет Министерству реализовать свои полномочия по организации регулярных перевозок, в том числе переоформить в связи с истечением срока действия ранее выданные разрешительные документы. В связи с этим Министерство планирует выдать временное свидетельство на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту сроком действия на 180 дней с 15 июня 2021 года. Дополнительно Минтранс Республики Марий Эл сообщил ИП ФИО1 о несоответствии маршрута № 40к определению «муниципальный маршрут», наличии оснований для отмены данного маршрута (л.д. 30-31).
Приказом Минтранса Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года № 103 постановлено: 1) отменить муниципальный маршрут регулярных перевозок № 40к со дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту в связи с тем, что маршрут № 40к обладает признаками межмуниципального маршрута и проходит в границах двух муниципальных образований (МО «ГО «Город Йошкар-Ола» и Медведевский муниципальный район Республики Марий Эл); 2) продлить срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 40к серия 012 № 000062 в срок до дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту № 40-П «Сады «Ветеран» - Йошкар-Ола (остановочная площадка «Туруново-3»)».
Этим же приказом установлено в течение 7 календарных дней со дня осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту № 40-П внести изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Йошкар-Ола»; в течение 3 календарных дней со дня принятия решения об отмене муниципального маршрута уведомить ИП ФИО1 о принятом решении (л.д. 86).
В дальнейшем Министерство выдало ИП ФИО1 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 40к на срок с 15 июня 2021 года по 12 декабря 2021 года (л.д. 27), впоследствии продлив срок его действия до 31 марта 2022 года (л.д. 159).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок, утвержденного 17 августа 2021 года, одним из основных мероприятий развития сферы регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» указана отмена в срок до 1 апреля 2022 года муниципальных маршрутов регулярных перевозок и исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» (нерегулируемые тарифы) сведений о муниципальных маршрутах регулярных перевозок по Перечню согласно приложению к Документу планирования регулярных перевозок.
В пункте 20 названного Перечня указан маршрут № 40к как подлежащий отмене с 1 апреля 2022 года в связи с несоответствием статусу муниципального маршрута.
С учетом того, что на момент рассмотрения судом настоящего дела муниципальный маршрут № 40к являлся действующим, действие свидетельства, выданного ИП ФИО1, продлено до 31 марта 2022 года, суд исходит из того, что ИП ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых Документом планирования регулярных перевозок, в связи с чем имеет право на оспаривание его положений в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные названными нормативными правовыми актами, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).
Согласно статье 17 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ).
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 названного Федерального закона).
Согласно пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл принят и действует Закон Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года № 47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл» (далее - Закон № 47-З), регулирующий отношения, связанные с перераспределением полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам (далее - регулярные перевозки) между органами местного самоуправления МО «ГО «Город Йошкар-Ола» и органами государственной власти Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 2 названного закона Правительство Республики Марий Эл осуществляет полномочия по организации регулярных перевозок, возлагаемые Федеральным законом на органы местного самоуправления муниципального образования, непосредственно или через уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2020 года № 482 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» Правительство Республики Марий Эл является постоянно действующим, коллегиальным, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, координирующим деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл.
Полномочия Правительства Республики Марий Эл по утверждению документа планирования регулярных перевозок закреплены в пункте 4 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года № 13 (далее - Порядок № 13).
Этим же пунктом Порядка № 13 предусмотрено, что подготовка документа планирования и изменений в документ планирования осуществляется Минтрансом Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 13 подготовка документа планирования осуществляется на основании проводимого Министерством на постоянной основе анализа действующей сети муниципальных маршрутов, а также предложений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, владельцев автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам (далее - предложения к документу планирования).
Предложения к документу планирования с обоснованием необходимости их включения в документ планирования направляются в Министерство в срок, указанный в информационном сообщении Министерства о начале подготовки документа планирования, которое размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о соблюдении при подготовке Документа планирования регулярных перевозок вышеприведенных положений Порядка № 13: с момента наделения Минтранса Республики Марий Эл соответствующими полномочиями специалистами Министерства проводился анализ действующей маршрутной сети города Йошкар-Олы, в подтверждение чего в материалы дела представлена аналитическая справка состояния маршрутной сети города по состоянию на 18 марта 2021 года (л.д. 145-147); на основании информационного сообщения о начале подготовке документа планирования регулярных перевозок, размещенного на официальном сайте Минтранса Республики Марий Эл 19 мая 2021 года, до 19 июня 2021 года принимались предложения к документу планирования (л.д. 119-120).
В соответствии с пунктом 8 Порядка № 13 проект документа планирования был разработан и внесен на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл.
Положения пунктов 55-57 Регламента Правительства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 октября 2006 года № 204, в части обязательного согласования проекта оспариваемого постановления до его внесения на рассмотрение Правительства с определенными государственными органами, были соблюдены, о чем в материалы дела представлены соответствующие справки (л.д. 220-222).
В рамках реализации возложенных на него полномочий Правительство Республики Марий Эл своим постановлением № 319 от 17 августа 2021 года утвердило Документ планирования регулярных перевозок, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» на 2021 - 2023 годы.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона Республики Марий Эл № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства, которые, по общему правилу, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных источников опубликования правовых актов Республики Марий Эл (части 2, 7). Постановления Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок вступления их в силу (часть 8 статьи 12 названного Закона).
В силу части 1 статьи 22 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319, опубликованное в этот же день на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его подготовки и принятия, его форме и виду, правил введения в действие.
Утверждения административного истца о нарушениях, допущенных при подготовке и утверждении Документа планирования регулярных перевозок, своего подтверждения не нашли.
Так, подготовка документа планирования регулярных перевозок не относится к вопросам, по которым проводятся публичные слушания либо общественные обсуждения, а требования о публичности и открытости при принятии нормативного правового акта были соблюдены.
Довод о несоответствии оспариваемого документа планирования Методическим рекомендациям по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Минтрансом России 30 июня 2020 года, не может быть принят во внимание с учетом того, что указанный документ, как следует из его преамбулы, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Ссылок на существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного акта административное исковое заявление не содержит. Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, к числу таковых не относятся.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая вопрос о соответствии постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 и утвержденного им Документа планирования регулярных перевозок федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» была утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития рекомендовано предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации.
В числе существующих проблем транспортной системы в Транспортной стратегии Российской Федерации обозначено отсутствие должного развития городского общественного транспорта, поэтому с целью обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами стратегией предполагается развитие систем городского пассажирского транспорта.
В целях реализации Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которым установлены рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Как следует из материалов дела, 9 ноября 2020 года состоялось заседание Главы Республики Марий Эл и руководителей Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по вопросу модернизации и комплексного развития общественного транспорта города Йошкар-Олы (л.д. 113).
30 декабря 2020 года Минтранс Республики Марий Эл издал приказ № 292 «О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», вступивший в силу с 1 января 2021 года, в котором указал в целях организации и повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МО «ГО «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, применять уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р (пункт 1); учитывать уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, указанные в пункте 1, при разработке документа планирования регулярных перевозок (л.д. 118).
В аналитической справке состояния маршрутной сети города Йошкар-Олы (л.д. 145-147), выводы которой, сформированные Минтрансом Республики Марий Эл по состоянию на 18 марта 2021 года, явились предпосылкой для подготовки в соответствии с пунктом 7 Порядка № 13 Документа планирования регулярных перевозок, приведены справочные данные о сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа, количестве и классе используемых для таких перевозок транспортных средств, расписании их движения, на основании чего делаются выводы о том, что в настоящее время на территории города преимущественно используются транспортные средства малого класса, что с учетом ежедневности и регулярности перевозок негативно влияет на загрузку улично-дорожной сети и, в конечном итоге, на безопасность дорожного движения и пассажиров; подвижной состав сильно изношен; низкие темпы обновления пассажирского общественного транспорта; маршрутная сеть, сформированная в конце прошлого века, функционирует без учета тенденций развития городской агломерации и не отвечает в полной мере потребностям населения в транспортной доступности (данный вывод сделан со ссылкой на огромное количество обращений граждан); высокое задублирование маршрутной сети, в том числе вследствие длительного непроведения мероприятий по оптимизации дорожной сети города, что в условиях осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам является сдерживающим фактором развития общественного транспорта, так как отрицательно сказывается на уровне доходов перевозчиков (отмечено дублирование всех троллейбусных маршрутов автобусными маршрутами № 1к, 8к, 17к, 21к, 22к, 34к, 40к); несоответствие статусу муниципальных маршрутов двух маршрутов регулярных перевозок № 8к и 40к.
На основе проделанного специалистами Минтранса Республики Марий Эл анализа и выводов, положенных в основу справки, в ней утверждается о необходимости разработки и принятия документа планирования регулярных перевозок, предусматривающего существенную корректировку действующей маршрутной сети вплоть до отмены существующих маршрутов и установления новых, разработанных по итогам научно-исследовательской работы.
2 июня 2021 года между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» на пятилетний срок заключено соглашение о сотрудничестве в целях реализации проектов развития систем общественного транспорта, повышения качества транспортного обслуживания населения в Республике Марий Эл, а также сбалансированности интересов сторон в инвестиционной и других сферах деятельности, в рамках которого стороны выражают намерение осуществлять сотрудничество по следующим направлениям:
комплексная модернизация системы общественного транспорта (на основе реализации инвестиционных и/или концессионных проектов, связанных с автобусными и троллейбусными маршрутами, которые могут предусматривать и мероприятия по модернизации инфраструктуры пассажирского транспорта, а также обновлению троллейбусного и автобусного парков путем предоставления лизингового финансирования, организации работы единого оператора общественного транспорта);
оптимизация маршрутных сетей общественного транспорта (устранение излишнего дублирования маршрутов, открытие новых маршрутов, приоритет движения общественного транспорта) (л.д. 114-117).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок, который устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, направленных на достижение следующих целей:
развитие сферы регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования;
повышение уровня транспортной доступности для населения указанного муниципального образования и качества перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
оптимизация действующей транспортной сети муниципальных маршрутов;
формирование единой маршрутной сети муниципальных маршрутов (пункт 1 Документа планирования регулярных перевозок).
Пунктом 2 документа предусмотрено, что планируемые мероприятия направлены на создание условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения муниципального образования в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа, соответствующих безопасности и качеству.
В пункте 3 Документа планирования регулярных перевозок указывается на то, что в целях совершенствования организации регулярных перевозок назрела необходимость в отмене муниципальных маршрутов, предусмотренных приложением к Документу планирования, и установление новых муниципальных маршрутов, существенно расширяющих географию транспортного обслуживания муниципального образования, которые не будут дублировать муниципальные маршруты городского наземного электрического транспорта и будут обеспечивать транспортным обслуживанием новые районы города.
При этом приоритет Документ планирования отдает городскому наземному электрическому транспорту (троллейбусу) со ссылкой на то, что существующая схема троллейбусных маршрутов, в основном, сформировалась в конце 1980-х - начале 1990-х годов и не отвечает современным тенденциям развития муниципального района «Городской округ «Город Йошкар-Ола».
В пункте 4 Документа планирования в рамках реализации поставленных целей основными мероприятиями развития сферы регулярных перевозок названы:
1) инвентаризация маршрутной сети муниципальных маршрутов, которая включает в себя следующие этапы:
сбор данных о муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования с учетом сформированных транспортных направлений, в том числе информации об изменении количества пассажиров в зависимости от времени суток, времени года, вместимости транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
анализ обращений граждан с предложением о необходимости внесения изменений в маршрутную сеть муниципальных маршрутов;
результаты научно-исследовательской работы «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл».
Срок выполнения - до 31 декабря 2021 года;
2) отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок и исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» (нерегулируемые тарифы) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл сведений о муниципальных маршрутах регулярных перевозок по перечню согласно приложению к настоящему Документу планирования.
Срок выполнения - до 1 апреля 2022 года;
3) установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок и включение сведений о них в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» (нерегулируемые тарифы) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл на основании результатов научно-исследовательской работы «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл».
Срок выполнения - до 1 апреля 2022 года;
4) проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом № 220-ФЗ.
Таким образом, оспариваемый Документ планирования регулярных перевозок, вопреки утверждениям административного истца об обратном, устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, в связи с чем соответствует определению документа планирования регулярных перевозок, данному в пункте 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, а материалы дела и объяснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица свидетельствуют о том, что принятие нормативного правового акта не носило произвольного характера, а обусловлено подтвержденной необходимостью развития и оптимизации транспортной сети ГО «Город Йошкар-Ола». Данное правовое регулирование направлено на обеспечение баланса частных интересов перевозчиков и публичных интересов (интересов неопределенного круга лиц), направленных на оптимальное удовлетворение потребности населения муниципального образования в транспортных услугах, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения муниципального образования, формирование комфортной и безопасной транспортной сети муниципальных маршрутов, отвечающей социальным запросам жителей города Йошкар-Олы.
При этом отсутствие в действующей редакции Документа планирования регулярных перевозок сведений о новых муниципальных маршрутах регулярных перевозок, которые будут введены взамен отменяемых, порядке и сроках проведения конкурсных процедур и т.д., на что ссылается административный истец, не свидетельствует о неопределенности введенного правового регулирования в силу содержания самого понятия документа планирования. Оспариваемым нормативным правовым актом установлен перечень запланированных к определенному сроку мероприятий, в развитие которых в последующем будут приняты иные публичные решения (правовые акты). Положений, устанавливающих обязательное требование о включении названной информации в документ планирования, действующее законодательство не содержит. В пунктах 9, 10 Документа планирования регулярных перевозок содержатся положения о том, что внесение в него изменений осуществляется по мере необходимости, в том числе на основании предложений об изменении документа планирования, которые направляются в Министерство с обоснованием необходимости их включения в документ планирования. Порядок проведения открытого конкурса, сроки его проведения регламентированы статьей 21 Федерального закона № 220-ФЗ.
Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В обоснование требования о признании недействующим пункта 20 Перечня, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок, в соответствии с которым с 1 апреля 2022 года подлежит отмене маршрут № 40к (сады «Ветеран» - Туруновское кладбище) по основанию несоответствия статусу муниципального маршрута, ИП ФИО1 указывает, что отмена маршрута осуществлена в отсутствие законных оснований, без объективной необходимости, названный маршрут в реестр муниципальных маршрутов внесен ошибочно, вследствие чего его включение в Перечень произведено с нарушением пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами о несоответствии оспариваемого пункта Перечня требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и нарушении прав административного истца включением в Документ планирования мероприятия по отмене маршрута № 40к по основанию несоответствия статусу муниципального маршрута.
В пункте 3 Документа планирования содержится информация о том, что на 19 июля 2021 года в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» включены 20 маршрутов. При этом свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок выданы по 18 маршрутам. В конкурсную документацию открытых конкурсов на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в период до 1 февраля 2022 года планируется включить муниципальные маршруты регулярных перевозок на основании результатов научно-исследовательской работы «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл». Из включенных в реестр 2 муниципальных маршрута регулярных перевозок по состоянию на 19 июля 2021 года не обслуживаются, перевозка пассажиров и багажа по ним не осуществляется. В связи с тем, что 1 муниципальный маршрут проходит по территории двух муниципальных районов Республики Марий Эл («Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и Медведевского муниципального района), данный маршрут не соответствуют статусу муниципального маршрута.
Как следует из материалов дела, еще 10 ноября 2020 года должностным лицом Приволжского МУГАДН ТОГАДН по Республике Марий Эл в адрес администрации ГО «Город Йошкар-Ола», которая на тот момент являлась уполномоченным органом по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола», вынесено предостережение № 11 о недопустимости нарушения требований статей 3, 11, 12 Федерального закона № 220-ФЗ в связи с тем, что в реестр муниципальных маршрутов включен маршрут № 40к, который проходит по территории двух муниципальных образований, в связи с чем предложено принять меры по обеспечению исполнения установленных требований (л.д. 84-85).
С 1 января 2021 года полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» переданы Минтрансу Республики Марий Эл, который письмом от 17 мая 2021 года № 03-2865 сообщил ИП ФИО1 о несоответствии маршрута № 40к определению «муниципальный маршрут», наличии оснований для отмены данного маршрута (л.д. 30-31).
После этого приказом Минтранса Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года № 103 (л.д. 86), вынесенным в соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 3, части 4 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ и вышеуказанным предостережением № 11 от 10 ноября 2020 года, постановлено: 1) отменить муниципальный маршрут регулярных перевозок № 40к со дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту в связи с тем, что маршрут № 40к обладает признаками межмуниципального маршрута и проходит в границах двух муниципальных образований (МО «Городской округ «Город Йошкар-Ола» и Медведевский муниципальный район Республики Марий Эл); 2) продлить срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 40к серия 012 № 000062 в срок до дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту № 40-П «Сады «Ветеран» - Йошкар-Ола (остановочная площадка «Туруново-3»).
Этим же приказом установлено в течение 7 календарных дней со дня осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту № 40-П внести изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Йошкар-Ола»; в течение 3 календарных дней со дня принятия решения об отмене муниципального маршрута уведомить ИП ФИО1 о принятом решении.
На основании данного приказа срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 40к на момент рассмотрения настоящего дела продлен до 31 марта 2022 года (л.д. 159).
В соответствии с пунктом 20 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл», утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67 решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок или решение об отсутствии возможности (целесообразности) его отмены принимается в форме приказа.
Таким образом, отмена муниципального маршрута регулярных перевозок № 40к произведена приказом Минтранса Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года № 103 до принятия Документа планирования регулярных перевозок и независимо от его принятия. Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, названный приказ является предметом самостоятельного оспаривания ИП ФИО1 в арбитражном суде.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается отмененным со дня исключения сведений о нем из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В связи с тем, что на момент принятия Документа планирования регулярных перевозок маршрут № 40к являлся действующим, из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок не был исключен, положение об его отмене правомерно вошло в перечень мероприятий, установленных оспариваемым нормативным правовым актом, которые касаются всех муниципальных маршрутов регулярных перевозок. При этом основание отмены названного маршрута в Документе планирования - его несоответствие статусу муниципального маршрута - аналогично основанию, по которому данный маршрут отменен приказом Минтранса Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года № 103.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок № 40к, включенное в оспариваемый пункт Перечня, не противоречит действующему законодательству и о нарушении прав административного истца не свидетельствует, поскольку решение об отмене данного маршрута оформлено ранее изданным и действующим на сегодняшний день приказом Минтранса Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года № 103.
Положением пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319, которым утвержден Документ планирования регулярных перевозок, предусмотрено, что данный нормативный правовой акт вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» нормативный правовой акт Республики Марий Эл не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Придание обратной силы не допускается, если акт предусматривает введение или ужесточение ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 года № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Оспариваемый нормативный правовой акт напрямую не создает каких-либо затруднений для административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, не содержит положений, непосредственно приводящих к возникновению у ИП ФИО1 как субъекта предпринимательской деятельности расходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных требований регулирования.
Таким образом, конкретные обстоятельства настоящего дела и анализ содержания Документа планирования регулярных перевозок позволяют прийти к выводу о том, что положение ИП ФИО1 в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта ухудшено не было, в связи с чем доводы о противоречии пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение, лишены правовых оснований.
Оспариваемое постановление, принятое Правительством Республики Марий Эл в пределах своего усмотрения и в соответствии с предоставленной законом компетенцией, не нарушает и не ограничивает права административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Марий Эл, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы», пункта 20 перечня муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола», подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» с 1 апреля 2022 года, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.И. Салихова
Мотивированное решение составлено 24 февраля 2022 года
Решение17.03.2022