ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-603/2022 от 12.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

с участием представителя административного истца С.С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-603/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городское развитие» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Городское развитие» (далее – ООО «Городское развитие»), действуя через представителя по доверенности С.С. обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением и уточненным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 32849 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгового назначения, местоположение: <адрес изъят>, - в размере его рыночной стоимости равной 97 733 099 руб. на дату установления кадастровой стоимости 29 декабря 2021 г. на период с 17 января 2022 г. по 21 августа 2022 г., указав в обоснование исковых требований, что является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта об определении кадастровой стоимости - АОКС-38/2022/000007 от 14 января 2022 г. и составляет 132 550 642,35 руб., что значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает права истца, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Городское развитие» представило отчет ООО «(данные изъяты)» от 30 марта 2022 г. № 74-К/22, которым рыночная стоимость была установлена в размере 63 230 000 руб. по состоянию на 29 декабря 2021 г.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец в первоначально поданном административном исковом заявлении просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости равной 63 230 000 руб. на основании отчета ООО «(данные изъяты)» от 30 марта 2022 г. № 74-К/22 по состоянию на 29 декабря 2021 г.

Впоследствии, с учетом заключения эксперта (данные изъяты)М.А. № 923/4-4 от 4 августа 2022 г., административный истец уточнил заявленные исковые требования, представив заявление об уточнении исковых требований от 12 августа 2022 г. об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 97 733 099 руб. на дату установления кадастровой стоимости 29 декабря 2021 г. на период с 17 января 2022 г. по 21 августа 2022 г.

Представитель административного истца С.С. в судебном заседании указала, что поддерживает уточненные исковые требования, с результатами судебной оценочной экспертизы проведенной экспертом М.А. ((данные изъяты)), которой установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной 97 733 099 руб. согласна.

Представитель административного ответчика – Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, направил в письменной форме отзыв относительно заявленных требований, в котором указал на допущенные нарушения в отчете об оценке ООО «(данные изъяты)» от 30 марта 2022 г. № 74-К/22, представленном административным истцом, просил принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, направил в письменной форме отзыв относительно заявленных требований, в котором указал в котором указал на допущенные нарушения в отчете об оценке ООО «(данные изъяты)» от 30 марта 2022 г. № 74-К/22, представленном административным истцом, просил отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца, рассмотреть дело в его отсутствие.

В отзывах относительно исковых требований представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» также просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие, указав, что не имеют возражений относительно установления судом кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по представленному административным истцом отчёту об оценке.

Представитель заинтересованного лица – администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что согласен с выводами эксперта, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составляет 97 733 099 руб., так как данный размер стоимости соответствует сложившемуся рынку рассматриваемого сегмента.

Учитывая, что административный истец, административные ответчики и заинтересованные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. При расчете земельного налога применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункт 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке).

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

Судом установлено, что ООО «Городское развитие» является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадь 32849 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгового назначения, местоположение: <адрес изъят>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12 апреля 2022 г.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет Дата изъята

17 января 2022 г. на основании акта об определении кадастровой стоимости - АОКС-38/2022/000007 от 14 января 2022 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 132 550 642,35 руб. по состоянию на 29 декабря 2021 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности ООО «Городское развитие» как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 января 2022 г.

С настоящим иском ООО «Городское развитие» обратилось в суд 4 апреля 2022 г., то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО «(данные изъяты)» А.И.. от 30 марта 2022 г. № 74-К/22, которым установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 63 230 000 руб. по состоянию на 29 декабря 2021 г.

С учетом мнения административных ответчиков, заинтересованного лица –администрации г. Иркутска с целью проверки достоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка определением суда от 25 мая 2022 г. назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта М.А. ((данные изъяты)) от 4 августа 2022 г. № 923/4-4 отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, представленный в суд административным истцом не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 29 декабря 2021 г. составляет 97 733 099 руб.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной оценочной экспертизы, поскольку заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Лицами, участвующими в деле, их представителями заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной судебным экспертом рыночной стоимости земельного участка не поступило. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленной заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости принадлежащего земельного участка, административными ответчиками в нарушение требований статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.

Суд признает заключение судебной экспертизы от 4 августа 2022 г. № 923/4-4 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки – 29 декабря 2021 г.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ООО «Городское развитие». Кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят суд устанавливает в размере его рыночной стоимости 97 733 099 руб., определенной на основании судебной оценочной экспертизы по состоянию на 29 декабря 2021 г.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «Городское развитие» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – 4 апреля 2022 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское развитие» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадь 32849 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты торгового назначения, местоположение: <адрес изъят>, - в размере его рыночной стоимости 97 733 099 (девяносто семь миллионов семьсот тридцать три тысячи девяносто девять) руб. по состоянию на 29 декабря 2021 г. на период с 17 января 2022 г. по 21 августа 2022 г.

Дата обращения ООО «Городское развитие» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости – 4 апреля 2022 г.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022 г.

Председательствующий судья Е.Н. Трофимова