УИД 34OS0000-01-2021-000591-06
дело № 3а-602/2021
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2021 года г. Волгоград
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Никитиной А.В.
с участием прокурора Скуратовой И.А.,
административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Волгоградской области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
первоначально ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью постановления Губернатора Волгоградской области от 2 апреля 2015 года № 287 «Об утверждении Порядка организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области» (далее – постановление №287). Одновременно просил возложить обязанность на административного ответчика Губернатора Волгоградской области осуществить лично рассмотрение обращения административного истца (т. 1 л.д. 6-8).
Определением судьи Волгоградского областного суда от 19 октября 2021года в принятии административного искового заявления ФИО1 в части разрешения требования о возложении на административного ответчика Губернатора Волгоградской области обязанности осуществить лично рассмотрение обращения административного истца отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (т. 1 л.д. 2-5).
Определением Волгоградского областного суда от 24 декабря 2021 года административное исковое заявление ФИО1 в части оспаривания пунктов 1 и 2 Постановления Губернатора Волгоградской области от 02 апреля 2015 года № 287, а также пункта 1.3., пунктов с 1.5. по 3.8. (включительно), пунктов с 4.2. по 4.6 (включительно), утвержденного постановлением № 287 «Порядка организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области» и Приложения к нему «Карточка личного приема гражданина» оставлено без рассмотрения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (т. 3 л.д. 19-22).
С учетом изложенного, окончательно ФИО1 просит признать недействующими пункты 1.1, 1.2, 1.4 и 4.1 Порядка организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 2 апреля 2015 года № 287 (т. 3 л.д. 24-26), изложенные в следующей редакции:
«1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
1.2. Личный прием граждан Губернатором Волгоградской области проводится по результатам рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области (далее именуется - вице-губернатор - руководитель аппарата), первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области (далее именуются - заместители Губернатора Волгоградской области).
Личный прием граждан вице-губернатором - руководителем аппарата, заместителями Губернатора Волгоградской области проводится по результатам рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
Личный прием граждан может проводиться по инициативе Губернатора Волгоградской области, вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителей Губернатора Волгоградской области без предварительного рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом соответственно вице-губернатором - руководителем аппарата, заместителями Губернатора Волгоградской области и (или) руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
1.4. Запись граждан на личный прием осуществляется на основании ходатайства о личном приеме гражданина, заявленного при личном обращении гражданина в отдел по работе с обращениями граждан и организаций аппарата Губернатора Волгоградской области (далее именуется - отдел) или орган исполнительной власти Волгоградской области, с использованием средств телефонной связи и (или) на основании письменного обращения, в том числе поступившего в форме электронного документа.
4. Организация личного приема граждан Губернатором Волгоградской области
4.1. Предварительная запись граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, осуществляется помощником Губернатора Волгоградской области, в должностные обязанности которого входит участие в подготовке и проведении личного приема граждан Губернатором Волгоградской области. При ведении записи граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, оформляется учетная карточка.
Основанием для записи граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, является заключение вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителя Губернатора Волгоградской области, обосновывающее необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме граждан Губернатором Волгоградской области.
К заключению вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителя Губернатора Волгоградской области, обосновывающему необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме, проводимом Губернатором Волгоградской области, прилагаются материалы рассмотрения соответствующего обращения (обращений) гражданина в случае их наличия».
В обоснование административного искового заявления ФИО1 сослался на противоречие указанных норм предписаниям статей 2, 3, 5, 8, 9, 12, 13, 14 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьям 24, 33, 55, 67.1 Конституции Российской Федерации.
Полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ оспариваемыми пунктами установлено правовое регулирование, снижающее уровень правовых гарантий граждан, предусмотренных федеральным законодательством; создает незаконные препятствия личному приему граждан Губернатором Волгоградской области, который возможен только по результатам рассмотрения обращения на личном приеме у должностных лиц руководителей и заместителей, то есть только после предварительного личного приема и при даче ими заключения, обосновывающего необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме граждан Губернатором Волгоградской области. Сама процедура предварительной записи на личный прием ограничена определенными средствами оповещения гражданином о необходимости его личного приема, а также установленными должностными лицами днями и часами личного приема.
Указал, что на протяжении 2021 года он неоднократно обращался с письменными заявлениями, направлял телеграммы Губернатору Волгоградской области с ходатайством о его личном приеме, однако на данные обращения получал отрицательные ответы со ссылкой на оспариваемый Порядок организации личного приема, утвержденный постановлением № 287. До настоящего времени личный прием не осуществлен.
ФИО1 считает, что соблюдение предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом предварительных условий для личного приема Губернатором не основано на законе, имеющем большую юридическую силу, нарушает его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, создает препятствия, возлагает на него обязанность к совершению многих действий, что вызывает затруднения, отнимает время, финансы и здоровье.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом заявлений об их уточнении и дополнении, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2, возражая против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Отметил, что оспариваемый истцом Порядок носит организационный характер, содержит последовательность и распорядок личного приема граждан, содержит правила, которыми руководствуются в своей работе должностные лица при реализации закрепленного в статье 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» права граждан на личный прием. Соблюдая данный порядок, административный истец не лишен возможности воспользоваться правом на личный прием Губернатором Волгоградской области. Напротив, строго регламентированный порядок направлен на более тщательное рассмотрение обращений. Оспариваемый Порядок принят с соблюдением установленных требований к форме и порядку издания нормативного правового акта, оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, не создают препятствий в реализации гражданином его конституционного права на обращение, не допускают неоднозначного толкования и не нарушают права истца.
В соответствии с положениями статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, не признав явку административного ответчика обязательной, определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Скуратовой И.А., полагавшей необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы не могут рассматриваться как противоречащие федеральному законодательству и нарушающие права административного истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 1 названного закона установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункты 1, 4, 5).
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ предусматривает проведение личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Вместе с тем, порядок личного приема граждан руководителями государственных органов Конституция Российской Федерации и Федеральный закон не регулируют.
В преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Данным Федеральным законом закреплен принцип самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24 февраля 2012 года № 1-ОД (далее также - Устав), систему органов государственной власти Волгоградской области образуют: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области; Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области; Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, Администрация Волгоградской области и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами Волгоградской области (пункт 1 статьи 22 Устава).
Полномочия Губернатора Волгоградской области определены в статье 24 Устава, из пункта 1 которой следует, что Губернатор, в частности, руководит деятельностью Администрации Волгоградской области и определяет направления ее деятельности; утверждает положения об органах исполнительной власти Волгоградской области, реализует иные полномочия.
Губернатор Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Волгоградской области издает постановления и распоряжения (пункт 2 статьи 24 Устава).
Губернатор Волгоградской области возглавляет Администрацию Волгоградской области. Администрация Волгоградской области является коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, который состоит из Губернатора Волгоградской области, вице-губернатора - руководителя аппарата Губернатора Волгоградской области, заместителей Губернатора Волгоградской области и руководителей органов исполнительной власти Волгоградской области (пункт 2 статьи 28, пункт 2 статьи 29 Устава).
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, Губернатор Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией вправе определить порядок организации работы, в том числе организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области, издав 2 апреля 2015 года постановление № 287 «Об утверждении Порядка организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области».
Согласно части 2 статьи 4 Закона Волгоградской области от 9 декабря 2014 года № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» к нормативным правовым актам Волгоградской области относятся, в том числе нормативные правовые акты Губернатора Волгоградской области.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 2 его постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление соответствует перечисленным признакам, издано административным ответчиком в пределах предоставленной компетенции, рассчитано на неоднократное применение и устанавливает обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц правила, направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с реализацией гражданами права на личный прием Губернатором Волгоградской области, его заместителями и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
Как следует из пункта 2 постановления № 287, оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
В силу части 1 статьи 29 вышеуказанного Закона Волгоградской области от 9 декабря 2014 года № 169-ОД официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете «Волгоградская правда» или первое размещение (опубликование) в сетевых изданиях «Волгоградская правда.ру» (https://vpravda.ru/pravo), «RIAC34.RU» (http://riac34.ru/documents), «Волгоград.Ру» (www.pravo.volgograd.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Нормативный правовой акт Волгоградской области подлежит официальному опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в редакцию газеты «Волгоградская правда». Нормотворческий орган Волгоградской области обязан направить нормативный правовой акт Волгоградской области, подлежащий официальному опубликованию, в редакцию газеты «Волгоградская правда» в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (издания).
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в установленном законом порядке в газете «Волгоградская правда», выпуск № 62, вступил в силу 8 апреля 2015 года (т. 3 л.д. 40-44).
Таким образом, нормативный правовой акт принят Губернатором Волгоградской области в соответствии с его полномочиями и компетенцией, процедура принятия, форма и порядок принятия не нарушены.
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта применены в отношении административного истца, что следует из писем отдела по работе с обращениями граждан и организаций аппарата Губернатора Волгоградской области от 13 июля 2021 года, Облкомтерполитики от 22 июля 2021 года (т. 2 л.д. 13, 18-21), а также из ответов, находящихся в томе 2 настоящего административного дела, в которых разъяснен порядок организации личного приема Губернатором Волгоградской области на основании постановления №287, административный истец вправе обратиться в суд с требованием о его оспаривании в указанной части в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, проверяя содержание оспариваемых норм на предмет соответствия их законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд не находит оснований согласиться с утверждением административного истца об их противоречии и тем самым нарушении его законных прав и интересов.
Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По своей сути данный закон является юридической гарантией конституционного права граждан на обращение.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года№59-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Проведение личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления предусмотрено статьей 13 Федерального закона от 2мая 2006 года № 59-ФЗ, из которой следует, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (часть 1). При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (часть 2). Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 3). Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4). В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (часть 5). В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 6). Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке (часть 7).
Из преамбулы постановления № 287 следует, что оно издано в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При этом следует отметить, что порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе письменных, право граждан на которое закреплено в приведенной выше статье 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, регулируется иным актом – Положением о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору – руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 6 июля 2015 года № 608, предметом обсуждения в рамках настоящего административного спора не является.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт, вопреки позиции административного истца, подлежит проверке на соответствие законодательству, регулирующему общественные отношения только относительно личного приема граждан, учитывая конкретные обстоятельства дела и исковые требований ФИО1 - в части организации личного приема Губернатором Волгоградской области.
Оспариваемый административным истцом пункт 1.1. Порядка, утвержденного постановлением № 287, определяет, что Порядок разработан в целях организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
Поскольку, как указывалось выше, на федеральном уровне отсутствует регламентированный общий порядок осуществления личного приема граждан, постольку урегулирование и упорядочивание в указанной области правоотношений путем издания оспариваемого нормативного правового акта, конкретизирующего, детализирующего положения федерального законодательства, соответствует целям его принятия. Оснований для признания противоречащим действующему законодательству пункта 1.1. Порядка не имеется.
Далее пункт 1.2. определяет, что личный прием граждан Губернатором Волгоградской области проводится по результатам рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области (далее именуется - вице-губернатор - руководитель аппарата), первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области (далее именуются - заместители Губернатора Волгоградской области).
Личный прием граждан вице-губернатором - руководителем аппарата, заместителями Губернатора Волгоградской области проводится по результатам рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
Личный прием граждан может проводиться по инициативе Губернатора Волгоградской области, вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителей Губернатора Волгоградской области без предварительного рассмотрения обращения граждан на личном приеме, проводимом соответственно вице-губернатором - руководителем аппарата, заместителями Губернатора Волгоградской области и (или) руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пункт 1.4. устанавливает, что запись граждан на личный прием осуществляется на основании ходатайства о личном приеме гражданина, заявленного при личном обращении гражданина в отдел по работе с обращениями граждан и организаций аппарата Губернатора Волгоградской области (далее именуется - отдел) или орган исполнительной власти Волгоградской области, с использованием средств телефонной связи и (или) на основании письменного обращения, в том числе поступившего в форме электронного документа.
Пункт 4.1. определяет, что предварительная запись граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, осуществляется помощником Губернатора Волгоградской области, в должностные обязанности которого входит участие в подготовке и проведении личного приема граждан Губернатором Волгоградской области. При ведении записи граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, оформляется учетная карточка.
Основанием для записи граждан на личный прием, проводимый Губернатором Волгоградской области, является заключение вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителя Губернатора Волгоградской области, обосновывающее необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме Губернатором Волгоградской области.
К заключению вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителя Губернатора Волгоградской области, обосновывающему необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме, проводимом Губернатором Волгоградской области, прилагаются материалы рассмотрения соответствующего обращения (обращений) гражданина в случае их наличия.
Изложенные пункты определяют порядок личного приема граждан Губернатором Волгоградской области. Установленный порядок носит организационный характер, раскрывает последовательность и непосредственный распорядок личного приема граждан, содержит правила, которыми руководствуются в своей работе должностные лица при реализации закрепленного в статье 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ права граждан на личный прием.
То обстоятельство, что основанием для записи на личный прием к Губернатору Волгоградской области является заключение вице-губернатора - руководителя аппарата, заместителя Губернатора Волгоградской области, обосновывающее необходимость рассмотрения обращения гражданина на личном приеме граждан Губернатором Волгоградской области, проводится по результатам рассмотрения обращения гражданина на личном приеме, проводимом иными должностными лицами, само по себе не препятствует гражданину, соблюдая данный порядок, воспользоваться правом на личный прием Губернатором Волгоградской области, а создает условия для более тщательного рассмотрения его обращения лицами, уполномоченными на это Губернатором Волгоградской области.
Такой порядок не противоречит нормам статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, частью 1 которой прямо предусмотрена возможность личного приема граждан не только руководителями государственных органов, но и иными уполномоченными на то лицами.
Конституционное право на личное обращение оспариваемые нормы не ограничивают, поскольку не создают каких-либо препятствий обратиться непосредственно к Губернатору Волгоградской области по вопросам, относящимся к его компетенции, и получить на свое обращение ответ с соблюдением установленного порядка (в соответствии с графиком приема, очередностью, по предварительной записи).
Утверждая о незаконности нормативного правового акта в части оспариваемых положений, административный истец фактически выражает несогласие с ответами, в которых ему даются разъяснения относительно вопроса организации личного приема (т. 2 л.д. 10-13, 18-21).
Положения части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ допускают две формы обращения в государственные органы: личную и письменную. При этом данные формы обращения не носят взаимоисключающий характер, а соответственно этому, невозможность реализовать одну форму обращения, не препятствует реализации права в другой форме.
В сложившейся ситуации административный истец не лишен своего права на обращение в письменной форме с подробным изложением доводов. Согласно имеющихся в материалах дела письменных обращений данное право им реализовывается, ответы на обращения ему даются, однако с их содержанием он не согласен. Между тем проверка законности и обоснованности принятых решений по конкретным обращениям не может быть произведена судом при рассмотрении дела по требованиям об оспаривании нормативного правового акта.
Довод заявителя о противоречии оспариваемых норм статьям 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ не нашел своего подтверждения. Указанные нормы непосредственно порядок организации личного приема не регулируют.
При изложенном, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд применительно к пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими пунктов 1.1., 1.2., 1.4., 4.1. Порядка организации личного приема граждан Губернатором Волгоградской области, вице-губернатором - руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, первыми заместителями, заместителями Губернатора Волгоградской области и руководителями органов исполнительной власти Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 2 апреля 2015 года № 287, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья М.А. Раптанова
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 20 января 2022 года.